Занятие в ДОУ «Осень –дивная пора ».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

развитие речи детей на тему: «Осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

                   Работа на конкурс

                  «Стратегия успеха»

                       в номинации

                    «Начало начал»

                               НОД

                по речевому развитию

                «Осень – чудная пора»

Пояснительная записка к занятию.

Тема: речевое развитие детей дошкольного возраста.

Возрастная группа: старшая.

Цель: развитие речи детей на тему: «Осень»

Задачи:

Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, закрепить умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Развивающие: развивать память, мышление, воображение, выразительность речи, расширять и оптимизировать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность и любовь к природе, заботливое отношение к ней, желание прийти на помощь, попавшему в беду.

Обоснование: поддерживать мотивационную линию на протяжении всего занятия, активизировать познавательную и речевую активность.

Оборудование: мультимедиа, иллюстрации, изображающие разные осенние явления, мяч с наклеенными жёлтыми и красными листочками, корзиночка с осенними листьями с записями на задней стороне, гелиевый шарик, волшебная палочка, картинки для мнемотаблицы, аудиозапись «Осенняя песенка» и музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Конспект занятия по речевому

развитию «Осень – чудная пора»

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит заливается

И ребята вокруг собираются (все вместе смотрят в окно)

Птицы стаями летят

Грустно: дождь и листопад, ветер тучи в небе носит, потому что это… (осень)

- Но мы с вами грустить не будем (стук в дверь, залетает гелиевый шарик с лёгкой корзиночкой кленовых листочков)

Воспитатель: - Это что за чудо? Присаживайтесь ребятки, сейчас разберёмся, что за сюрприз для нас.

Воспитатель показывает детям корзиночку.

- Как вы думаете от кого мог прилететь шарик с осенними листочками? (ответы детей)

- Ребятки, по-моему, на листочках записки и все под номерами, чтобы мы не ошиблись и читали их по порядку друг за другом. Кто из вас умеет читать? Тогда можно я прочитаю?

Воспитатель берет листочек под номером 1 и читает: «Здравствуйте, мои друзья! Большой привет вам от меня, я так старалась, наряжалась, в гости к вам я собиралась. Раздавала всем осинкам разноцветные косынки: яркие приметные, издали заметные. Но случилась беда. Злой колдун украл волшебную палочку, которая помогала мне украшать лес, сказал мне обидные слова, что обо мне никто не знает и спасти меня могут только те, кто выполнит его задания. Помогите мне пожалуйста» (Осень)

- Ребята, как вы считаете, справимся ли мы с заданиями колдуна и сможем ли помочь Осени вернуть волшебную палочку? (ответы детей)

Ну, тогда приступаем к выполнению заданий.

Берём листок под цифрой 2.

Задание «Скажи наоборот»

Дети встают в круг, воспитатель держит в руках «осенний мячик». – Мяч красивый и осенний будет в руки к вам скакать, успевай ответ давать. Воспитатель бросает мяч детям и произносит фразу, а они бросают обратно и говорят наоборот.

- Весной природа расцветает – осенью увядает.

- Весной дожди тёплые – осенью холодные

- Весной в огороде сажают – осенью убирают.

- Весной погода ясная – осенью пасмурная.

- Весной облака плывут высоко – осенью низко.

- Весной птицы прилетают – осенью улетают.

Ну вот и справились мы с первым заданием.

(дети садятся на стульчики)

Берём листок под цифрой 3.

Задание «Найди ошибку»

Воспитатель: - Я буду называть слова и выражения, обозначающие предметы и явления, относящиеся к осени, но здесь допущены ошибки, ваша задача их найти.

- Листопад, начало учебного года, подснежник, ветер. (подснежник)

- Туман, иней, сбор грибов, ледоход. (ледоход)

- Дед мороз, улетающие птицы, сбор урожая, первый снег. (дед мороз)

- Тучи, загорающие люди на пляже, дожди, похолодание. (загорающие люди на пляже)

Воспитатель: - Молодцы! Вы правильно нашли все допущенные ошибки.

Берём листок под цифрой 4.

Задание «Угадайка»

Воспитатель: - Пройдите пожалуйста к столам, где перед каждым из вас лежит набор необходимых картинок для выполнения задания – это отгадки. Вы показываете мне картинку и называете её. Задание понятно? Тогда начнём.

- Он бывает по утрам и вечерам,

Из-за него ничего не видно впереди. (туман)

- Когда он идёт не переставая, становится грустно на душе и сыро на улице. (дождь)

- Это очень красиво и торжественно: деревья сбрасывают свой золотой наряд. (листопад)

- Он может шептать, свистеть, бушевать, злиться, подталкивать в спину прохожих, срывать листву с деревьев. (ветер)

- Он похож на снежные иголочки, которыми украшает ветки деревьев. (иней)

- Она плывёт по небу тёмная, угрожающая, а потом вдруг расплачется горькими слезами. (туча)

- А теперь, не смотря на картинки попробуйте вспомнить и перечислить слова – отгадки.

Дети: - Туман, дождь, листопад, ветер, иней, туча.

Воспитатель: - Молодцы!

Берём листок под цифрой 5.

Задание «Волшебная шкатулка» (необходимо наполнить волшебную шкатулку приметами, пословицами, загадками об осени.

Воспитатель открывает шкатулку, а дети называют приметы, пословицы, загадки.

Пословицы:

- Коли ясно, то и осень прекрасна.

- Осень идёт и дождь за собой ведёт.

- Красна весна цветами, а осень пирогами.

- От осени к лету поворота нету.

- Осенняя пора - птицы со двора.

Приметы:

- Осенью паутина - на ясную погоду.

- Гром в сентябре – тёплая осень.

- Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

- Когда гуси улетают, снег выпадает.

Загадки:

- Падают с ветки золотые монетки? (листья)

- Сидит дедушка у ворот, все глаза нам заволок. (туман)

- Горя не знаем, а горько плачем. (туча)

- Пришла без красок, без кисти, а перекрасила все листья. (осень)

Воспитатель: - Замечательно, вот и заполнили мы шкатулочку вашими мудрыми знаниями.

Берём листок под цифрой 6.

Задание «Путешествие в осенний лес» (релаксация) (дети выполняют движения под музыку П. И. Чайковского «Времена года»)

Колдун предлагает нам побывать в осеннем лесу, не боитесь? Тогда закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном осеннем лесу. Вы оглядываетесь вокруг, вдыхаете свежий воздух и аромат природы. Деревья, словно в праздничном наряде из разноцветных листьев. Под ногами красивый, шуршащий ковёр, пройдите по нему. Вы собираете осенний букет. Как красиво осенью в лесу!

- Какие чувства вызвала у вас прогулка по осеннему лесу? (радость)

- Почему? (ответы детей)

А знаете ли вы, ребята, куда исчезли насекомые осенью? (ответы детей)

Я предлагаю вам поиграть в игру.

(Физкультминутка)

Игра «Сороконожка». Дети встают в колонну по одному, кладут руки на плечи друг другу, выполняя движения в соответствии с текстом. «Шла сороконожка по сухой дорожке» (дети идут друг за другом держась за плечи). Вдруг закапал дождик. Кап! Ой промокнут сорок лап! (останавливаются) Насморк мне не нужен, обойду я лужи (идут, высоко поднимая колени). Грязи в дом не принесу (останавливаются и поочередно трясут руками и ногами). Каждой лапкой потрясу и потопаю потом. Ой, какой от лапок гром!

Берём листок под цифрой 7.

Задание «Назвать осенние слова»

Воспитатель говорит слова, дети передают листок и называют осень красивыми словами – «Ты лети, лети листок не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам, как в ладошки попадёшь – слово об осени возьмёшь».

Дети: - золотая, пышная, щедрая, прекрасная, печальная, разноцветная, пёстрая, тёплая, дивная, задумчивая, замечательная, величавая, тихая, таинственная, очаровательная.

Берём листок под цифрой 8.

У нас осталось последнее задание.

Задание «Расскажи об осени»

На доске мнемотаблица, дети с помощью её коллективно составляют рассказ об осени.

«Наступила осень. Небо стало хмурое пасмурное. Часто идут дожди. Трава вянет, засыхают цветы. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Дует сильный ветер. Разноцветные осенние листья начали опадать. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Животные готовятся к зиме, а некоторые впадают в спячку. Люди собирают урожай и делают заготовки на зиму. Дети надевают шапки, куртки, тёплые штаны и ботинки.

Воспитатель: - Ну что же, мы справились со всеми заданиями злого колдуна, давайте поищем волшебную палочку, она должна появится здесь. (дети находят коробочку с волшебной палочкой)

- Давайте отправим её Осени с волшебным воздушным шариком (Прикрепляют корзиночку с палочкой к шарику и отпускают его в коридор)

Слышится голос Осени (в записи): - Спасибо, ребята, помогли мне вернуть волшебную палочку, и доказали колдуну, что много обо мне знаете, а сейчас я предлагаю вам полюбоваться осенней природой и послушать весёлую песенку обо мне. (дети смотрят небольшую видео-презентацию осенней природы)

Рефлексия.

Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше занятие. Вы молодцы, ребята, добрые и смелые! А вы любите осень? А за что вы её любите? При выполнении каких заданий вы испытывали трудности? (ответы детей)

- Нам ещё предстоит узнать много нового об этом прекрасном времени года!

- А сейчас я хочу угостить вас осенними дарами. (заносит корзину с яблоками, угощает детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осень-дивная пора"

Сценарий развлечения в средней группе с Дворником, Мухомором и инсценировкой "Лесной зонтик"...

проект в средней группе " Осень- дивная пора"

В материале предоставлены материалы для проведения проекта об осени: дидактические игры, подвижные игры, темы для лепки, рисования, аппликации...

"Осень - дивная пора"

Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про вр...

"Осень дивная пора"

Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы плас...

ОЧЕРК «Осень – дивная пора!».

Осень – непревзойденный художник. Листопад – один из самых ярких и замечательных    её признаков. Листья удивляют нас необычной пёстрой окраской, своей формой и размерами. С...

Проект “Осень, дивная пора!”

Проект “Осень, дивная пора!&rdquo...