"Волшебный мир бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Арбузова Елена Владимировна

Конспект исследовательской деятельности в рамках родительского клуба "Занимательные опыты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_issledovatelskoy_deyatelnosti_mir_bumagi.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34   общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности     по   познавательно -    речевому   развитию детей»

Конспект познавательно исследовательской деятельности в рамках клуба «Занимательные опыты»

Тема: Волшебный мир бумаги»

                                                                             Разработала: Е.В. Арбузова

                                                                                                 

Ачинск 2023г

Цель: расширение представлений о бумаге.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами).
  2. Развивать умения детей решать познавательные задачи и делать выводы.
  3. Воспитывать желание работать в паре (ребенок + родитель).

Оборудование: поднос №1 по количеству присутствующих, один на семью (писчая бумага, цветная бумага, салфетки, картон); поднос №2 (писчая бумага, монеты, трафареты для вдавливания, простой карандаш); поднос №3 калька, лист писчей бумаги, открытка. Лист копировальной бумаги, два листа писчей бумаги, ручка); поднос №4 (емкость с водой, бумажные цветы).

Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

Ход:

Воспитатель: показывает присутствующим (детям, родителям) кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик».

Кораблик непрочный, кораблик бумажный.
В потоке огромном несётся отважно.
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – «Мечта».

Воспитатель:  предлагаю нам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны? (ответы детей)

- Тогда смелее в путь.

Входит Незнайка с газетой в руке

Незнайка: Здравствуйте ребята и взрослые! Я не опоздал?! Знайка дал мне газету и рассказал, какая бывает бумага. Но я ничего не запомнил.

Воспитатель: не расстраивайся Незнайка. Мы сейчас как раз собираемся в бумажную страну. Пойдем с нами, и ты все узнаешь.

Присутствующие надевают халаты, колпачки и проходят в «лабораторию»

Дети, садятся за столы, на которых поднос №1с  образцами бумаги разных видов

Воспитатель: в бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

Воспитатель: Вся бумага одинаковая? (ответы детей)

Воспитатель: Чем отличаются листочки? (ответы детей)

Игра «Нади такой же листочек, как я»

Ребята по очереди берут один из листочков  с подноса,  назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Например: ребенок: - «У меня в руках кусочек газеты» (все дети находят газетную бумагу) и т.д.

Воспитатель: Из чего делают бумагу? (ответы детей)

Воспитатель: как вы думаете, люди сначала научились писать, или придумали бумагу для письма? (ответы детей)

Незнайка: я знаю, я знаю! Сначала люди придумали бумагу!

Воспитатель: в древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Не было телефонов тогда. Общались они с помощью писем, которые писали друг другу, так как писать люди научились  раньше, чем изобрели бумагу.

В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой.

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только они больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой. Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент.

На Руси писали на берёзовой коре – бересте.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.

Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев.

Незнайка: вот это да! А я - то думал, что сначала люди научились делать бумагу. Как интересно. Я расскажу жителям цветочного города об этом.

Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать из бумаги? (ответы детей).

Воспитатель: правильно ребята. А еще нужно бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья.

После этого ребята экспериментируют, выявляя свойства бумаги: мнется, рвется, мокнет.

Воспитатель: ребята давайте попробуем смять, а после этого порвать  бумагу,  которая лежит на подносе (дети мнут и разрезают  разные виды бумаги).

Воспитатель: почему одна бумага рвется легко, а картон тяжело? (ответы детей).

Воспитатель: получается, что  картон мнется труднее потому, что он плотный? (ответы детей) Значит, делаем вывод: бумага мнется. Чем толще бумага, тем она труднее мнется.

Воспитатель:  попробуйте разгладить лист бумаги.  Можно мять  бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради. 

Воспитатель: а теперь возьмите кусочки  бумаги (разных видов) и опустите в емкость с водой. Что происходит с бумагой? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята. Картон, плотная белая бумага намокли, но плавают на поверхности. Салфетка намокла и ушла на дно емкости.

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага толще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Присутствующим предоставляется поднос №2 (трафарет, монета, простой карандаш, лист бумаги. Брусок пластилина, кусочки разных видов бумаги)

Воспитатель: возьмите трафарет и положите на него лист бумаги. Простым карандашом (боковой стороной «пера» закрашиваем лист). Что мы видим? (ответы детей)

Эксперимент на выявление свойств бумаги вдавливаться, после этого дети делают выводы

Воспитатель: правильно. Рисунок на трафарете отпечатывается на листе бумаги. Почему это происходит? (ответы детей)

Воспитатель: да, ребята. Лист бумаги вдавливается под напором карандаша и рисунок с трафарета отпечатывается.

Воспитатель: ребята возьмите кусочек пластилина и попробуйте разрезать ее разной бумагой.

Эксперимент на выявление свойств бумаги резать предметы

Воспитатель: Какой бумагой можно разрезать пластилин? (ответы детей)

Воспитатель: правильно ребята, картоном, плотной бумагой можно сделать надрезы на кусочке пластилина. А вот мягкая бумага и салфетка мнется, ими не сделать надрез на пластилине.

Физкультминутка. 

По бумаге я бегу, все умею, все могу (бег на месте)

Хочешь домик нарисую,       (встать на носочки, руки вверх, изображая    крышу)

Хочешь елочку в снегу,         (присесть, руки вниз в стороны)

Хочешь дядю,                        (показать усы)

хочешь сад,                            (повороты в стороны, руки вверх)

Мне любой ребенок рад!      (прыжки на месте)

Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?  (ответы детей)

Игра «Бывает, не бывает»

Воспитатель: Я буду перечислять разные предметы. Если этот предмет может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете.

Будьте внимательными:

Бумажная книга                Бумажный стол

Бумажные обои                 Бумажная  обувь
Бумажный  фантик           Бумажная шуба
Бумажная газета               Бумажная кабинка

Бумажный альбом            Бумажный банан

Бумажные деньги             Бумажные карандаши

Присутствующим предоставляется поднос №3 (лист кальки, белый лист А4, открытка. Копировальная бумага, 2 листа А4, ручка)

Воспитатель:  (показывает детям лист кальки) посмотрите на этот лист, что вы можете сказать о нем? (ответы детей)

Воспитатель: это тоже бумага, называется она калька. Возьмите открытку и положите сверху лист кальки, видно изображение на открытке? (ответы детей)

Воспитатель: уберите кальку и положите на открытку лист белой бумаги. Изображение на открытке также хорошо видно? (ответы детей)

Воспитатель: вот ребята мы с вами и выявили свойство бумаги калька. Вывод: калька тонкая бумага, прозрачная.

Далее воспитатель предлагает посмотреть на черную бумагу на подносе,

дети обследуют копировальную бумагу

Незнайка: ой, а это что такое?! Для чего это?

Воспитатель: ребята, Незнайка вы встречались с такой бумагой раньше? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна? (ответы детей)

Воспитатель: Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

Воспитатель: Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги «жирная», с краской, а другая «матовая».

Воспитатель: я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги. Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги? (ответы детей)

Воспитатель: для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок, рассматривают работу

Воспитатель: Сколько рисунков у вас получилось? (ответы детей)

Воспитатель: Как вам удалось это сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Незнайка, а у тебя получилось два рисунка?

Незнайка: да, получилось. Как интересно, я даже и не думал что бывает такая бумага!

Воспитатель: Я приготовила для вас сюрприз, цветы лотоса (дети берут по одному цветку). Эти цветы утром распускаются, это очень красивое зрелище. 

Дети опускают цветы в емкость с водой и наблюдают

Воспитатель: О чудо! Прямо на ваших глазах лотос начинает раскрываться.

Вывод: бумага впитывает в себя воду, тяжелеет, начинает погружаться на дно и происходит её деформация.

Воспитатель: вам понравилось в бумажной стране? (ответы детей)

Воспитатель: расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?  Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять?  Какими свойствами обладает бумага? (ответы детей)

Воспитатель: (взяв кораблик) наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь.

Незнайка: спасибо огромное ребята! Я узнал очень, очень много интересного о бумаге, и поспешу к своим друзьям рассказать обо всем, что узнал! До свидания!

Воспитатель: Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие.

Присутствующие снимают головные уборы, халаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебное перевоплощение бумаги "Бабочки"

«Бабочки»Самое красивое насекомое (по моему мнению) - бабочка. Воздушная стихия, в которой парит бабочка, завораживает своей нежностью, мягкостью, невесомостью. А какая необыкновенная расцветка ...

"Волшебный мир бумаги"

Программа для образовательного учреждения, внеурочная деятельность ....

Волшебный мир бумаги

Конспект занятия, где дети узнаю о свойствах разных видов бумаги....

Проектная деятельность "Волшебный мир бумаги"

Вид проекта: Экспериментально - исследовательский,  групповойБазисный компонент: Работа по проекту проводится в рамках разделов программы   Н. Е. Вераксы " От рождения до школы".Проектн...

проект " Волшебный мир бумаги"

Этот проект о исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы по знакомству со свойствами бумаги...

Проект организаций поисковой деятельности в средней группе на тему: «Волшебные превращения бумаги».

Здесь представлен проект, по исследованию своиств бумаги. Надеюсь Вам и Вашим деткам будет интересно исследовать своиства бумаги, а мои материал поможет сделать это увлекательное занятие интерес...