НОД «Ты до чего березонька, красива!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

НОД "Ты до чего березонька ,красива!"

 

Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕРЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

403010 Волгоградская область,Городищенский район, п. Ерзовка, ул. Молодежная, квартал 1, д.15. Тел. (84468)4-79-25, 4-76-16. Факс  (84468)4-79-25.

ОГРН 1023405373617, ИНН/КПП 3403012290/340301001

Ты до чего березонька, красива.

Неупокоева Мария Александровна

МБДОУЕДС «Ромашка» 2022 год

НОД «Ты до чего березонька, красива!»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие». 

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 5-6лет

Формы непосредственной образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Форма организации: подгруппа.

Цель:  Содействовать воспитанию патриотизма, как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине, стремление к миру, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры через углубление знаний о березе – символе Родины.

Задачи:

1. Познакомить детей с символом России – русской березкой.

2. Раскрыть значение народных, обрядовых действий, красоту березы через художественное слово, иллюстрации, приобщая учащихся к культуре русского народа.

3. Формировать уважение и любовь к Родине, чувство национальной гордости.

Предварительная работа: 

Разучивание стихов и песен о березке; знакомство с пословицами, поговорками, приметами; беседа о роли березы в жизни человека.

Материалы и оборудование:

 Дерево береза, иллюстрации с изображением берёз, звуковой дизайн: «Шум леса» из серии «Звуки природы», П.И.Чайковский «Баркарола. Июнь»,  набор коры от разных пород деревьев (дуб, берёза, кедр, ясень), платочки, картинки с изображением берёзы в разные сезоны года, березовый веник, берёзовый деготь, берёзовые почки, изделия из бересты (туесок, шкатулка), деревянные игрушки, посуда.

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Звучит музыка – шум леса.

Воспитатель: Ребята, слышите, звучит музыка? Вам нравится? (Ответы детей)

 Закройте глазки, послушайте эту музыку. (Дети слушают). Откройте глаза.

Воспитатель: Слышите, птицы поют, деревья шумят? Представьте, что мы попали в лес. И сегодня я хочу рассказать вам про чудо – дерево, которое растет в этом лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек.

Дети: Это берёзка!

Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. Поговорим сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке. Приглашаю отправиться в гости к березке. (Звучит звукозапись леса, змейкой подходим к березе) (Подходим к макету берёзы).

Воспитатель: Нет в этом лесу дерева более родного и близкого.

Рано утром встаёт она солнце встречать

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет берёзы родней

 Ведь берёза – частица России моей.

Русская береза — это краса и гордость России. За свою красоту березу называют -  символом нашей страны.

А мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то синее

В стране тонкоствольных берез!

 

Воспитатель: У березы очень необычная кора, чем она необычна?

Дети: Кора у березы белая.

Воспитатель: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

Деревце это —
Как будто картина,
Она чуть похоже
На далматина.
А все потому,
Что на стволике белом
Пятнышки тоже
Разбросаны смело. (
Н. Кнушевицкая)

Воспитатель: Ребята, как же называют белую кору березы?

Дети: Береста.

Воспитатель: Посмотрите, здесь на разносе лежат кусочки коры разных деревьев. Найдите и покажите мне бересту. (Дети находят и показывают).

Опыт «У кого прочнее». А сейчас, мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло. (Опускаем в воду кору деревьев).

Воспитатель: Берёзка одинаково хороша в любое время года. И в зелёной накидке весны, и в лёгком ситцевом платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы. Давайте и мы полюбуемся русской красавицей… (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).

Осенью – березка покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Как называется это явление? (Листопад).

Зимой – на веточках лежит белый снег.

Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

Дидактическая игра «Сложи картинку» (Собрать картинку березы в разное время года).

Воспитатель: Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева. А вы, знаете стихи о березе?

1 ребенок.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!  (
А. Прокофьев)

2  ребенок.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.  
(С. Есенин)

3 ребенок.

В сердце ты у каждого

Родина-Россия

Белые березки, колос налитой

Нет тебя привольней

Нет тебя красивей

Нет другой на свете

Родины такой!   ( И.Черницкая ).
Воспитатель: Любимое дерево всегда наделялось народом красивыми словами. А как можно березу назвать ласково?

Дети: Березка, березонька, березушка.

Д/и с мячом «Береза какая». А сейчас поиграем в игру, передавая веточку березы назовите слово характеризующее образ березки. (белоствольная, плакучая, нарядная, стройная, гибкая, зеленая, красивая, русская, кудрявая).Молодцы, много красивых слов знаете о березе.

Воспитатель: Давайте вернемся к нашему опыту, что произошло с корой, которую мы погружали в воду? Кора других деревьев пропустила воду и стала хрупкой, а березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет. Из-за своей прочности издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. А березовые дрова в печке зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат, хозяйки этой золой посыпают весной кусты, чтобы не было вредителей.

А еще береза очень полезное дерево. Это -  березовые почки, если заваривать чай из этих почек, то отвар становиться очень полезным, лечит многие болезни, придает силу человеку.

А это – березовый веник, он в бане изгоняет все болезни, всю хворь, дарит людям бодрость. Здоровье и силу.

А еще делают из березы целебную мазь. Называется она березовый деготь. Эта мазь излечивает кожные заболевания.

Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость - березовый сок. Когда люди берут у березки сок, чтобы береза не болела это отверстие нужно обязательно замазать землей или глиной. И сказать березе спасибо. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком. Нас березка хочет угостить соком. (Дети угощаются березовым соком).

Воспитатель: Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много народных сказок, песен, загадок, пословиц, примет и поговорок. Русская пословица гласит: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается». А вы знаете какие – ни будь приметы, поговорки, связанные с берёзой?

Пословицы:

Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

Поговорка: Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

Иней на берёзах – к морозу.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.

Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

Лопаются сережки - пора сеять хлеб

Листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму.

Воспитатель: У березки есть даже свой праздник – троицын день. В этот день, девушки надевали самую нарядную одежду русский сарафан, кокошники и шли в березовую рощу. Плели венки, пели песни, водили хороводы, и веселый пир устраивали. Давайте и мы с вами заведем хоровод.

 О.Осипова «Ах, ты белая берёзка»

1.Березка белоствольная весною расцвела

Оделась вся листочками, сережками она.

Вокруг березки радостно, мы встанем в хоровод,

И каждый ей сердечные, слова опять споет.

ПРИПЕВ:

Ах ты, белая березка, русская душа,

Словно девица нарядна, и собою хороша,

Без березки нет России, без березки свет не свет,

И для русского народа, тебя лучше в мире нет.

ПРИПЕВ (тот-же)

2.А летом рас кудрявится, березонька краса,

Стоит в зеленом платьице, зеленая коса.

Вокруг березки радостно, мы встанем в хоровод,

И каждый ей сердечные, слова опять споет.

3. А осень ее листики, раскрасит в желтый цвет,

И осенью, и осенью, березки лучше нет.

А зимушка – хрустальная, укутает снежком,

Тогда мы вместе с зимушкой, ей песенку споем.

ПРИПЕВ (тот-же)       

Игра «Завяжи ленточку на березке»

Воспитатель: А, еще девушки украшали ветки березы лоскутками, лентами. И на Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание обязательно сбудется. (Раздает ленточки.)  Скажите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепите к березке свою ленточку.

Дети:

 -Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой.

- Я хочу пожелать своей Родине счастья.

 - Мира.

- Никогда в России не было войны.

- Добра.

Воспитатель: Давайте обнимем, погладим березку и скажем. "Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем.
Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.

Пусть каждый из нас в душе хранит особое отношение к простому деревцу, русской березке символу нашей Родины.

Список литературы

1.Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.

2.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.

3. Шорыгина Т.А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.

4. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр «Сфера». Москва 2008г.

5.Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Для чего надо красиво и правильно говорить.

Консультация для родителей Для чего надо красиво и правильно говорить....

Консультация для родителей «Для чего надо красиво и правильно говорить»

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...

Для чего надо красиво и правильно говорить

Консультация для родителей.Досуг для родителейАндрюнина Л.Н., воспитатель первой категории,  структурного подразделения дошкольного отделения № 10  Д/С 77  ГБОУ «Школа 2101 Филевс...

Консультация для родителей "Для чего нужно красиво и грамотно говорить?"

Говоря много о том, как развивать речь наших детей, мы порой не задумываемся, а грамотно ли мы говорим сами, красиво ли мы излагаем свои мысли? Консультация "Для чего нужно красиво и грамотно гов...

Консультация для родителей Для чего надо красиво и правильно говорить

Консультация для родителей Для чего надо красиво и правильно говорить...

Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...