Диагностика развития исследовательских компетенций у воспитанников группы среднего возраста по методике Л.Н. Прохоровой
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Рябинина Татьяна Евгеньевна

Диагностика уровня развития ОЭД у воспитанников среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_raduga_22-23.docx146.87 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика развития исследовательских компетенций

у воспитанников группы среднего возраста «Радуга»

2022-2023 учебный год

Педагогическое обследование

Педагогическое обследование проводилось на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании были использованы наглядные, словесные и практические методы.

Мониторинг был проведен два раза в год (октябрь, май) по следующим показателям:

 

  1. Интеллектуальная инициативность.
  2. Настойчивость.
  3. Познавательный интерес.

При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей, за предпочтенными детьми материалами в процессе экспериментирования, за умением анализировать объект или явление.

  1. этап: Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

Цель: выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. игровая
  2. чтение книг
  3. изобразительная
  4. экспериментирование

Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл.

Всего было обследовано 20 человек.

 

Вид деятельности

Октябрь 2022 г.

Май 2023 г.

1. Игровая

 50%  - 10 человек

 40% - 8 человек

2. Чтение книг

 15% - 3 человека

 10% - 2 человека

3. Изодеятельность

 25% - 5 человек

 10% - 2 человека

4.Детское экспериментирование

 10% - 2 человека

 40% - 8 человек

Вывод: В начале года воспитанники отдавали предпочтение игровой деятельности, а в конце учебного года половина воспитанников группы отдали предпочтение как игровой, так и экспериментальной деятельности.

  1. этап: Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

Цель: выявить уровень овладения детьми среднего дошкольного возраста ОЭД

Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (в соответствии с требованиями программы).

Ребенку предлагается осуществить 3 выбора:

 

 «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй –2 балла, за третий -1 бал.

 

Уровень

Октябрь 2022

Май 2023

Высокий

 25% - 5 человек

 40% - 8 человек

Средний

 50% - 10 человек

 55% - 11 человек

Низкий

 25% - 5 человек

 5% - 1 человек

Всего обследовано детей

 100% - 20 человек

 100% - 20 человек

 

 

Таким образом, результаты мониторинга на конец 2022-2023 учебного года показали следующее:

         С высоким уровнем развития - 40% детей самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.  Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делают выводы.

Со средним уровнем – 55% в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес.  Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

         С низким уровнем развития - 5% включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее.  Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

3 этап: Анкетирование родителей

Цель: Исследование педагогической компетентности родителей в области диагностики и развития детского экспериментирования.

Анкета для родителей 

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

1.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

  1. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
  2. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)
  3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? 5.Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Экспериментальная лаборатория дома»

Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста  «Экспериментальная лаборатория дома»...

Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»

Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»...

Мастер-класс для родителей воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Экспериментируем вместе с детьми дома»

Мастер-класс для родителей воспитанников группы среднего возраста  «Экспериментируем вместе с детьми дома»...

Занятие по экспериментированию «Тайны снега» для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»

Занятие по экспериментированию «Тайны снега» для воспитанников группы среднего возраста...

Экологическое летнее развлечение «Мы - друзья природы» для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»

Экологическое летнее развлечение «Мы - друзья природы»для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...

Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»

Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...

Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Домашняя лабортория»

Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Домашняя лабортория»...