Консультация для родителей "Для чего нужно красиво и грамотно говорить?"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Юлик Светлана Анатольевна

Говоря много о том, как развивать речь наших детей, мы порой не задумываемся, а грамотно ли мы говорим сами, красиво ли мы излагаем свои мысли? Консультация "Для чего нужно красиво и грамотно говорить?" поможет разобраться в этом вопросе и вспомнить правила русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_chego_nado_krasivo_i_gramotno_govorit.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

учитель-логопед С.А. Юлик

«Для чего надо красиво и правильно говорить».

Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашей консультации «Для чего надо красиво и правильно говорить?». Напишите ответ на этот вопрос на осенних листочках (родители пишут ответы).

Мы сейчас не будем читать ваши ответы, а попытаемся разобраться в этом вопросе. А потом вы сравните свои ответы с общими выводами.

Почему именно такая тема? Зададите вы вопрос.

Писатель А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Я бы добавила еще и речь. Всем известна народная мудрость: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», продолжите. (Слово лечит, и слово калечит. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Как аукнется, так и откликнется. Лишнее говорить-себе вредить и т.д.)

Почему мы взрослые должны красиво говорить?  

Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями.  Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают такими же. Глубоко прав был известный педагог А.С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми…, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами. Как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Согласны с такой точкой зрения?

Желая выработать у своих детей полезные умения и навыки, родители часто проявляют нетерпение, кричат, срывают своё раздражение на детях. А каково это детям терпеть?

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1: 

Вам совсем некогда или вы смотрите интересный кинофильм. К вам подходит сын или дочь и просит помочь в чём-то, например, поиграть, что-то нарисовать (решить задачу или проверить сочинение). Как вы отреагируете, что скажете и каким тоном?

Ситуация № 2:

А если ваш ребёнок пришёл с улицы грязный, вспомните, как вы обычно реагируете? (какие слова выслушивает ребёнок? И сколько раз за день?

Пример:

Если ребёнок пошёл гулять, спросите его, когда он придёт или сами скажите, к какому часу он должен быть дома. Строго следите за тем, чтобы это правило соблюдалось всегда, иначе трудно будет, когда ребёнок подрастёт: неаккуратность, возвращение домой не в срок доставят много неприятных переживаний родителям. Отсюда и скандалы, испорченные нервы.

        Особое        внимание родители должны обратить на тон,        которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно усваивается ими. Он станет также обращаться и с родителями. Прививать навыки культуры речи нужно тактично, деликатно.

В последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами; кричим до срыва голоса, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг, тревожность, агрессия детей? И стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитывать в нём чёрствость, грубость, жестокость. Нужно следить хоть иногда за своей речью. Помните, что основное в воспитании культуры речи детей – является личный пример самих родителей. Будьте к своему ребёнку в меру добры и требовательны, но и терпеливы...

Выражение своих мыслей - дело непростое. Красивая речь – это не безусловное врожденное качество, как, например, красивый цвет глаз или красивые волосы. Это качество приобретенное и составное.

Вот основные качества красивой речи, которые нужно тренировать:

  • четкая дикция, отсутствие речевых дефектов, умение чеканно выговаривать слова;
  • сильный голос, который хорошо слышно, даже если вы будете говорить в полголоса;
  • правильное дыхание – участвует в звукообразовании и помогает много и громко говорить без усталости для связок;
  • обширный словарный запас, эрудиция – качества, делающие красивый звук интересным и ценным;
  • умение удачно формулировать и излагать мысли на ходу – позволяет не сбиваться, не делать долгих пауз и говорить непрерывно.

Рекомендации «Как говорить красиво – 6 шагов» (Приложение 1).  

Речь должна быть не только красивой, но и грамотной. И сейчас проведем ликбез по грамотности речи, вспомним правила русского языка (Тест, приложение 2).

Итог.

Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми. Хочется всем пожелать только успехов в воспитании детей. Спасибо за внимание!

Приложение 1.

Как говорить красиво — 6 шагов.

1. Расширять словарный запас.

Лексика — это база любого языка. Чем она разнообразнее, тем интереснее получается рассказ. Именно поэтому работать над увеличением своего словаря так важно. Для этого можно:

  • читать классическую литературу — это кладезь богатого лексикона;
  • заглядывать в словари синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • самостоятельно писать сочинения, особенно в художественном, разговорном и публицистическом стиле.

Хорошим упражнением для расширения словарного запаса станет игра в ассоциации. Для нее понадобится любое слово, словосочетание или предложение. Сначала выбранная фраза осмысливается, затем к ней пишется ассоциативное продолжение. Если задача кажется слишком сложной, можно попытаться просто переписать исходный фрагмент текста своими словами.

2. Улучшать логику и последовательность речи.

Даже самый богатый лексикон окажется бесполезным, если в нем нет логической связи. Правильный порядок и уместность слов, смысловая завершенность, отсутствие переизбытка или нехватки конкретных частей речи — обязательная составляющая красивого рассказа. Что будет, если проигнорировать это?

“Охотник заметил на опушке леса большого зверя — это был лось. Он медленно снял ружье с плеча и прицелился…”.

Логика подсказывает читателю, что ружье находится в руках охотника. А вот грамматическая конструкция указывает на то, что прицеливается все же лось.

Чтобы впредь избежать подобных казусов, можно потренироваться в составлении текстов с помощью одного упражнения. Порядок действий:

  1. случайно подобрать 5-10 разных существительных, прилагательных и/или глаголов — придумать самостоятельно, выбрать из книги или попросить кого-то их озвучить;
  2. записать все слова в ряд так, чтобы они были четко видны, легкочитаемы;
  3. начать составлять один связный текст со всеми лексическими единицами, параллельно вычеркивая уже использованные варианты.

По началу этих шагов будет достаточно. В дальнейшем сложность упражнения повышается. Для этого можно увеличить количество слов, включить другие части речи, словосочетания или использовать все лексемы строго в том порядке, в котором они и записаны.

3. Заниматься артикуляционной гимнастикой

Четкая дикция — неотъемлемая часть красивой устной речи. Чтобы звуки давались легко и не “зажевывались”, желательно делать гимнастику для мышц лица каждый день. Несколько примеров таких тренировок:

  • широко улыбнуться, стараясь показать передние зубы, а затем свести губы в трубочку;
  • приоткрыв рот, сделать несколько круговых движений нижней челюстью;
  • с закрытым ртом провести языком в ложбинке между зубами и губами по кругу;
  • сомкнуть губы в трубочку и сделать несколько круговых движений. При правильном выполнении будут чувствоваться мышцы щек, подбородка и шеи;
  • слегка прикусить язык в нескольких местах, плавно вытягивая его изо рта;
  • медленно облизать верхнюю губу, а затем нижнюю, почувствовав, как растягивается уздечка под языком.

Ни в коем случае нельзя двигать челюстью, губами или языком слишком быстро или резко. Все движения повторяются по 10 раз, а круговые исполняются по 10 раз в обе стороны.

После каждого упражнения речевому аппарату дается передышка. Для этого мышцы полностью расслабляются, делается плавный выдох сквозь губы так, чтобы они завибрировали (похоже на фырканье лошади).

4. Пересказывать тексты своими словами

Пересказы очень полезны для улучшения речи. Они помогают запоминать устойчивые выражения, воссоздавать связность текста, перенимать образы. Подойдут как письменные, так и устные пересказы. Для этого выполняется ряд действий:

  1. выбирается текст, желательно — художественный, с преобладанием описаний над действиями;
  2. статья прочитывается 2-3 раза (можно прослушивать аудиозаписи);
  3. во время последнего прочтения (прослушивания) делаются краткие пометки — приблизительный план рассказа;
  4. начинается сам пересказ. Если во время процесса вдруг вспоминается пропущенное, возвращаться к нему не нужно — важно продолжать дальше, даже если ошибки очевидны;
  5. после первого пересказа, начинается второй, с учетом пропусков и недочетов предыдущего;
  6. исходный текст просматривается в последний раз;
  7. упражнение заканчивается финальным пересказом.

Дополнительная польза таких занятий состоит в том, что они помогают тренировать внимательность, память, а также визуальную или слуховую восприимчивость.

5. Не забывать о мастерстве импровизации

Спонтанные рассуждения полезны для развития речевого мастерства. Для них можно использовать любой предлог — разговор с другом, фразу из телепередачи, случайно услышанный факт. Главное — начать говорить, стараясь логически развивать свою мысль.

Со временем такая практика позволит говорить более свободно, непринужденно в любой ситуации. Нужные слова будут сами собой приходить в голову, ускорится смекалка.

6. Читать книги по этикету

Еще одна важная деталь общения, о которой многие почему-то забывают, — этикет. Даже четкая дикция с богатой лексикой и высокой грамотностью не спасут, если у рассказчика нет элементарных знаний о хороших манерах. Вежливый собеседник:

  • выражается кратко, но не односложно, подбирает понятные простые выражения;
  • не распускает слухов и указывает на сомнительность информации, если она не подтверждена;
  • не игнорирует заданные вопросы. Если они слишком интимны, прямо на это указывает или просит сменить тему;
  • сохраняет спокойствие, даже если оппонент переходит на грубости или настаивает на очевидно ложном мнении;
  • получив комплимент, не отвечает просто “спасибо” или не начинает сразу же говорить комплименты в ответ. Это похоже на лесть или меркантильный бартер. Лучше сказать “Благодарю, очень мило с Вашей стороны”;
  • прогуливаясь с собеседником и встретив незнакомых ему друзей, вежливым будет вначале представить всех друг другу, даже если беседа продлится всего минуту.

Эти правила — лишь рекомендации к тому, как научиться красиво говорить. Однако каждый случай индивидуален. Одним для улучшения своей речи потребуется еще и консультация логопеда или психолога. Другие обойдутся шестеркой описанных советов. А некоторым, вполне возможно, для большого успеха пригодится только один из предложенных методов. Но в мастерстве слова действует одно правило, общее для всех: чтобы начать красиво говорить, придется хорошо потрудиться.

Приложение 2.

Проверьте себя. Для этого выберите один из ответов.

1. Это … дом.

  • Их
  • Ихний

2. У … одни пятерки в школе.

  • Неё
  • Ней

3. Кошка забралась на дерево и не хотела … спускаться.

  • Оттуда
  • Оттудова

4. Роль князя Мышкина — одна из лучших ролей Евгения Миронова. Он был увлечён ... полностью.

  • Ею
  • Ей

5. Мы подготовлены не лучше ...

  • их
  • них

6. А она то ... !

  • размечталась
  • размечталася

7. Я ... .

  • извиняюся
  • извиняюсь
  • прошу меня извинить

8. ..., ... скорее, он на нас смотрит!

  • Махай, махай
  • Маши, маши

9. Мой ноутбук в этот рюкзак не...

  • влазит
  • влезает

10. Как Вы говорите? (поставьте ударение)

  • возрасты или возраста
  • выборы или выбора
  • порты или порты
  • офицеры или офицера
  • почерки или почерка
  • кремы или крема
  • гербы или герба
  • торты или торта
  • тренеры или тренера
  • лекторы или лектора

11. Как Вы говорите?

  • пара носков или пара носок
  • пара чулков или пара чулок
  • пара туфель или пара туфлей
  • пара ботинок или пара ботинков
  • пара сапог или пара сапогов
  • пара тапок или пара тапков
  • пара тапочек или пара тапочков
  • пара галошей или пара галош
  • пара гольфов или пара гольф
  • пара валенок или пара валенков

12. Мы все неприятности делим ... .

  • напополам
  • пополам

13. Можно ли сказать?

Сколько лет ты уже ездиешь на машине?

  • Да
  • Нет

14. Можно ли сказать?

Не ложи локти на стол.

  • Да
  • Нет

15. Ягод в лесу уже ...

  • нет
  • нету

16. Как правильно?

Друшлаг или дуршлаг, скрупулёзно или скурпулёзно?

Констатировать или константировать, дермантин или дерматин?

Конфорка или комфорка, комбинация или конбинация?

Экспромпт или экспромт, кетчуп или кечуп?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?"

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят...

Консультация для родителей "Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность"

В данном материале , консультация для родителей на тему: "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста ", родители могут познакомиться с таким понятием, "Что означает для ...

Консультация для родителей "Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?"

Консультация для родителей "Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?"...

Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее: записывают на занятия в различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но редко задумываются о важности изучени...

Консультация для родителей "Зачем нужна ребенку финансовая грамотность ?"

Консультация и рекомендации для родителей  "Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?"...

Консультация для педагогов «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность и когда же начинать?»

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам....