картотека дидактических игр
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Минакова Татьяна Николаевна

картотека дидактических по экологии для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

                Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры

                                с детьми старшей - подготовительной группы

 "Вершки-корешки»

 Цель: учить детей составлять целое из частей.
Оборудование: картинки овощей, разделенные на вершки и корешки.
Описание игры: Перед ребенком расположены картинки овощей: вершки и корешки, ему нужно подобрать правильно пару.

 «Воздух, земля, вода»

Цель: формировать знания детей об объектах природы; развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Описание игры: У воспитателя в руках мяч и он бросает его ребенку, называя какой либо объект природы, например, «синица», а  ребенок должен ответить где обитает этот объект -  «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «рыба» ребенок отвечает «вода», на слово «заяц» - «земля» и т. д. Можно сделать наоборот, воспитатель  называет слово «воздух» ребенок, который  поймал мяч, должен назвать тот объект который обитает в воздухе. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Выбери нужное»

 Цель: закреплять знания детей о природе; развивать мышление, познавательную активность.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Перед детьми на столе расположены предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети подбирают как можно больше предметов на данный признак или свойство.
Например: «желтый» - это могут быть картинки солнца, цыпленка, лимона. Или: «холодный» - снеговик, мороженое, сосульки.

 «Когда это бывает?»

 Цель: научить детей различать признаки времен года; показать красоту времен года с помощью поэтического слова.
Оборудование: картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Описание игры:
Воспитатель зачитывает стихотворение ,соответствующие временам года,  а дети подбирают картинку с изображением этого времени года.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

«Собери животное»

Цель: закреплять знания детей о домашних животных; учить описывать животное  по характерным признакам.
Оборудование: картинки с изображением различных животных (каждое в двух вариантах).
Описание игры: один вариант картинок целый, а второй разрезаем  на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, должны из разрезанных частей собрать  изображение животного.

«Из чего сделано?»

 Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Оборудование: деревянный и пластмассовый кубики, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ, книга, деталь конструктора,  и т. п.
Описание игры: участники игры вынимают из мешочка разные предметы и называют  из чего сделан тот или иной  предмет.

 «Съедобное – несъедобное»

 Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Описание игры: на столе перед детьми расположены картинки с изображением грибов. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети находят картинку-отгадку съедобного гриба и кладут в корзинку, а несъедобные оставляем на столе.

«Четвертый лишний»

Цель: закреплять у детей умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова.
Описание игры:
Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) волк, медведь, заяц, стрекоза;
2) бабочка, пчела, скворец, муха;
3) муравей, жук, лиса, комар;
4) береза, клен, рябина, ромашка;
5) воробей, снегирь, кузнечик, ворона;
6) колокольчик, ландыш, василек, дуб;
7) земляника, малина, черника, яблоко;
8) гусь, петух, утка, еж;

«С какой ветки детки?»

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Описание игры: Детям предлагается рассмотреть листья деревьев и кустарников и назвать с какого дерева или кустарника данные литья и плоды.

  

«Угадай, что где растет».

Цель: уточнять знания детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

 Описание игры: дети садятся на стулья или стоя в кругу. Воспитатель или ребенок бросает кому-нибудь из детей мяч, называет место, где может расти то или иное растение: сад, огород, луг, поле, лес, а ребенок должен назвать соответствующее растение.

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель: закреплять знание детей о признаках разных времён года; развивать слуховое внимание.

Описание игры: воспитатель называет время года: например «Весна». Далее перечисляет признаки разных времён года (расцвели подснежники; опадают листья; тает снег; возвращаются из теплых краев птицы; все деревья укрыты белым пушистым снегом). Дети должны называть лишний признак и объяснить почему.

«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: воспитатель называет словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: снег летом (не бывает); прилетают птицы зимой (бывает); сосульки с крыши летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«Чудесный мешочек».

Цель: закрепить знания детей о животных; развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Описание игры: в мешочке находятся игрушки диких и домашних животных, дети на ощупь должны угадать какое это животное.

      «Кто где живёт»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Описание игры: перед детьми кладем картинки с изображением животных и с изображениями мест обитания различных животных – это может быть нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д. Ребёнок должен найти картинку с местом обитания.

с растениями и т.д.

«Цепочка».

Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Описание игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «заяц» - животное, дикое, лесное, серый, белый, трусливый, грызёт морковку и капусту, боится волка и лису и т.д.

"Что изменилось?"

Цель: учить детей определять состояние погоды; закреплять знания характерных особенностей времен года.

Материалы: карточки с изображением времен года и с изображением одежды.

Описание игры: воспитатель предлагает детям подобрать карточки с одеждой как следует собираться на прогулку летом. осенью, зимой и весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...