Конспект занятия по познавательному развитию № 5 в средней группе Тема: «Какие мы?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Какие мы?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kakie_my.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 5

в средней группе

Тема: «Какие мы?»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: закреплять знания детей о том, что люди все разные.

Программное содержание: учить детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: демонстрационный – набор карточек со схематическим изображением людей в разных позах, фотографии людей; раздаточный – листы бумаги; пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети знают сходства и различия людей.

Структура занятия

I

Вводная часть

 Беседа

3 мин

II

Основная часть

15 мин

1

Работа с пособием

«На какие группы  разделить людей?»

1 мин

2

Работа с пособием

«Помоги Тане нарисовать рисунки»

2 мин

3

физкультминутка

«Стоп!»

3 мин

4

Работа с пособием

«На каких рисунках мальчик – настоящий мужчина?»

3 мин

5

Игра

«Фотограф»

3 мин

6

Работа с пособием

«Раскрась рисунок»

3 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

- В прошлый раз мы говорили о вашей семье, о мамах и папах, бабушках и дедушках. А как одним словом всех их и нас можно назвать? Кто мы? (Мы – люди.)

- Все мы разные. Есть совсем маленькие, есть постарше, есть взрослые, пожилые. Кого из ваших знакомых можно назвать пожилым, маленьким, взрослым?

- Вы все маленькие. Значит, вы все одинаковые?

- Нет, среди вас есть и девочки и мальчики, среди взрослых – женщины, и мужчины. Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?

- Одинаковый ли у вас цвет волос?

- Все ли вы одного роста?

Предложите детям померяться ростом.

- Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют одним словом «люди»?

- Что у нас, людей, общего?

 Дети в затруднении – они с лёгкостью находят отличия и с трудом общее. Решение подсказывает воспитатель.

- Внимательно посмотрите друг на друга. У всех есть голова.

- На чем «сидит» голова? (На шее.)

- Что находится ниже шеи? (Плечи.)

- От плеч две руки, правая (показать ее) и левая. Рассмотрим руки. Вот эта часть (показать) называется кистью руки. Как вы думаете, почему ее так назвали?

- С одной стороны кисть – ладонь. Каждый палец имеет свое название: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Как вы думаете, почему их так назвали?

- Покажите, где у вас туловище.

- Что находится на туловище впереди? (Грудь, живот.)

- А сзади? (Спина.)

- Внизу – ноги. Вот эта часть ноги (показать) называется ступней. Как вы думаете почему? (От слова «ступать».)

II. Основная часть

1. Работа с пособием (задание 1)

- Расскажите, кого и что вы видите на картинке?

- Как можно назвать людей, нарисованных на картинке?

- Сколько человек изображено на картинке?

- Чем они отличаются?

- Сколько детей изображено на картинке?

- На какие группы можно разделить людей на картинке? (На мужчин и женщин, на мальчиков и девочек.)

2. Работа с пособием (задание 2)

- Давайте нарисуем схему человека. Схема – это рисунок, который показывает, что общего есть у всех людей. (Воспитатель рисует одну картинку.)

- Как вы думаете, кого из выступающих изобразила Таня?

- Почему вы думаете, что девочку?

- Как можно изобразить мальчика?

- А теперь помогите Тане нарисовать схемы танцующих детей.

3. Физкультминутка

Игра «Стоп!»

Дети под музыку двигаются. С остановкой музыки или на сигнал воспитателя «Стоп!» они принимают позу (нарисовать ее на карточке).

           

После игры воспитатель предлагает еще раз посмотреть друг на друга и подумать, на какие группы дети могут разделиться. Нужно дать им возможность сделать это самостоятельно.

- Какие у нас мальчики, будущие мужчины? (Сильные, смелые.)

- А для чего им нужно быть такими? (Чтобы делать более тяжелую работу, защищать слабых.)

- А девочки?

Воспитатель показывает детям два рисунка.

- Кого изобразил художник?

- Почему вы так думаете?

4. Работа с пособием (задание 3)

- Ребята, каким, по вашему мнению, должен быть мальчик, мужчина. (Он должен быть сильным не только для того, чтобы защищать слабых, но и для того, чтобы помогать девочкам, женщинам.)

- Как вы думаете, на каких картинках изображён мальчик, про которого можно сказать: «Он настоящий мужчина»?

- Почему вы так думаете?

5. Игра «Фотограф»

- Вы все наверняка не раз фотографировались. А сейчас представьте себе, что вы фотографы. К вам пришли клиенты. Вы должны их «сфотографировать», а зачем «напечатать» фотографии.

Воспитатель на непродолжительное время показывает карточку с изображением человека в определённой позе. Дети по памяти зарисовывают его – «печатают» фотографии. Затем клиенты приходят за заказом. Задание проверяется.

           

- Глядя на этот рисунок, каждый скажет, что это человек. Давайте сравним человека и, например, кошку. Чем они похожи?

Дать возможность детям выявить признаки внешнего сходства: голова, уши, глаза, нос. У человека лицо, у кошки морда. У человека руки и ноги, у кошки лапы. Самое главное сходство заключается в том, что и кошка, и человек живые. Они дышат, едят, двигаются, болеют, у них бывают дети.

- Чем они отличаются? (Кошка покрыта шерстью, у человека волосы на голове. У кошки хвост, у человека его нет. У кошки четыре лапы, у человека две руки и две ноги.)

- Но самое главное отличие: человек умеет думать и говорить. Мы можем с помощью речи общаться, делиться радостью  горем, задавать вопросы и отвечать на них, решать разные проблемы. Животные тоже общаются, но по-своему. Например: вывели на прогулку двух щенков. Весело им бегать по двору! И вдруг увидели мяч! Щенят двое, мяч один. Начали вырывать его друг у друга, рычать, кусать. А как поступят два мальчика? (Нужно попытаться договориться, ведь мы люди.)

6. Работа с пособием (задание 4)

- Как вы думаете, что нарисовано на картинке?

- Что можно сказать о количестве мальчиков и девочек на картинке?

- Кого больше? (Мальчиков больше.) 

- Почему? (Мальчиков больше, чем девочек, потому что 3 больше 2.)

- Раскрасьте рисунок так, чтобы рубашки у мальчиков были разного цвета, а платья у девочек – одинакового.

- Как вы считаете, всё ли правильно нарисовал художник?

- Закончите рисунок так, чтобы дети держались за руки.

III. Заключительная часть

Итог

Положить перед детьми фотографии с изображением детей и взрослых.

- Кто это?

- Да, это все люди.

- На какие две группы можно их разделить? ( На взрослых и детей.)

- Как вы думаете, кого больше: детей или взрослых?

- Отгадайте загадки, и объясните по каким признакам, вы догадались, о чём идёт речь.

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)

У двух матерей

По пять сыновей –

Одно имя всем. (Руки и пальцы.)

Есть у меня работники,

Во всем помощь охотники.

Живут не за стеной,

День и ночь со мной –

Целый десяток

Верных ребяток. (Пальцы.)

Пришли гости –

И под лавку. (Ноги.)

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! – говорят.

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка,

Да крошка Тимошка. (Пальцы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: ­­-Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...