"Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тодораш Любовь Анатольевна

Конспект интегрированного  занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Путешествие по временам года"49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 250 г. Челябинска"

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

по  "Познавательное развитие", "Речевое развитие",

"Социально - коммуникативное развитие"

На тему: "Путешествие  по временам года"

Тодораш Любовь Анатольевна

 

Цель:

Формирование представлений детей о временах года.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания о временах года;

- обогащать словарный запас;

- формировать знания о природе;

- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах;

- учить воспринимать красоту природы.

2. Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы;

- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к природе;

- доставить детям радость и удовольствие от игр;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Оборудование:

кукла Фиолетка;

Изображение "Сестры"  времена года;

Предметы для игры: "мусор": фантики от конфет, коробки от сока, напитков, йогуртов, ведра;

Иллюстрации с сюжетами времён года;

Набор геометрических фигур, картон;

Листы формата А4 ( с изображением овощей и фруктов);

Фломастеры.

Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:  Здравствуйте мамы и папы! Мы рады, что Вы пришли к нам в гости.   И приглашаем Вас  с нами совершить путешествие в наш красивый бор.

Природа делает наш мир краше и добрее, приучает к бережливости и любви к родной стране. Познать окружающий мир детям проще через сказки, рассказы о природе, где дети узнают о главных ценностях в мире, в котором мы живём.

Воспитатель и дети встают в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

Упражнение 1.  (Пантомима) "Мишка косолапый"

Инструкция:  Дети совместно с педагогом читают стихотворение и производят движения пантомима.

 Воспитатель: Мальчики и девочки.

 А какое сейчас время года? (весна).

Весной природа освобождается от снежных одежд и ледяных оков. Пробуждается весь растительный и животный мир, просыпается лес и в скором времени звонкие голоса пения птиц разбудят все вокруг. Весне дорогу.

(Раздается стук в дверь)  Появляется девочка Фиолетка.

Фиолетка:

 Здравствуйте, мальчики и девочки! Вы меня узнали? Я случайно услышала, что вы говорили о какой-то весне? А что это такое?

Ответы детей: (Время года.)

 Фиолетка: У нас в Цветочном городе всегда только одно время года – лето, а что такое весна я не знаю.

Воспитатель. Фиолетка, а у нас кроме лета, есть еще и другие времена года.

 Мальчики и девочки подскажите.

 Ответы детей:  (Весна, зима, осень.)

И идут они друг за другом по порядку. Какое время года наступает после лета? А после осени? А после зимы что наступит? А какое время года сменит весну?

Фиолетка: . Ой, как интересно. Вы расскажите мне  о весне?

Воспитатель. Конечно, расскажем.

У матушки Природы было четыре дочери: Весна, Лето, Осень и Зима. Самая младшенькая – Весна – была очень хрупкой нежной девочкой. Ее платье и туфли были сделаны из молодых побегов, листочков и почек.  Сестра постарше, которую звали Лето, очень любила  зеленый цвет, и все ее зеленые наряды  были украшены летними цветами. Сестра Осень была взрослой, она носила красивые разноцветные костюмы, в которых сочетались всевозможные цвета и украшала голову венком из осенних цветов.  Самой старшей сестрой была Зима. У нее был суровый нрав, но с любимыми  сестрами она была мягкой как первый  пушистый снег. Зима любила одеваться только в белые платья и хрустальные ледяные туфли.

Фиолетка: Как интересно.

Воспитатель: Слушайте дальше.

Как-то раз матушка Природа собрала всех своих дочерей и сказала им: Вы уже взрослые и сами можете следить за хозяйством. Поэтому я разрешаю вам  самостоятельно заняться делами.  Обрадовались сестры, что матушка Природа разрешила им похозяйничать и стали распределять обязанности.  Вот тут-то они и столкнулись с первыми трудностями. 

Фиолетка: С какими?

Воспитатель: Сёстры никак не могли решить, кто же будет в наш Челябинский бор приходить первым.

Зима сказала: "Я старшая и поэтому я хочу, чтобы все вокруг было белым-бело, чтобы были большие сугробы и тогда мы сможем лепить снеговиков, кататься на коньках и прыгать в сугробы".

Осень говорит: "Я не согласна, что такое все белое, да белое. А у меня все будет цветное, яркое и праздничное.  Мы будем гулять и бегать по лужам, после большого осеннего ливня".  

Лето сказала: "Сестры, что вы спорите, это все не то. Вот зеленая пора, яркое солнце, разноцветные цветы – вот это чудо. Мы целыми днями сможем загорать, купаться в море, слушать щебет птиц и темными ясными ночами смотреть на звезды и петь песни у костра". 

А мнение самой младшей сестры Весны никто не спросил. Все решили что она слишком мала и ничего им интересного предложить не сможет, поэтому хозяйничать она не будет.

Упражнение 2 "Времена года"

Инструкция: Раскладывание сюжетных  иллюстраций.

Воспитатель:  Начнем мы с лета. Давайте вспомним какое лето в лесу?

Мальчики и девочки, расскажите Фиолетке, какое у нас лето?

Ответы детей: Жаркое, солнечное, все деревья зеленые, трава зеленая, птицы поют, бабочки летают, ягоды спеют.

 Воспитатель: Фиолетка а какое лето в Цветочном городе?

Фиолетка: Цветочное. Отгадайте - ка загадки. И вы узнаете какие из множества цветов живут у нас в Цветочном городе.

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в желтый сарафанчик

Нарядился … (Одуванчик.)

Стоит в лесу кудряшка

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка.)

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)

Фиолетка . Молодцы! А еще у нас летом много ягод, грибов, орехов. Но так, как мы очень маленького роста, нам очень трудно их собирать.

Воспитатель.  Мальчики и девочки!  поможем Фиолетке  и ее друзьям? Жителям Цветочного города.

 Упражнение 3.Игра "Собери урожай"

Инструкция: Соединить на листе бумаги точки.

Воспитатель. Давайте, посчитаем, сколько набрали овощей и фруктов.

Ответы детей.  (Дети отдают корзинки с урожаем Фиолетке.)

 Воспитатель: Пока мы помогали Фиолетке,  у нас в природе произошли изменения. Посмотрите, что вы видите на картине?

Ответы детей:

(наступила осень). Как вы определили? (листья на деревьях стали разноцветными). А что еще происходит осенью? (листья опадают, становиться холодно, солнце мало светит, идут дожди, птицы улетают в теплые края, дикие животные готовятся к зиме)

Упражнение 4 (физминутка "Ветер дует нам в лицо")

Инструкция:  Выполнение движений по тексту.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише тише, тише

Деревцо всё выше выше.

Воспитатель. Посмотрите, в природе опять произошли изменения.  Какое наступило время года?

Ответы детей: (зима).

Фиолетка:  А как вы определили?

Ответы детей: (лежит снег на деревьях, на земле, мороз, птиц не видно, т.д.)

Воспитатель. Не смотря на то, что зимой очень холодно, мы ее очень любим. А за что? Ответы детей:(можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика, играть в снежки).

Давайте, мы покажем  Фиолетке, как мы гуляем на улице.

 Упражнение 5 (Динамическая пауза)

Инструкция: (Выполнение движений по тексту.)

 Раз, два, три, четыре, пять - 

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, 

Птичек крошками кормили, 

С горки мы потом катались, 

А ещё в снегу валялись. 

Все в снегу домой пришли. 

Съели суп и спать легли.

Воспитатель. Вот видишь, Фиолетка, какая бывает зима. А после зимы:

Природа проснулась, 

Все радостью дышит.

Становятся дни все длинней и длинней.

И солнце гуляет по небу все выше,

И веет теплом от оживших полей.

О каком времени года я прочитала вам стихотворение? (весне).

Фиолетка:  А какие признаки у весны?

Ответы детей:  (становится тепло, тает снег, на ветках распускаются листочки, зацветают первые цветы, дикие животные меняют свои шубки на летние

Воспитатель. Посмотрите, как красиво весной в лесу?

 Весна сначала растопила снег и лед. Зазвенела капель, побежали ручьи, прилетели грачи, ласточки и другие птицы. На деревьях и кустах набухли почки, из земли стали пробиваться зеленые ростки, появились подснежники, расцвели сады.  Воздух прогрелся и стало тепло и радостно. Везде летают бабочки. У птиц появились птенцы. Все проснулось и ожило.

Что это такое? (вся поляна в мусоре). Кто же так сделал? Наверно, кто-то уже побывал в лесу, любовался природой, и оставил после себя мусор. Как нам поступить?

Ответы детей: (убрать мусор).

Дети берут ведра и убирают мусор.

Воспитатель. Молодцы мальчики и девочки!

Почему нельзя оставлять мусор в лесу?

Ответы детей: (это опасно для людей, животных, вредно для природы).

А кто возвращается в лес из теплых краев? (птицы).

Воспитатель: Посмотрите к нам залетела необычная птица.. Она умеет разговаривать.

Птица: Здравствуете мальчики и девочки! Я прилетел к вам из тёплой страны. Но  мне пока негде жить. Что мне делать?

Воспитатель:

А ведь весной люди помогают птицам. Как?

Ответы детей: (делают скворечники).

Вот и мы сейчас сделаем скворечники для птиц.

Дети выкладывают скворечники из геометрических фигур.

Молодцы!  Помогли птицам.

А на смену весне опять пришло лето.

Фиолетка:  Спасибо вам замечательные дети, что познакомили меня со всеми временами года. А еще попрошу вас вечером нарисовать для жителей цветочного города рисунки о своем любимом времени года.

А мне пора отправляться домой и рассказать своим друзьям о том, что я узнала от вас о временах года.

Воспитатель. Спасибо и тебе Фиолетка, мы с  мальчиками и девочками  тоже вспомнили, что происходит во все времена года, а вечером постараемся выполнить твою просьбу.

Дети прощаются с Фиолеткой.

Воспитатель:  Старшие сестры Зима, Осень и Лето  поняли, как были не справедливы по отношению к младшей сестре Весне  и не оценили ее способности и таланты.  Хоть и маленькая она, Весна, да удаленькая. 

Рефлексия:

Воспитатель" Мальчики и девочки.

Что понравилось вам в нашем путешествии?

Кто из сестёр понравился больше? Чем?  

Молодцы, вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо вам большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к временам года

Знакомство с временами года, счет в пределах 10...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...