Статья «МЫ УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ РОДНУЮ ПРИРОДУ»
статья по окружающему миру (средняя группа)

Рябинина Татьяна Евгеньевна

Статья «МЫ УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ РОДНУЮ ПРИРОДУ» предназначена для воспитателей детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.24

 «МЫ УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

Т.Е. Рябинина

МАДОУ детский сад №21 «Ладушки», г. Бор, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье проанализированы основы формирования экологический культуры дошкольников среднего возраста. Статья может стать интересной как для педагогов дошкольных образовательных учреждений, так и для родителей.

Ключевые слова: дошкольное образование, экологическое воспитание, проектный метод.

"WE ARE LEARNING TO LOVE OUR NATIVE NATURE"

T.E. Rybinina

Kindergarten 21, Bor, Nizhny Novgorod region

Annotation. The article analyzes the basics of the formation of ecological culture of middle-aged preschoolers. The article can be interesting both for teachers of preschool educational institutions and for parents.

Keywords: preschool education, environmental education, project method.

Воспитанникам МАДОУ детского сада № 21 «Ладушки» г. Бор Нижегородской области не надо ходить на экскурсии, чтобы увидеть, как растут овощи и распускают свои разноцветные лепестки полевые и садовые цветы; как набухают первые почки на кустарниках и наряжаются в ярко-желтые сарафаны одуванчики; как весной растут на еловых ветках шишки и тихо падают на землю осенью резные листья кленов. Благодаря многолетним усилиям педагогического коллектива на территории детского сада растут различные деревья, кустарники и целебные травы, на клумбах – красивые цветы. Небольшой ельник, где размещена экологическая тропа, является одним из любимых мест детей и педагогов, где можно проводить не только игры, праздники и развлечения, но и закрепить правила поведения в природе, понаблюдать за обитателями лесного уголка. А на грядках небольшого огорода можно вырастить большой урожай.

Экологическая культура дошкольников строится на усвоении детьми системы знаний об окружающем животном и растительном мире. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, беречь и облагораживать природную среду.

Обратимся к словарю: экология – от греческого «экос» - дом, жилище, родина; логос – учение. Другими словами, экология – это наука о родном доме, родном крае. Идут года... Дом постарел, «покосился». Почему это происходит? Почему высыхают реки и гибнут леса, исчезают животные и растения? Природа – это наш дом, это труд многих поколений людей. Природа – это богатство материальное, и если оно обеднеет, то и мы обеднеем в буквальном смысле.

Уберечь общий дом от разрушений и бедствий смогут только люди. Наша задача – воспитать и вырастить в каждом ребенке надежного защитника, обогатить его знаниями, научить быть добрым и милосердным, помочь полюбить и уберечь свой родной край от экологической катастрофы.

Наиболее хорошим периодом для формирования экологической культуры является, на мой взгляд, возраст «почемучек» - средний дошкольный возраст (4-5 лет). Прививать детям любовь к природе надо с дошкольного возраста. Воспитанники приходят в восторг при виде красивого цветка, летящей мимо бабочки или стрекозы и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке маленького жучка. Как же приучить их беречь, защищать и охранять природу, которая нас окружает?

В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый         день он открывал в нем для себя что-то новое.

Наступила весна. На нашем прогулочном участке в детском саду появились небольшие бугорки – это червячки, жучки и муравьи принялись за свою работу. Во время прогулки дети приносят мне в ведерке жучков и муравьев. Зову всех к тропинке, где кипит работа насекомых, рассказываю о маленьких жителях и их труде. Долго потом с детьми наблюдаем за ними: кто-то роет ямку, а кто-то несет травинку, и все друг другу помогают. Своей работой насекомые приносят пользу: рыхлят и удобряют землю. Их нельзя обижать! Вскоре дети не стали собирать насекомых, а наоборот, помогали им преодолеть препятствие или выбраться из лужицы. Важно, чтобы дети научились не только любить и оберегать живое, но и прослеживать действия человека.

Наблюдения в природе учат детей быть осторожными и внимательными. Зима. Накануне ночью прошел ледяной дождь. Выйдя на прогулку, мы с воспитанниками набрали много льдинок. Льдинки были такими красивыми, что мы решили сделать из них пирожное для снеговика. Увы! Лед раскрасить не удалось. Тогда мы с ребятами решили поэкспериментировать: посыпали лед солью – получилось разноцветное снежное лакомство.

Во время наблюдения за детьми каждый раз приходишь к выводу, что общение с природой делает их жизнь наиболее эмоциональной и насыщенной. В мире природы ребенок начинает свое длинное и не всегда простое путешествие в познание. А чтобы мои воспитанники во взрослой жизни могли черпать в окружающей природе любовь и вдохновение, мудрость и силу, нужно учить их чутко и бережно относиться к животным и растениям, заботиться о них. Природный мир волнует ребенка, манит своими секретами, пробуждает фантазию и воображение. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. 

На мой взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность поможет детям наиболее глубоко окунуться в тайны природы. Экологический проект – это не только решение поставленных задач перед педагогом, детьми и родителями; это, прежде всего, получение ребенком новых определенных знаний и умений в области физики, химии и биологии. При организации и реализации работы с экологическим проектом необходимо вызвать интерес воспитанников к предмету исследования. Как увлечь ребенка, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя и реализовать свои способности? Для этого знания о природе лучше всего передавать детям в виде опытов и экспериментов, рассматривания и наблюдения в игровой форме. Проекты «Лаборатория неживой природы», «Сохраним елке жизнь», «Дошколята – друзья эколят», «Огород на подоконнике», «Детский сад – цветущий сад», «Обитатели Керженского заповедника», «Непоседы насекомые», «Птички-невелички», «Одуванчик, где твой сарафанчик?  способствовали формированию у воспитанников основ экологической культуры, представлений о растительном и животном мире Борского района Нижегородской области.

Наш город Бор – один из живописных мест Нижегородской области, на территории которого расположено множество озер и речек. Моховые горы славятся своим хвойным лесом. Заливные луга на несколько километров простираются вдоль реки Волги. Необъятные леса со своим животным и растительным миром. Наш детский сад находится в зеленой зоне, и это уникальная возможность педагогов и родителей знакомить детей с природой и ее обитателями не по картинкам.

В результате проведения опытов и исследований, бесед со взрослыми, самостоятельных наблюдений, активного общения с природой ребенок познает окружающий мир, другими словами, мы учимся любить природу.

Список литературы

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2002. 144 с.
  2. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 127 с.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду: под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2006. 208 с.
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М: Мозаика-Синтез, 2009. 101 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любите родную природу

Экологический праздник...

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе "Знай и люби родную природу"

Занятие по экологии  с дидактическими играми на развитие речи....

РАЗВЛЕЧЕНИЕ для детей Старшей группы "Любите родную природу"

развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, фруктах, овощах; воспитывать бережное отношение к природе, беречь её, охранять....

Комплекстное занятие по экологии "Учимся беречь и любить родную природу!"

учить понимать необходимость бережного отношения  к родной  природе....

Мы наблюдаем в течение года, тебя очень любим, родная природа!

Формы и методы реализации авторской программы "Природа и я" в младшей группе...

Методическая разработка. Консультация для родителей. " Учите любить родной язык".

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки и прочая стихотворная « шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без эти...