Проект «Зимующие птицы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Пыркова Алена Алексеевна

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

-пополнить развивающую предметно-пространственную среду материалами и оборудованием по теме проекта;

-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, аппликации, ручном труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pyrkova_a.a.docx60.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой

Сроки реализации: 2 недели

Возраст воспитанников: 5 - 6 лет.

Участники: педагог, дети и родители старшей группы.

Проблема: Проведя беседу с детьми, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц) удалось установить, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников беречь окружающий мир, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Программное содержание:

- равивать интерес к миру природы,

- расширять и уточнять представление о зимующих птицах,

- создать условия для исследовательской деятельности,

- развивать представление о том, что человек это часть природы и он должен ее охранять и защищать.

Актуальность:

Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

Объект проекта: птицы нашего края.

Предмет проекта: особенности заботливого отношения о зимующих птицах.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

-пополнить развивающую предметно-пространственную среду материалами и оборудованием по теме проекта;

-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, аппликации, ручном труде.

Ожидаемые результаты:

- Заинтересованность детей и родителей в совместной заботе о птицах, в желании помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

- Укрепление детско-родительских отношений.

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Используемая литература

  1. Веракса Н.Е. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез
  2. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! М.: Баланс
  3. Лифц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. М.: Айрис-Пресс
  4. Агронович З.Е. Времена года. М.: Детство-Пресс
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение
  6. Хрестоматия для детей 5-6 лет.

Содержание проекта

1 Этап подготовительный:

- Определение темы проекта, задач.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Перспективное планирование проекта.

- Подбор необходимой литературы.

- Разработка и накопление методических материалов по теме.

2 Этап основной.

Первая неделя:

- Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Что мы знаем о птицах»

- Дидактические игры «Счет птиц», «Угадай птицу по описанию», «Летает - не летает»

- Подвижные игры «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы» «Воробушки и автомобиль»

- Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц».

- Рассматривание иллюстраций с изображение зимующих птиц

- Чтение рассказов «Воробей» И.Тургенев; «Воробьишко» М.Горький; «О чем плачет синичка?» Сухомлинский.

- Отгадывание загадок

- Рисование «Птички на ветках»

Вторая неделя:

- Беседа: «Покормите птиц зимой»

- Чтение рассказов: «Воробей» Рубцова Н. «Синички» Э. Булгакова

- Консультации для родителей «Кормушки для птиц своими руками».

- Пальчиковая гимнастика «Воробей»

- Отгадывание загадок о зимующих птицах

- Дидактические игры «Прилетели птицы» «Четвертый лишний».

- Подвижные игры «Филин и пташки». «Птички в гнёздышках» «Вороны и собачка»

- Советы родителям «Покормите птиц зимой».

- Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». А. Яшин

- Аппликация «Зимующие птицы в кормушке».

  1. Этап заключительный.

- Викторина «Кто больше знает о птицах?»

- Изготовление кормушек совместно с родителями

- Памятки по кормлению птиц зимой

Приложение 1

Беседа. «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цели:

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Материал: Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам прилете попугай, его зову Кеша Он живет в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. Кеша, ты сможешь отгадать загадку? Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Воспитатель: В какое время года бывает мороз?

(Кеша не знает. Помогают дети: зима - чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу).

Воспитатель: А как зимуют наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? (Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться. Педагог вывешивает картинку с изображением кормушки.)

Воспитатель: К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму. (Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Ребята, расскажите Кеше, как зовут этих птиц. Почему убрали других птиц?

Что это за птицы? (Перелетные: ласточка, мухоловка, зарянка).

Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные птицы – снегири и свиристели.

 (Вывешивается картина – городской пейзаж с зимующими птицами.)

Воспитатель: В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи с городскими и больше летают около жилья. (Вывешивается картина леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу.) Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними Кешу.

(На полях между кустов видны следы тетеревов и рябчиков. Вместе с синицами по лесу кочуют поползни, пищухи, корольки, большой и малый пестрые дятлы).

Воспитатель: В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их.

(Ответы детей: клест, свиристель, чиж.)

Воспитатель: Такие птицы называются растительноядными, или зерноядными. У этих птиц клюв не очень длинный, широкий, тупой. (Выставляется модель.)

Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми. Такие птицы называются насекомоядными. Кто может найти насекомоядных птиц?

(Дети выбирают и называют: поползень, синица, дятел, пищуха.) Воспитатель: Посмотрите, какой клюв у этих птиц (острый, длинный, немного загнутый - модель). Как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

Проводится игра «Узнай по клюву». У каждого ребенка изображение без клювика. Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.

2.(За столами.)

Задания:

«Чьи следы?» - определить, какая птица оставила тот или иной след; «Зимующие – перелетные» - отделить зимующих птиц от перелетных;

«Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птицам;

«Кто на кормушку прилетел?» - найти зимующих птиц;

«Узнай какое время года?» - по действию птиц узнай когда это бывает. (Птенцы, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц и т.д.);

«Дикие – домашние птицы» - отделить домашних от диких.

Дети рассказывают, что они сделали, Кеша оценивает их ответы.    

Физкультминутка.

Под музыку дети изображают птицу.

Кеша отгадывает, что это за птица.

1.(Дети работают на панно.) Под надписью «Насекомоядные»

2.Дети выкладывают соответствующих птиц.

3.Затем подбирают модельки с едой – что едят эти птицы.

4.Под названием «Растительноядные» -также подбирают птиц и модели питания (ягоды рябины, шишки можжевельника и ели).

Воспитатель: Поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц наблюдается заметное оживление. Стайки воробьев задорно чирикают, усевшись на пригреве. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У черных воронов начинаются «воздушные игры».

До весны еще далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полет у них совсем иной, чем в остальное время: то, сложив крылья, они падают вниз, то поднимаются высоко, а то парят в воздухе. Они в это время всегда парами.

Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь. Каких кочующих птиц вы знаете? (Снегирь.)

(Выставляется на панно картинка.)

Кто сможет рассказать о снегире?

(Ответы детей: они кормятся семенами березы, сирени, можжевельника, ягодами рябины, снегири – спутники зимы.)

Воспитатель: Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.

К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких свиристелей.

Прилетели свиристели

Песню севера запели (А. Барто)

Шумные стайки чечеток с серовато – буром оперении и малиново - красных шапочках прыгают с ветки на ветку.

Выщипывают семена ольхи и березы. По проселочным дорогам на полях    собираются стайки миловидных пуночек.

Их называют подорожниками, или снегурочками. Прилетают они из далеких мест – тундры. Питаются они семенами сорняковых растений или подбирают зерна, оставшиеся в поле. А где же ночуют птицы?

Синицы – гаички, хохлатые, поползни, пищухи, корольки ночуют в дуплах по нескольку птиц, и даже в сильные морозы не вылетают оттуда. Большинство птиц ночует под крышами домов.

Но есть птицы, которые ночуют под снегом – это лесные куры (глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки.)

Тетерева бросаются под острым углом с высокого дерева или прямо с полета вниз и исчезают в рыхлом снегу.

Там они и спят в тепле и прячутся от хищников (лиса, рысь). При выходе тетерева сильным ударом головы и крыльев пробивают снег и с шумом вылетают. Питаются они березовыми почками и сережками.

Зима тяжелое время года. Но тем не менее любители – рыболовы и среди птиц. Кто расскажет о таких птицах?

(Ответы детей.)

(Ставится картинка – серая ворона.)

Воспитатель: Не успеет отойти рыбак от лунки, а серая ворона тут как тут. Она не только подбирает отбросы, но и сама ловит рыбу. Она неподвижно стоит у лунки, терпеливо ждет, пока рыба неосторожно поднимется вверх, чтобы глотнуть свежего воздуха. Одно мгновение – и жертва в клюве. Удивительный рыболов и оляпка (водной воробей). Маленькая буровато – серая, с белым пятном на груди птичка.

Она поднимается в воздух, делает круг и бросается в холодную воду. Проходит 15 – 20 секунд, птичка показывается из воды, держа в клюве водяного жука.

Усевшись на камень, она съедает его. Оляпка может плавать и бегать под водой даже против течения, цепляясь за неровности дна. Оляпка хорошо видит под водой.

Мороз ей не страшен. Правда, когда он скует льдом речку, ей приходится искать прорубь. Зимой оляпка ночует на берегу, в углублении между корнями растений. Оперение у нее густое, плотное, смазывается жиром из копчиковой железы Ушное отверстие закрывается под водой кожистой складкой. Воспитатель: Кеша, ты со многими птицами познакомился, а вот еще одна удивительная птица. (Вывешивается картинка клест.) В самые трескучие морозы на высоких заснеженных елях эти птицы вью теплые гнезда.

Нарядный, словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекает подружку, сидящую в гнезде, и кормит ее и птенцов отрыжкой еловых семян. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семена выпадут и птицам будет трудно добывать корм. Сегодня мы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые – орнитологи.

А наша с вам задача – помочь птицам в это трудное время, «чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.» Давайте, ребята, придумаем знаки - правила охраны птиц зимой.

(Дети предлагают и объясняют свои знаки)

Приложение 2

БЕСЕДА:

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ»

Цели:

  1. Формировать экологическую культуру у детей;
  2. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

  1. расширить знание детей о зимующих птицах;
  2. формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  3. воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  4. вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
  5. совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;
  6. совершенствовать диалогическую речь;

Словарная работа:

клест, свиристель;

зимующие птицы;

перелётные птицы.

Оборудование к занятию:

картинки с птицами, кормушка

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

 Методика проведения занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Сегодня мы поговорим о

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это – …(птицы)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

2.Основная часть:

Игра "Прилетели птицы"

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи (на слово "мухи" - хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (на слово "макароны"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки (на слово "комары"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы (на слово "куницы"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы и скворцы… Все вы молодцы!

Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы смастерим кормушки. А у меня есть вот такая кормушка.

(Воспитатель показывает детям панно “Кормушка”.)

Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый...(воробей)

Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора? такая всем морока,

Когда трещит...(сорока)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.(синица)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

Кар-кар! (ворона)

Чик-чирик, чив-чив! (воробей)

Ча-ча-ча! (сорока)

Свири-свир! (свиристель)

Цок-цек, цок-цек! (клёст)

Рюм-рюм-рюм! (снегирь)

Синь-синь-синь! (синица)

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник – снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:

1. во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;

2. подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3. кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

4. корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

6. Кормушки нужно держать в чистоте.

7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

 Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.

Ответы детей.

3.Заключительная часть:

Воспитатель: А сейчас выходите, вставайте в круг, и давай те поиграем.

Игра называется “Угадай-ка”. Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.

Проводится игра.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах, как мы можем им помочь зимой. Что вам понравилось на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: А что было сложного на занятии?

Ответы детей.

Рефлексия

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о зимующих птицах.

Приложение 3

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

ТЕМА: «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Содержание:

Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны! »

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

Потерпи не долгий срок… »

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое! »

Приложение 4

Анкета для родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на наши вопросы.

  1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?
  2. В какое время суток насыпаете корм?
  3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе; на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое) .
  4. Чем кормите птиц?
  5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?
  6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?
  7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?
  8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?
  9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется?
  10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?
  11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?
  12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?
  13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?
  14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?

Приложение 5

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ В КОРМУШКЕ"

Цель:

Учить детей изображать птиц аппликационным способом из отдельных частей разной формы и величины.

Задачи:

Продолжать формировать умения разрезать квадрат по диагонали на 2 прямоугольника.

Продолжать формировать умения  вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.

Закреплять навыки рисования мелких частей тела: клюв, лапки.

Развивать у детей речь, мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение и заботу о птицах.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Методика проведения занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сядьте ровненько, спина прямая, ноги вместе. Скажите, а какое время года сейчас?

А какие птицы зимуют с нами? Как их называют одним словом? - Зимующие.

Назовите их. И почему они не улетают в теплые края, а остаются с нами зимовать? (ответы детей)

А как вы думаете, ребята, трудно птицам зимовать? Почему? (ответы)

А как люди и мы с вами можем помочь птицам перезимовать и не погибнуть в холодную зиму (ответы)

2.Основная часть:

Вот и мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц в кормушке, и тоже будем их кормить зернышками. А каких будем делать птиц, отгадайте:

1. В серой шубке перовой и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвиться, не орел, а все же птица.

(воробей)

2.Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют,

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут.

(снегирь)

3.Постучит в окошко птичка, ты кто? (синичка)

Чтоб не мерзла за окошком, я ей кину хлеба крошку.

Да, ребята, мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц; снегиря, воробья, синицу. А сейчас немножко отдохнем. Встали.

Физкультминутка:

Птички в гнездышках сидят и на улицу глядят,

Погулять они хотят и тихонечко летят.

А сейчас, ребята, пройдите за рабочие места.

Воспитатель выставляет 3 образа птиц, рассматривают.

У вас на подносах исходные формы: квадрат, прямоугольник и еще 1 квадрат. Что мы будем вырезать из квадрата? (голова)

Из прямоугольника? (Туловище)

Если у кого прямоугольник желтый- -это будет синичка, красный- -снегирь, коричневый – воробей.

Клюв, лапки, глаза – мы подрисовываем фломастером. Из полоски желтого цвета путем складывания гармошкой вырезаем кружочки - это корм для птиц, мы его просто высыплем в кормушку.

А сейчас сделаем  пальчиковую гимнастику "Дружба"

Практическая деятельность детей.

3.Заключительная часть:

В конце дети птичек ставят в свои кормушки и вешают на нарисованную березу.

Рассматривают птиц.

Воспитатель хвалит детей.

Приложение 6

Консультация для родителей

«Кормушки для птиц своими руками»

Гулял я в парке поутру и песню напевал.

Вдруг у разлапистой сосны кормушку увидал.

Синички клювами стуча, мечтали о весне

И подпускали ребятню к разлапистой сосне.

И удивлялись малыши подобным чудесам,

И благодарность малышей читалась по глазам.

Какой же добрый человек кормушку смастерил

И аппетита пожелал, и птичек накормил.

Кому-то слезы иссушил, кого-то подбодрил,

А с кем-то лучик доброты по-братски разделил.

Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они легко развешиваются на веточках. Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.

Для синичек.

Синички – единственные птички, которые способны кушать на лету. Самым простым кормом для них будет кусок сала, висящий на веревке, а вороны и голуби не смогут его съесть.

Классическая кормушка.

Для изготовления самой популярной "модели" кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10-15 см, достаточно крупная, 2 листа ДВП или доски, метла. Березовую ветвь следует разрезать на 4 ровных куска и прикрепить к ним ДВП или досточки. Наверх прикрепите метлу (нижнюю часть, чтобы кормушка была устойчивой, после чего можно вешать ее на дерево.

Из пластиковой бутылки.

Можно изготовить из пластиковой бутылка и простой вариант автокормушки. Подготовьте какую-нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать, вам нужно будет только время от времени наполнять кормушку.

Самая простая кормушка – из молочного пакета.

Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево.

Сложные конструкции.

Рассмотрите и более сложные модели кормушек, которые могут стать настоящим украшением любого двора или сада.

На столбах укрепляются стационарные кормушки для птичек. Их кормовые столики и крыши можно изготавливать из тонкой фанеры или древесно-стружечных плит. Можно сделать и двухэтажную кормушку, использовав для невысокого первого этажа жестяную чашу с бортиками, а второй этаж делая деревянным. Крышки и боковые стенки позволяют сделать так, чтобы корм был недоступен для голубей, а синицы любят заскакивать в укрытия и быстро освоятся в своей новой столовой.

Помочь пернатым друзьям, своевременно развесить кормушки станет доброй традицией в нашем детском саду!

Приложение 7

Советы родителям «Покормите птиц зимой…»

Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода много тепла теряют зимующие птицы. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти.

Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись.  Почему? Оказывается, они не летают в мороз, потому что птица в полете мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит, у нее находится между перьями неподвижный воздух. Он не пропускает холод к телу птицы и задерживает тепло. В полете же со всех сторон к телу птицы устремляется морозный воздух, и она мерзнет на лету.

А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем она это делает? Птица обогревает свои ноги, попеременно поднимая их с холодной земли.

Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы под крыло. Зимой сбиваются в стаи даже те птицы, которые летом живут в одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся опасность.

Зима – тяжелое время года для всех птиц, но не из-за холода и морозов, а из-за того, что с наступлением холодов исчезает или значительно сокращается корм. Зимний день короток и время на поиск пищи у птиц немного. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, села, деревни - ближе к людям. 

Правильно организованная подкормка, поможет зимой выжить большему количеству птиц.

Многие из нас устраивают для пернатых подкормочные площадки, кормушки. Но необходимо соблюдать определенные  правила в кормлении: 

1. Постоянно пополнять кормушки. Причем желательно это делать по утрам. 

2. Следует учитывать, что нельзя кормить птиц жаренными или солеными семенами, салом, мясом. 

3. Нельзя подкармливать птиц крошками черного или ржаного хлеба, это может привезти к их гибели.

4. Нельзя давать птицам прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты, т.к. в них вырабатываются токсины, смертельные для птиц.

5. Нельзя просто перекармливать птиц, поэтому обновлять содержимое кормушки рекомендуется не чаще одного раза в день.

Лучше всего для кормления птиц подходят:

1. Просо, овес, пшеница - наиболее универсальный корм, который привлекает птиц, питающихся различными семенами и злаками.

2. Семена подсолнечника - большое количество растительных жиров, содержащихся в них, являются важным источником пополнения энергии в условиях зимних холодов.

3. Сало, мясо - так же можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят некоторые виды птиц. Но стоит помнить, что эта пища должна быть несоленой и не вареной. Эту подкормку нужно размещать таким -подвешивают на веревочках около кормушек (чтобы она не досталась воронам, сорокам, галкам, кошкам и собакам).

4. Сушеная рябина и боярышник - нужно заготовить и высушить с осени. Они привлекают самых красивых зимних пернатых представителей - снегирей и свиристелей.

5. Семена клена и ясеня (крылатки) - облетают с деревьев осенью и остаются под снегом. Крылатки собирают осенью и вывешивают на кормушки. 

6. Шишки, желуди, орехи – являются основным рационом некоторых птиц. Если заготовить их осенью, можно привлечь к своей кормушке дятлов и соек.

Приложение 8

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

- воспитывать интерес, любовь и чуткое отношение к птицам;

- развивать кругозор детей по экологическому воспитанию;

- формировать навыки работы в группе.

Предварительная работа:

Беседы, проведение наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование:

1. Демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц: ворона, воробей, дятел, голубь, сорока, синица, снегирь, разрезные картинки с изображением зимующих птиц, кормушки и корм для птиц.

2. Раздаточный материал: разрезные карточки к упражнению «Составь птицу», картинки с изображением зимующих птиц: ворона, воробей, голубь, сорока, синица, снегирь

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Умники и умницы». Вы уже много знаете о зиме и о том, как живут зимой птицы, и легко справитесь со всеми заданиями. Для начала нам с вами надо разделиться на две команды (дети делятся и придумывают названия для команд). Каждой команде будут заданы вопросы, и за каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Победит та команда, у которой по окончании игры фишек будет больше.

ЗАДАНИЕ 1

Первое задание – разминка.

В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл или один магнит на доске.

Слушайте:

Эта птица болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её… (сорока)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

 Он появится опять. (снегирь)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей)

Хочет с детства эта птица

 Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

" Кар–кар–кар! " – поёт (ворона).

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек,

Ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет. (Голубь)

 Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.(синица)

ЗАДАНИЕ 2

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь птицу» (разрезные картинки)

ЗАДАНИЕ 3

Каждой команде даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Голубь- гур-гур-гур.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

ЗАДАНИЕ 4

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Сажают птицу на кормушку)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

ЗАДАНИЕ 5

Воспитатель: А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Поползень, лесной – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели.

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог.

Налетело семь сорок.

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Молодцы, и с этим заданием справились!

ЗАДАНИЕ 6

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Узнай по описанию».

Я буду описывать птиц, а вы должны угадать, о какой птице идет речь. Воспитатель: Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно.

Воспитатель: Эта птица - лесной доктор. Он ловко, передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых.

Дети, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о зимующих птицах. А теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем.

По итогам проведённой викторины победила дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зимующие птицы"

Презентация проекта "Зимующие птицы"...

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой".  Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Проект (младшая группа) на тему: проект "Зимующие птицы"

Актуальность: В современных условиях проблема экологического образования детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и инте...

Творческий проект «Зимующие птицы» Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»

Творческий проект «Зимующие птицы». Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»Цель педагога: создание социальной ситуации развития в процессе совместной творческой деятельности детей...

Познавательный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Зимующие птицы»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.Зад...

Проект «Зимующие птицы» «МАЛАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ» (5-7 лет)

Пособие направлено на уточнение и систематизацию представлений детей по теме «Зимующие птицы» (внешний вид, среда обитания, чем питаются, какие повадки). Развитие познавательных интересов....