ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Одуванчик золотой»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Анохина Татьяна Викторовна

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Одуванчик золотой»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одуванчик золотой661.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Балтийска детский сад №4

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Одуванчик золотой»

(Старшая группа)

http://www.stihi.ru/pics/2016/03/30/10013.jpg

Проект подготовила:

 Воспитатель I категории

МБДОУ д/с №4

Анохина Т.В.

Тип проекта: экологический.

Вид: краткосрочный групповой исследовательский с элементами творчества для детей 5-6 лет.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)

Место проведения: экологическая зона детского сада, группа, участок группы, семья.

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Этапы работы над проектом

1 этап - подготовительный: подбор материала и пособий для работы с детьми, консультация для родителей об использовании молодых листьев одуванчика в салатах.

2 этап - основной: проведение наблюдений, экскурсий; разучивание стихов, чтение сказок, загадывание загадок.

3 этап - заключительный: художественно – эстетическое развитие. Рисование «Одуванчики в траве».

Актуальность

Одна из актуальных задач сегодняшнего дня - воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание. Этот проект направлен на охрану растения- одуванчика. Нам кажется, что этот проект актуален в наше время. Даже, если бы все люди, живущие на планете, одновременно вышли и вырвали с корнем одуванчик, он через несколько месяцев снова поднялся бы своим желтым цветущим ковром, потому что помимо корней, вся земля усыпана его семенами. Но, несмотря на плохую репутацию, одуванчики очень красивые маленькие цветы, золотые лучики солнца, собранные в один комочек. И действительно, они кажутся самыми красивыми из всех цветов, когда видишь их на ладошке у ребенка. Никто не отругает малыша, если он сорвет одуванчик. Может быть, эти цветы и растут только для того, чтобы приносить радость детям. В связи с этим, нам захотелось больше узнать об одуванчиках.

Гипотеза: если мы будем много знать и заботиться об одуванчиках, то принесем пользу природе.

Цель проекта: Формирование у детей понятия важности и полезности одуванчика в экосистеме.

Задачи проекта:

  • В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников к растению одуванчик, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую любознательность.
  • Стимулировать и поощрять поступки детей в отношении к живой природе
  •  Привлекать родителей к реализации проекта.

Ожидаемый результат: 

  • Сформировать у детей знания об одуванчике;
  • Развивать детскую самостоятельность в работе над проектом; совершенствовать уровень знаний, экологическую компетентность родителей по теме проекта;
  • Побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в работах по продуктивной деятельности.

План реализации проекта

№п/п

Содержание деятельности

Сроки реализации

1

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение произведения М.Пришвина «Золотой луг».

Май

2

Просмотр мультипликационных фильмов «Почему у одуванчика толстые щеки», «Лунтик и одуванчик».

Май

3

Знакомство и разучивание стихов об одуванчике:

 Е. Серова «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик», В. Данько «Одуванчики», Т. Собакина «Если я сорву цветок»,

Май

4

Отгадывание загадок о растении

Май

5

Притча «Одуванчики».

Июнь

6

Беседа «Кому нужен одуванчик?»

Июнь

7

Дидактическое упражнение «Слушай внимательно»

Июнь

8

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Июнь

9

Сказка про одуванчики

Июнь

10

Игра «Цветет – не цветет»

Июнь

11

Игра «Экологическое лукошко»

Июнь

Образовательная область «Познавательное развитие»

12

Наблюдение за ростом одуванчиков

Май

Беседа «Одуванчики цветы – небывалой красоты».

Май

13

Работа в «Дневнике наблюдений»

Июнь

14

Изготовление моделей роста растений.

Июнь

15

ООД «Солнышки на траве»

Май

Образовательная область «Социально – коммуникативная»

16

Д/и «Найди растение», «Собери картинку», «Отгадай по загадке».

Май

17

Беседа о трудовых процессах по уходу за растениями.

Май

18

Игра «Цветет – не цветет»

Июнь

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие

19

ООД «Одуванчик золотой»

Май

20

Аппликация «Солнышки на траве».

Июнь

Образовательная область «Физическое развитие»

21

П/и «Одуванчики»

Май

22

Психогимнастика «Одуванчики»

Июнь

23

Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»

Июнь

24

Физкультминутка «Одуванчик»

Июнь

25

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Июнь

26

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

Июнь

27

Рецепты витаминных салатов из одуванчиков

Июнь

Притча «Одуванчики».

Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики, и, поэтому, воспринял их как бурьян. Тут же он их вырвал руками. Спустя время одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И как человек только не пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти. Целыми днями он негодовал и жаловался. В конце концов он даже потерял сон и заболел. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства и перечислил все методы борьбы с сорняками. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

C:\Users\Юлия Васильевна\Desktop\main_1.jpg

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Желтый, как солнышко.

Круглый, как …

Мягкий, как …

Белый, как …

Пушистый, как …

Хрупкий, как …

Вот какой удивительный цветок!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Балтийска детский сад №4

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию

(нетрадиционная техника рисования)

Тема: «Одуванчик золотой»

http://www.stihi.ru/pics/2016/03/30/10013.jpg

Воспитатель I категории

МБДОУ д/с №4

Анохина Т.В.

Задачи:

Продолжать учить передавать образ цветка, его строение и форму с помощью пальчиков.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, иллюстрация одуванчика, салфетки.

Содержание деятельности

Воспитатель: Ребята посмотрите, за окном наступило прекрасное время года, когда вся природа просыпается после зимы, все деревья и кустарники начинают зеленеть, появляются первые цветы! Кто мне скажет, какое сейчас время года

Дети: Весна.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какая у меня поляна, с яркими, красивыми цветами. А кто из вас знает, что это за цветы? Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за цветок.

То он солнышко лучистое,

То он облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул – облетел!

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: а кто знает, чем одуванчик похож на солнышко

Дети: цветочки такие же круглые и желтые.

Воспитатель: посмотрите ребята, вот это стебелек - его ножка. Это листики. А какого они цвета?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю стихотворения про одуванчик.

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой!

У него чудесный, золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет!

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет – нарядится в беленькое платьице.

Легкое, воздушное, ветерку послушное (Е. Серова).

Одуванчик золотой был красивый, молодой.

Не боялся никого, даже ветра самого

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А когда он посидел, вместе с ветром улетел (З. Александрова).

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что мы с вами сегодня будем рисовать?

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Правильно. Мы сегодня будем с вами рисовать этот небывалой красоты цветок, но сначала поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Цветок».

Будит солнышко цветочек:

«Просыпайся – ка, дружочек.

(Локти на столе, ладони направить вверх, соединить запястьями, пальцы сложить в виде бутона цветка: большой палец правой руки подушечкой соединить с большим пальцем левой руки, указательный с указательным и т. д.)

Раз, два, три, четыре, пять

(Большие пальцы отвести в стороны, показывая, как раскрываются «лепестки цветка»)

Новый день пришел опять.

А как вечер опустился –

Спать цветок заторопился.

Раз, два, три, четыре, пять –

Завтра с солнышком вставать!

(Поочередно соединять одноименные пальцы, показывая, как закрывается цветок).

Воспитатель: А теперь мы все с вами будем рисовать, но вот беда у нас нет самого главного, кисточек. Чем же мы будем рисовать?

Воспитатель: не беда, у нас всегда готовы 10 кисточек, которые постоянно с нами. Что же это за кисточки? Догадались? Конечно, это наши пальчики! Стебелек и листочки мы нарисуем пальчиками, а вот сам цветочек мы нарисуем печатками. Для этого мы возьмем с вами готовые печатки (показываю).

Теперь возьмем наши печатки и опустим их в желтую краску вот так, затем кладем его на лист бумаги. Придерживая бумагу, убираем наши печати. А чтобы нарисовать «седой» одуванчик, мы обмакнем печатки в белую краску.

Воспитатель: посмотрите, какой красивый одуванчик у нас получился.

Воспитатель: но ребята, нашему цветочку чего не хватает? На чем растет цветок?

Дети: Стебелька и листочков

Воспитатель: Давайте с вами нарисуем одуванчику стебелёк и листики.

Для этого обмакнем пальчик в зеленой краске и рисуем от цветочка сверху вниз прямую зеленую линию, это и есть наш стебель - ножка цветка. Листики тоже нарисуем прямыми линиями, от стебелька в бок, вот так.

Воспитатель: посмотрите, какие замечательные одуванчики у нас получились. Молодцы, ребята. Хорошо постарались.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Балтийска детский сад №4

Конспект ООД по познавательному развитию

Тема: «Одуванчик золотой»

(Старшая группа)

http://www.stihi.ru/pics/2016/03/30/10013.jpg

Воспитатель I категории

МБДОУ д/с №4

Анохина Т.В.

Цель: расширить представление дошкольников о лекарственном растении «одуванчик» и его применении.

Задачи:

Закреплять знания о строении одуванчика и возможностях его использования в лечебных целях и питании;

Развивать речевые навыки, обогащать активный словарь ребят;

Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям.

Оборудование: Презентация «Одуванчик», карточки, поясняющие строение растения, гербарий.

Словарная работа: корень, стебель, соцветия, перенос семян.

Предварительная работа: чтение познавательной и художественной литературы, беседы о лекарственных растениях, наблюдения.

Планируемые результаты: приобретение знаний об одуванчике, как о съедобном и лекарственном растении.

Содержание деятельности

(Дети играют в групповой комнате по своим интересам. Слышится жужжание (включается звук «жужжание пчелы».

Появляется игрушечная Пчела).

Воспитатель:

Ребята, к нам прилетела пчела! А как вы думаете, что ее привлекло в нашей группе? Отгадайте загадку:

На лужайке, возле леса расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко на зеленой ножке.

А как только подрастут, шапочки наденут

-Мягкие, воздушные, ветерку послушные!

Дети: Одуванчик!

Психогимнастика «Одуванчики»

(Проводится под музыку)

Воспитатель: представим, что мы –маленькие одуванчики. Вы –маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. И все вокруг увидали пушистый цветок, похожий на солнышко. И называется он - ОДУВАНЧИК (говорят вместе).

Презентация «Одуванчик»

(Рассматривание цветка. Рассматривая цветок, дети трогают пальчиками каждую его часть, нюхают аромат.

При рассматривании растения детьми, педагогом обращается внимание на его строение, части растения, соотносится увиденное с изображением на слайде).

(Дети читают стихи про одуванчик)

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик - первый, молодой!

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца, маленький привет!

Воспитатель: Вы обратили внимание, какого цвета у одуванчика цветок? У него есть стебель и листья. Они зеленые, вытянутые. В земле спрятался корень. 

Воспитатель: Давайте сочиним вместе сказку об одуванчике. Я начну, а вы продолжите.

Сказка про одуванчик

Однажды появился в траве маленький росток, посмотрел по сторонам и подумал: «Интересно, каким я буду, когда вырасту? Вот бы мне стать красивым-красивым, ярким-ярким!

Первый ребёнок: «Прошел теплый дождик, поднялся росточек повыше, и вдруг увидел в небе солнышко».

Второй ребёнок:

«Ух, ты! Вот бы мне вырасти таким, как солнышко», - подумал маленький росток.

Воспитатель: «Солнышко посмотрело с высоты, улыбнулось –и стал росток желтым одуванчиком. Каждый день раскрывался он в зеленой траве и светил всем букашкам, как маленькое солнышко».

Третий ребёнок: «Однажды посмотрел одуванчик на небо и увидел там облако белое-белое, пушистое-пушистое».

Четвёртый ребёнок: «Ух ты! Вот бы мне стать таким, как это облако», –подумал желтый одуванчик.

Воспитатель: «Облако посмотрело вниз и превратился одуванчик в легкое беленькое облачко на ножке. Дунул ветерок – облачко рассыпалось на много-много маленьких пушинок, и они разлетелись над полянкой далеко-далеко».

Пятый ребёнок: «Прошло совсем немного времени, и там, куда приземлились пушинки, появились маленькие ростки. Это одуванчики.

Шестой ребёнок: «Скоро станут они желтыми, как солнышко, а потом белыми, как облако. И если на них дунуть, опять разлетятся пушинки далеко-далеко».

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и сочинили чудесную сказку.

Физкультурная минутка

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево),

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад),

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться),

Взвился вверх и полетел» (руки вверх, вправо, влево).

(Воспитатель рассказывает детям о пользе одуванчика с опорой на слайды презентации).

Воспитатель: если его попробовать на вкус, он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят варенье, готовят салат.

В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик - лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.

Составление рассказа «Путешествие семечки».

Воспитатель предлагает ребятам по серии слайдов проследить процесс роста растения из семени и влияния на его рост воды, тепла, солнечного света.

После просмотра слайдов, дети самостоятельно составляют маршрут путешествия семени одуванчика.

Дети определяют условия, необходимые для роста и распространения растения (ветер, почва, тепло, солнечный свет).

Ребёнок (читает стихотворение)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

 И не будет красоты.

Воспитатель:

Ребята, на столах у вас бумажные одуванчики, которые вы сделали на

занятиях по художественному труду.

Ребёнок:

Мы с ребятами решили подарить нашей пчеле свои яркие одуванчики.

(Дети помещают свои одуванчики на мольберте рядом с пчелой)

Воспитатель:

О каких полезных свойствах вы можете теперь рассказать родителям и

друзьям?

Предлагаю, вместе с бабушкой или мамой приготовить дома салат из

одуванчиков, поделиться со всеми своими рецептами.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Были активными, любознательными.

Беседа «Кому нужен одуванчик?»

Цель: дать элементарные представления о целебных свойствах одуванчика. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Материал: картинка с изображением цветка и любого насекомого, игрушка заяц, очки, халат, фонендоскоп.

Воспитатель: Скажите, дети, можно рвать цветы? Почему? (Если их сорвать, то они завянут)

Воспитатель: правильно! Без цветов будет уныло и грустно.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок…

Если все – и я, и ты,

Если мы сорвём цветы, то останутся пусты и деревья, и кусты…

И не будет красоты, и не будет доброты,

Если только я и ты - если мы сорвём цветы. (Т. Собакина)

Воспитатель: что изображено на этой картинке?

Дети: на цветы слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки, жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там тепло и уютно. А пчелки собирают нектар, и получается вкусный и полезный мед

(Стук в дверь).

Воспитатель: Кто это к нам пришел?

 Зайка почему ты грустный? (Заболел)

 Тогда тебе надо к доктору Айболиту (воспитатель переодевается, осматривает зайку)

 Да, зайка и правда заболел. У него болит живот. Надо прописать зайчику витамины. А где же мне взять витамины? В лесу и в поле есть полезные растения. Например, одуванчики, в них много витаминов.

 Спасибо доктор Айболит. Я побежал лечиться и всем своим друзьям зверятам расскажу, что одуванчик — это полезное лекарственное растение.

 Воспитатель: Ребята, а вы запомнили, кому нужны одуванчики?

Беседа «Одуванчик»

Цель: учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Материал: макет - цветок, картинки: одуванчик с грустным и веселым лицом, лейка, ваза, ножницы, солнышко, тучка, венок, букет, полянка.

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика? (Ответы сопровождаются показом). Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый?

Воспитатель: да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он может легко поломаться. А что ещё есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у одуванчика? Что ещё есть у этого растения? Правильно, удивительные красивые цветочки жёлтого цвета. На что похож цветочек у одуванчика?

Воспитатель: посмотрите на картинку, какое настроение у одуванчика? (Плохое, грустное)

Воспитатель: А почему Вы решили, что грустное? (Грустное лицо, плачет)

Воспитатель: А теперь рассмотрите эту картинку? Что изменилось? (Одуванчик веселый, улыбается)

Воспитатель: Дети, а теперь для вас задание: на столе лежат картинки. Около веселого одуванчика нужно положить картинки, которые помогают ему быть веселым, а около грустного, которые сделали одуванчика грустным.

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично знаете, как помочь одуванчику, чтобы у него было всегда хорошее настроение.

C:\Users\Юлия Васильевна\Desktop\52998612505a9f96c9840.jpg

Подвижная игра «ОДУВАНЧИКИ»

(под музыку дети выполняют движения)

C:\Users\Юлия Васильевна\Desktop\5f59283d4dbaad32034478669f1db0fb5d197ac4.png

Наши жёлтые цветки (сидят на корточках, руки сцеплены в замок) Распускают лепестки (встают, разводят руки, поднимают вверх пальцы).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (покачиваются из стороны в сторону).

Наши жёлтые цветки

Закрывают лепестки (соединяют пальцы рук в «бутон»).

Головой качают («бутоном» покачивают вправо-влево),

Тихо засыпают (садятся на корточки, ладошки под голову).

Утром ранним все цветки

Вновь распустят лепестки (поднимаются, раскрывают «бутон»).

Игра «Экологическое лукошко»

 Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

 Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из его сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, крапива и др.)

Ход игры

 Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называю т «Зеленым доктором».

C:\Users\Юлия Васильевна\Desktop\bessmertnik-peschannij-150x150.jpg

Игра «Цветет - не цветет»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, выдержку. Правило: поднимать руки только в том случае, если будет назван цветущий предмет (растение, цветок).

Ход игры

(Дети садятся полукругом и кладут руки на колени).

Воспитатель. Я буду называть предметы и спрашивать: цветет?

Например: «Яблоня цветет?», «Мак цветет?» и т. д.

Если это на самом деле так, то дети поднимают руки вверх. Если я назову не цветущий предмет (елка, сосна, дом и т. д.), то руки поднимать не следует. Нужно быть внимательными, так как я буду поднимать руки и правильно, и неправильно. Кто ошибется, заплатит фишку.

Воспитатель начинает игру: «Роза цветет?» — и поднимает руки. Дети отвечают: «Цветет!» — и тоже поднимают руки.

«Сосна цветет?» — и поднимает руки, а дети должны молчать.

Стихи

В. Данько

По краешку канавки,

На травяном диванчике

Весёлою гурьбою

Расселись одуванчики.

Тут и солнышко взошло,

Покатилось мячиком.

Ищет красно солнышко,

Где же одуванчики.

Е. Серова

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице

Лёгкое, воздушное

Ветерку послушное.

О. Высотская

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый молодой!

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет!

З. Александрова

Одуванчик золотой был красивый, молодой,

Не боялся никого, даже ветра самого!

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

Т. Собакина

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок…

Если все – и я, и ты, если мы сорвём цветы,

То останутся пусты и деревья, и кусты…

И не будет красоты, и не будет доброты,

Если только я и ты – если мы сорвём цветы.

Загадки

Рос шар бел, ветер дунул - улетел.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

 Был цветок — и нет цветка.

 Я шариком пушистым

 Белею в поле чистом,

 А дунул ветерок - остался стебелёк.

 Горел в траве росистой

 Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

 И превратился в пух.

 Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился …(Одуванчик).

 В летний солнечный денек

золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

 все дремал он у дорожки,

  А проснулся - улыбнулся:

вот пушистый я какой!

 Ах, боюсь, что разлечусь,

тише, ветер луговой!

На зеленой хрупкой ножке

 вырос шарик у дорожки.

 Ветерочек прошуршал

и развеял этот шар.

В Шапке пуховой стоит.

Ветер дунет – облетит.

 Пушистый цветок качнул ветерок.

 Ой! И шапка долой.

C:\Users\Юлия Васильевна\Desktop\depositphotos_7599559-stock-illustration-dandelion-vector-illustration.jpgСказка про одуванчик.

 Рос в парке одуванчик. Старенький, седой совсем. Дунул ветер и полетели дети одуванчика на пушистых парашютиках в разные стороны. Кто тут же, рядом упал, кто подальше отлетел, а один парашютик выше всех поднялся. Так высоко, что едва разглядел облысевшую головку своего папы – старого одуванчика.

«Вот так повезло! – Выше всех взлетел!» – радовался он.

Эх! Прощай, родимая полянка!»

Носил его, ветер, носил и швырнул под ноги прохожим. Целый день лежал бедный парашютист под горячим солнцем на тротуаре. Парашютик давно смялся и отвалился. Осталось только маленькое, едва заметное семечко. Наступали на него ногами, чуть не втянула его носом собака, чуть не склевал его воробей. Страху- то натерпелся! Наутро вышел из подъезда усатый дворник с большой метлой. Засучил он рукава и давай двор мести. Заходила метла из стороны в сторону: чисто метет, ни соринки, ни пылинки не оставляет. Раз! – и семечко одуванчика провалилось в трещину в асфальте.

 Лежит, не дышит. «Где это я, думает?» Как здесь жестко, неуютно. Но, что же делать – хорошо, что хоть не топчут тебя ногами. Можно и подремать, а там - видно будет».

 Так и пролежало оно всю зиму в своем убежище. Завалило его снегом, а под снегом так сладко спится! Спроси у любой травинки – она подтвердит. Но согрелась земля и зазвенели ручьи. «Кажется, я еще живу!» – обрадовалось семечко.

 Потянуться после сна – первое дело. Но, что это хрустнуло? Ничего страшного – все в порядке: это семечко одуванчика проклюнулось. Рано утром вышел с метлой усатый дворник, и, как всегда, стал подметать двор. «Это еще что за безобразие? – сердито заворчал он. Взял и вырос у всех под ногами. Теперь начальник ЖЭКа заругается, скажет: «Двор одуванчиками зарастает! Дворник ничего не делает! Гнать его надо. И выгонит…»

Только дворник хотел сшибить золотую головку, смять зеленые листики одуванчика, как выбежала из подъезда его внучка Зоечка.

 «Цветочек! Какой хорошенький! Не трогай его, деда. Пусть растет!»

 Взяла она палочку и воткнула рядом с одуванчиком. Крякнул усатый дворник, но спорить с любимой внучкой Зоечкой не стал. Пошел он домой, сел у окна и стал чай пить, да в окно поглядывать. «Все одно, рассуждал он, вздыхая и прихлебывая чай из блюдечка, затопчут. Народу вон сколько через двор ходит, и до вечера не доживет глупый цветок. И поделом – не высовывайся!» Вот идет через двор старушка с клюкой. Устала, видно. Еле-еле переступает. А тут перед ней на дороге одуванчик. Стоит, желтой головкой качает, будто кланяется. А одуванчик и правда, кланялся. Дворник не понял, а старушка сразу догадалась.

«Здравствуй, здравствуй! – улыбнулась старушка – добрая она была, – ишь, где тебе угораздило вырасти! Как бы тебя не затоптали»

Вынула она из кармана веревочку и привязала одуванчик к палочке, к той самой, что внучка Зоечка в землю воткнула. Только бабушка за углом скрылась, а во двор уже грузовик въезжает. Шофер веселый баранку крутит, кепку на нос сдвинул. Видит – одуванчик на дороге растет.  

«Первый одуванчик! Желтый, пушистый!», - улыбнулся шофер, взял, да и объехал цветок. Тут во двор прибежали ребята, Зоечкины друзья и подружки. Полили одуванчик из лужи, а потом натаскали со всей улицы камешков и уложили их вокруг цветка. Получилась посреди двора клумба. Маленькая, игрушечная, но усатый дворник уже не сердился. Ведь одуванчик теперь рос на клумбе, как и полагалось цветам по инструкции для дворников. А люди увидели из окон маленькую клумбочку, вынесли лопату, грабли, лейку и сделали из маленькой клумбы большую.

«Какой я счастливый!», - шелестел листиками одуванчик, раскрывая все новые и новые бутоны. А усатый дворник теперь каждое утро поливал его из шланга. И одуванчики цвели, становились белыми пушистыми шариками. Парашютики перелетали через крыши, заборы и разносились по всему городу. Весной на всех улицах и во всех дворах желтыми огоньками вспыхнули одуванчики. Дети бегали в венках из одуванчиков, плели из них длинные гирлянды и развешивали на заборах. И серый скучный город стал золотым и веселым. А одуванчик качал головкой и говорил своим желтеньким внучаткам:

«Уж мне-то в жизни точно повезло! Я самый счастливый! Я самый счастливый одуванчик на свете!»

 Ветерок сказал одуванчику: «Что это ты тут один на всю поляну раззеленелся?»

 На что маленький одуванчик спокойно ответил: «Я не один и никогда один не бываю, нас всегда много, потому что мы – семья».

Ветерок задумался, облетел полянку, пошелестел сухой прошлогодней травой. Зябко стало молоденьким листочкам и растение попросило: «Ветерок, ты еще такой холодный, не надо так дуть – я замерзаю».

«Ну и что», - ответил ветер. Ты – бесполезная трава, тебя вон и с огородов как сорняк убирают!»

 Одуванчик обиделся: «Почему я бесполезный? Ты просто не знаешь ничего! Понимающий человек мои нежные листочки в салатик ранней весной добавляет, и в борщик зеленый со щавелем и молодой крапивой. После зимы люди сильно ослабевают: солнышка мало – витаминов мало, часто болеют, а я помогаю им восстановить силы и здоровье».

 «Ну, размечтался!»– презрительно хмыкнул ветер, надул щеки и улетел к деревьям шуметь в их еще пустой кроне.

Шло время. Солнышко светило все ярче, становилось теплее. Одуванчик подрос, окреп. Подросли и зазеленели его сородичи. Полянка стала совсем зеленой, веселой. Ветер тоже заметно потеплел и подобрел. Теперь он все время весело резвился в зеленой листве деревьев. Однажды, посмотрев вниз, ветер увидел ярко желтую поляну – одуванчики расцвели. Цветочки слились в один большой, мягкий и душистый ковер.

Удивился ветер: «А ведь одуванчик был прав, их очень много и как красиво!» Среди множества цветов он отыскал своего знакомого и сказал: «Красиво, конечно, и пахнет приятно, но все-таки бесполезна твоя красота».

«Хоть ты и повзрослел заметно, ответил одуванчик, так ничего и не понял. Понаблюдай за поляной!»

 Ветер послушался и остался. Как только сошла утренняя роса, на поляне появились первые насекомые: пчелки, бабочки, шмели. Они сновали от цветка к цветку, перенося на своих пушистых лапках пыльцу. «Ну и что, - подумал ветер», - кушать надо всем.

Через время на полянке появилась бабушка с палочкой и стала бережно срывать цветочки и складывать их в пакетик.

 Ветер спросил у одуванчика, зачем она это делает, на что цветочек ответил: «Люди собирают наши цветки и настаивают их на спирту, а полученной настойкой растирают спину, ноги, все больные места, это очень помогает

Я же говорил тебе, что мы, одуванчики, лекарственные растения. Понял?»

«Кажется да», - сказал ветер.

 Очень скоро на поляну прибежали дети. Они стали собирать цветочки одуванчиков в свои корзинки.

«А им зачем ваши цветочки, им растирка не нужна, вон как резвятся», - рассмеялся одуванчик.

«Да ты совсем ничего не знаешь, они нас для лакомства собирают. Мама им варенья сварит и будет оно сладкое и душистое как мед, будет напоминать о весне и о нас таких полезных».

Потом девочка сплела венок из одуванчиков, одела его на головку, и дети веселые и довольные пошли домой, а ветерок нашел укромное местечко в ветвях деревьев и задремал. Наступили первые, по-настоящему жаркие летние деньки. Даже ветру стало жарко.

«Что-то я совсем разомлел, - подумал ветер, - а ведь надо за дела приниматься, там кустик обдуть, а вон дереву совсем жарко!»

 Да, заметно повзрослел ветер, о других думает. Долетев до знакомой полянки, вспомнил ветер о раннем весеннем цветочке: «Как он там, интересно?» Посмотрел вниз, а там все белое, пушистое, посмотрел вверх – солнце светит, жарко, птицы щебечут, мошки вьются. Что такое? В чем дело? Опустился ниже. Хоть он и осторожно спускался, но ветер есть ветер. От его дыхания поднялись в воздух облака белых зонтиков.

 «Что, удивился?  -  услышал ветер знакомый голосок.  Это мы, одуванчики, рассеиваем так на зонтиках наши семена, чтобы как можно больше пользы и красоты всем принести. А помогаешь нам ты, ветер!»

 Ветер осмотрел цветок. От былой красоты остались только щеки.  «Ничего, заметил одуванчик. Я ведь тебе говорил, что нас много. Вот уже вокруг меня мои детки зацветают, да и я еще за лето до самой осени не раз зацвету всем на радость и на пользу. Понял теперь какие мы полезные?»

 «Да уж, как не понять, только ведь и я к этому отношение имею». И с этими словами, ветер, деловито подхватив зонтики, полетел прочь – ведь тут недалеко он видел еще не заселенную одуванчиками очень солнечную полянку. А ведь одуванчик был прав, их очень много и как красиво!

Психогимнастика «Одуванчики»

 (Проводится под музыку)

Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные.

   Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо!

   Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.

    Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на спортивном участке и в палисадниках. Там одуванчики разные, крупные, большие, поэтому мы сможем их лучше рассмотреть.

Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»

 Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит. (Дети находят взглядом желтые круги - «солнце» в соответствии с текстом).

 В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху.

К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает.

 С чем можно сравнить одуванчик?

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик» 

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

 Дует легкий ветерок

 Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует

 Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

 Белым шариком пушистым

 Красовался в поле чистом.

 На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.) 

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне, (Соединить руки, изображая «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки (Раскрыть руки, разжать пальцы)

Всем лепесткам красоту и питание (в ритм словам раздвигать и соединять пальцы)

Дружно дают под землей корешки! (Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)

Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки (Плотно сжать переплетенные пальцы)

Тихо засыпают, головки опускают (Положить руки на колени).

Рецепты витаминных салатов из одуванчиков

  • 100 г листьев одуванчика, 20 г зеленого лука. 50 г квашеной капусты и 50 г сметаны. Листья одуванчика, зеленый лук измельчить, добавить капусту, перемешать и заправить сметаной.
  • Одуванчик, крапива, лук зеленый, чеснок по вкусу, все измельчить, добавить рассол квашеной капусты, подсолнечное масло, редиску и орехи.
  •  Эти рецепты — основа. Можно добавлять морскую капусту и любую зелень, яблоки, вареные яйца и все, что под рукой, лишь бы было вкусно. А полезны такие салаты и детям, и пожилым людям.
  •  Из высушенных и поджаренных корней одуванчика получается вкусный и лекарственный кофе. Такой напиток не содержит кофеина, не обладает тонизирующими свойствами, к тому же имеет лечебный эффект.
  • Варенье из соцветий одуванчика (100 соцветий на 1 л сиропа) — ценная заготовка на зиму. Однако следует отметить, что сахар в процессе варки с кислотой карамелизируется и впоследствии не образует кристаллов органических кислот. Во фруктах их достаточно, а вот в соцветиях одуванчика их нет, поэтому в сироп нужно добавлять лимонную кислоту Попробуйте использовать одуванчик как лекарственное растение, и он из врага — многолетнего злостного сорняка — превратится в друга и помощника.

ВЫВОД: Все участники проекта с интересом участвовали во всех мероприятиях. Дети приобрели элементарные знания об одуванчике и его роли в жизни человека. Участие детей в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности и интереса к исследовательской деятельности. Все получили огромное удовольствие и хорошее солнечное настроение от полученной информации. C:\Users\Юлия Васильевна\Desktop\5f59283d4dbaad32034478669f1db0fb5d197ac4.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация экологического проекта "В золотой клубочек спрятался дубочек".

Одной из технологий экологического воспитания является метод проектов, который  в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку в...

музыкально - экологический проект "Осень - золотая пора"

Главная тема проекта - беречь природу....

Социально –экологический Проект «Зелёное золото Югры!»

Проект:  «Сохраним хвойные деревья!»Цель: вовлекать подрастающее поколение  в решение реальных проблем Задачи:vдать понятие, что Земля наш общий дом;vпознакомить с экологиче...

Экологический проект " Осень золотая

Проект для старшей группы. Вид проекта- групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий...

Экологический проект«Осень золотая».

Создать условия для знакомства с характерными особенностями осенних изменений в природе.Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережно...

Отчет по экологическому проекту«Осень золотая».

Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности....