Волшебные явления.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_yavleniya.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1» города Мытищи Московской области.

Конспект НОД  по познавательному развитию

«Природные явления»

во второй младшей группе.

                                                                                                                                                                                                            Воспитатель: Васина С. В.

2022 год.

Цель: формирование у детей знаний о природных явлениях.

Задачи.

Обучающие:

-закрепить представления детей об основных признаках времен года;

-знакомить детей с явлениями природы;

-учить детей наблюдать, устанавливать причинно – следственные связи.

Развивающие:

-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность;

-активизировать словарь детей.

Воспитывающие:

-воспитывать умение работать в коллективе;

-интерес к наблюдениям за природными явлениями и погодой.

Методы и приемы: беседа, отгадывание загадок, дидактические игры, подвижная игра, практическая работа – экспериментирование, чтение стихотворения.

Предварительная работа: наблюдение за погодой, рассматривание иллюстраций, беседы - «Откуда берутся лужи?», «Наша радуга», ситуативные беседы, чтение художественной литературы – А. Босев «Дождь», Г. Скребицкий «Четыре художника», д/и «Когда это бывает?, «Ходят капельки по кругу», игра с мячом «Я знаю…».

Оборудование: пачка соды, жидкое детское мыло, пустые контейнеры, подсолнечное масло, окрашенная вода, шипучая таблетка, стакан с чистой водой, фломастеры с цветами радуги, салфетки, пищевые красители, пена для бритья, картинка с изображением дождливого дня.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход занятия.

Воспитатель.

- Ребята, какие времена года вы знаете?

Ответы детей: осень, зима, весна, лето.

- А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей: осень.

Загадка.

Слезки капают из тучи – плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник – хлопает по лужам ( дождик).        

- Дождь одно из прекраснейших и удивительных явлений природы.

Воспитатель показывает картинку с изображением дождливого дня.

- Ребята, а вам нравится, когда идет дождь?

-Как вы думаете, кому нравится дождик?

-Давайте с вами послушаем стихотворение Б. Заходера «Дождик».

Дождик песенку поет: как – кап – кап, только кто ее поймет кап – кап?

Не поймем ни я, ни ты, но зато поймут цветы,

И весенняя листва, и зеленая трава.

-Так кому же нравится дождик?

Ответы детей.

Игра « Солнышко и дождик»

Правила игры. На слова «Дождь идет» дети бегут в свой домик ( садятся на стульчики, стучат по ладошке правой руки пальцами левой:  кап – кап - кап). На слова «Солнышко светит!» встают с мест, перемещаются на ковер, хором проговаривают строчки.

Солнышко, солнышко, посвети немножко!

Выйдут детки погулять – станут бегать и играть.

-А хотите мы с вами устроим небольшой теплый, осенний дождик?

Дети подходят к столу, на котором установлен контейнер с водой, пена для бритья и синий пищевой краситель.

Опыт «Дождик»        

- С помощью пены для бритья мы сделаем с вами тучки.

-Давайте набрызгаем пену на воду в контейнере, добавим несколько капель синей краски.

Наблюдение: пищевой краситель просочился сквозь пену, напоминает дождик.

-Ребята, а куда же деваются лужи после дождя?

Ответы детей: высыхают.

-Солнце согревает землю, вода испаряется и превращается в пар. Теплый пар, когда он соприкасается с холодным воздухом наверху, превращается в капельки воды. Когда капелек становится много, начинается дождь.

-Ребята, а какое время года меняет осень?

Ответы детей: зима.

-Ребята, а вам нравится зима?

Ответы детей: да, можно кататься на горке, на санках, можно играть в снежки, лепить снежную бабу…

Загадка.

Вился, вился белый рой, сел на землю, стал горой.

Ответы детей: снег.

-Снег – форма осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Мелкие кристалики формируются внутри облаков, опадая на поверхность зимой и в холода.

- А какой снег, ребята?

 Ответы детей: белый, рыхлый, холодный.

А давайте мы с вами сами сделаем снег.

Опыт «Сами сделаем снег».

Дети вместе с воспитателем подходят к столу. На столе лежит пачка соды, жидкое детское мыло.

Воспитатель выкладывает соду в контейнер, добавляет детское мыло, хорошо вымешивает.

-Ребята, а давайте попробуем вылепить из нашего снега снеговика.

Дети пробуют.

Игра «Снежиночки – пушиночки» (игра малой подвижности).

Дети движутся по кругу, поворачиваясь одновременно и вокруг себя.

Воспитатель проговаривает: « Снежиночки – пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть».

Играющие останавливаются, приседают.

 Игра повторяется 2 – 3 раза.

- А какое же время года меняет зиму?

Ответы детей: весна.

-Что бывает весной?

Ответы детей: солнышко становится теплее, возвращаются птицы, тает снег.

Загадка.

Еще вчера здесь снег лежал, но вдруг растаял, побежал.

Весны самый верный дружок – голубой, веселый ( ручеек).

-Ребята, так много воды.

-Куда же девается вся эта вода?

-Давайте посмотрим, как это происходит.

Опыт « Куда девается вода?».

Дети подходят к столу. На столе подсолнечное масло, вода ( окрашена пищевым красителем), шипучая таблетка, стеклянная банка.

Воспитатель вливает подсолнечное масло в банку на 2/3, остальную часть заполняет окрашенной водой, добавляет шипучую таблетку. Наблюдение: пузырьки с водой начинают подниматься вверх.

-Вот так происходит и с водой. Часть воды впитывает земля, а часть воды превращается в пар, поднимается вверх.

Физкультминутка «Лужа».

Любим мы ходить по лужам! И с дождем мы тоже дружим! (Дети маршируют в ритм стихотворения).

Под зонтом гулять мы будем – все мы лужи обойдем! (Дети прыгают на месте).

- Про какое время года мы еще не вспомнили?

Ответы детей: лето.

-А что можно увидеть летом после теплого дождя?

Ответы детей: радуга.

Воспитатель читает стихотворение «Радуга» С. Маршака.

Солнце вешнее с дождем строят радугу вдвоем –

Семицветный полукруг из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя ни единого гвоздя.

И построили в два счета поднебесные ворота.

-Радуга – это солнечный луч, он проходит через дождевые капли, преломляется, отражается в виде огромной разноцветной радуги. Можно сказать, что радугу создают дождевые капли и солнечные лучи.

-Ребята, а давайте мы с вами сделаем сами радугу.

Опыт «Радуга».

Дети подходят к столу. На столе стакан с водой, фломастеры с цветами радуги, салфетки.

Воспитатель берет белую салфетку, складывает ее. Наносит фломастером точечки по цветам радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Опускает салфетку в стакан с водой.

Итог.

-Ребята, как назвать одним словом: снег, дождь, радуга.

Ответы детей: природные явления.

- Явления природы. Что это?

Вывод: любые изменения, происходящие в природе.

-Смена дня и ночи, снег и дождь, цветение растений, листопад – это примеры явлений природы.

-О каких явлениях мы сегодня с вами говорили?

Ответы: дождь, снег, радуга.

-Что объединяет все эти явления?

-С чем связаны данные природные явления?

Ответы детей: с водой.

- Да, вот такие разные состояния воды в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по разделу «Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни» на тему« Мой любимый детский сад»

Программное содержание:Продолжать знакомитьДетей с детским садом и его сотрудниками,Совершенствовать умение свободноОриентироваться в помещении детского сада;Развивать слуховое внимание - умение...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯВЛЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

Формирование представления об истории России ,культурных достояниях взаимосвязей труда в городе,селе. Воспитывать толерантность и уважение по отношению к  представителям других национальностей. Ф...

"Волшебные явления природы" конспект занятия средняя группа

Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, уточнять и расширять знания детей о явлениях природы...

Занятие в средней группе "Волшебные явления природы"

Воспитывать у детей экологическую культуру, любовь к природе. Познакомить с новыми словами- метеоролог, синоптик гидрометцентра....

Конспект НОД по теме "Чудеса природы - волшебные явления".

Конспект  НОД  по теме "Чудеса природы - волшебные явления"....

Опасные природные явления с использованием ИКТ "Есть природное явление, людям всем на удивление"

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ....

Конспект занятия в старшей группе по позновательного развитию"Волшебные явления природы"

Конспект занятия в средней группе «Волшебные явления природы». Подготовила воспитатель Воложанина О.А. Цель: воспитывать экологическую культуру, любовь к природе; уточнить и расширить знания де...