Комплекстное занятие по экологии "Учимся беречь и любить родную природу!"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Новаева Юлия Сергеевна

учить понимать необходимость бережного отношения  к родной  природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Комплексное занятие по экологии

                  на тему: « Учимся беречь и любить родную  природу!»

Цель: учить понимать необходимость бережного отношения  к родной  природе.

Воспитательные задачи: 

- воспитывать внимательное и бережное отношение к различным объектам природы;

- воспитывать сопричастность к событиям, сопереживание героям, нуждающимся в  помощи.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- развивать экологическое мышление;

- развивать умение замечать красоту природного мира;

- развивать наблюдательность, воображение, речь.

Обучающие задачи:

- закреплять  навыки экологически грамотного поведения в природе и быту;

- закреплять умения  детей  устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;

- в игровых упражнениях закрепить  представления о явлениях в природе.

           Ход занятия:                                    

Воспитатель:   Ребята! Сегодня я  покажу вам одну интересную сказку  «О Золотой Рыбке»,  но новый лад.  

Содержание сказки:

  Рассказчик:  -  Жили-были на свете два  друга Петя и Вася. Жили они на краю леса. С дикими животными и птицами дружили, рыбу ловили, воздухом свежим дышали, воду родниковую пили.
      Вот однажды ловили они рыбу в реке. Долго у воды сидели, а рыба все не клюет. И вдруг  чудо произошло! Поймали Петя и Вася золотую  рыбку, которая  говорит человеческим голосом, и желания любые исполняет. Так и охнули они от удивления и стали загадывать свои желания.

Вася : - Вот это, нам , Петя, повезло! Золотая рыбка, хочу жить не в деревянной избушке, а в доме каменном с электричеством и отоплением.

Петя: - А  я хочу, чтобы в нашем лесу всем хорошо жилось: и растениям, и птицам, и животным, и всем живым существам!

Вася:  - Ну и желание, им и так хорошо живется! А еще, рыбка, я хочу на машине ездить, надоело мне пешком ходить!

Петя: -  А я хочу, чтоб всем  в лесу хватало ягод, грибов, плодов на деревьях, и никто друг друга не обижал.

Вася:  - Странные у тебя, Вася,  желания! Сделай так, Золотая Рыбка, чтобы на месте лесов зеленых поля  бескрайние раскинулись: хочу богатым стать!

Петя: -  А я хочу, чтоб никогда в нашем лесу не было пожаров, буреломов и наводнений, а светило ласковое солнце или шел теплый дождик!

Вася: -  А я, рыбка, хочу, чтобы у меня заводы были и фабрики, они мне много денег принесут! 

Петя: -  А я  хочу, чтобы люди дружили с лесом и берегли его красоту и богатство!

Рассказчик: - Загадали Петя и Вася свои желания золотой рыбке  и отпустили ее  в озеро, а сами отправились по домам в ожидании своего счастья. Исполнила  золотая  рыбка  все желания.

  Вася теперь живет в доме каменном с электричеством и отоплением. Правда, деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились. Появилась у него и машина. Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится ему на месте. Понастроил Вася дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Исчез почти весь лес, поля появились бескрайние, где посажены культуры разные. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Вася, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними — других насекомых и птиц. А еще у него завод огромный работает. Из труб дым идет, грязная вода в реку льется.  Так и живет Вася: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет, чихает, кашляет от дыма, но  считает себя счастливым.

 А Петя своему счастью радуется: живет в пышном лесу, дружит со всеми жителями леса, наслаждается его красотой, свежим воздухом и родниковой водой.

Вот прошло несколько лет, два друга опять встретились. Вася бледный и расстроенный, говорит Пете:

 - Здорово, друг! Как жизнь? Представляешь? Как-то утром проснулся я, поглядел в окно — вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал я  к речке — земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать. Стал я кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Кое-как доплыла до меня рыбка, но говорить по-человечески не смогла. Что же я наделал?

(Показывает рыбку в мини-аквариуме  и оставляет на столе)

 Петя: - А у меня  все хорошо! Живу- не тужу, с природой дружу! О животных и растениях забочусь, и лес меня своими дарами балует! Не горюй, Вася! А пойдем-ка в лес за грибами  да ягодами

Вася:  - Петя, ты настоящий друг! Спасибо!

 (Герои уходят)

Рассказчик:  - Вот такие два друга, две истории. А какой дорогой жизни вы пойдете, вам решать, дорогие ребята! (Конец сказки)

Воспитатель:  Понравилась вам сказка? А какой герой вам понравился и почему?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, наверно, каждый хочет поймать  свою золотую рыбку. А давайте- -ка закроем глаза и представим  золотую рыбку. Какая она?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а  Вася-то поспешил и  свою рыбку золотую забыл!  Как вы думаете, что случилось  с золотой  рыбкой?

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель:  Да, ребята, заболела золотая рыбка. И она утратила свою волшебную силу. А почему это произошло?  

(Ответы детей).

Что же будем делать ребята?

(Ответы  детей).

Воспитатель: Что ж! Давайте попробуем помочь рыбке! Что нам надо для этого сделать?  

(Ответы детей).

Воспитатель:  Давайте попробуем очистить загрязненную воду и потом наполним аквариум для рыбки чистой водой. А что нам понадобится для очистки воды?

(Ответы детей: воронка, стакан, вата).  

Воспитатель: Как  правильно очистить воду?

(Ответы детей).

Дети проводят опыты с водой.

Воспитатель: А где вода встречается в природе?

(Ответы детей: в водоемах, в небе, в осадках, в почве).

 Воспитатель: А какая река протекает вблизи нашего города?

(Ответы детей: Саранка.

Воспитатель:  Как  помочь Человеку сохранить  водоемы в чистоте?

(Ответы детей: не бросать мусор в водоемы и на берегу, нельзя мыть машины в водоемах, надо ставить очистительные сооружения).

Воспитатель: Как мы с Вами бережем воду?

(Ответы детей: закрываем краны; не пускаем воду сильной струей; набираем столько воды, сколько нужно).

Воспитатель: Водичка постепенно очищается, а мы пока с вами  поиграем в игру «Дождик»

               ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ В КРУГ.

Капля раз, капля два, очень медленно сперва,

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли (разводят руками),

От дождя себя укрыли (приседают).

Воспитатель: Какая теперь стала вода после очистки?

(Ответы детей: прозрачная, чистая).

Воспитатель: Вода стала чистой, и теперь мы с вами  наполним емкость и опустим туда золотую рыбку.

 (Дети  выливают воду в емкость и опускают туда рыбку).

Воспитатель: Дети, рыбке- то стала намного лучше.

Звучит голос золотой рыбки :

«Спасибо, вам, ребята за помощь! Я теперь обязательно  выздоровею!»

Воспитатель:  Мы рады были тебе помочь! Побыстрей, Рыбка,  выздоравливай!         

Воспитатель:   Ой, вы слышите, кто-то стонет и опять зовет нас на помощь?!

          Ах,  вот,  кто это стонет!

          (Подходят к дереву)

Магнитофонная  запись голоса  Березы.

Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Человек вырубил  многие леса, и мне теперь так одиноко,  пошелестеть не с кем. А вы меня узнали?

(Ответы детей).

Воспитатель: А как  Березу  добрые люди ласково называют? (Березонька, Русская красавица, Красавица- береза, Русская Березка, Березка кудрявая)  

    Воспитатель: А каких деревьев- друзей Березки вы видели и  знаете? Я вам покажу веточку, а вы найдите  нам нужную картинку и  назовите дерево.

 (Ответы детей: ель, каштан, тополь, дуб, клен и т.д.)

  Воспитатель: Ребята, а для чего лес нужен всем живым существам?

(Ответы детей:  лес - это чистый воздух, это дом и столовая для  животных, птиц и насекомых, это пища для живых существ, это аптека лекарственных трав, место отдыха для человека).

Воспитатель:  А вы знаете пословицы о лесе, о деревьях?

Ответы детей: Рощи да леса - всему миру краса.   Сломать дерево – секунды, а вырастить – года. Дереву цена - по плодам, а человеку - по трудам.   Лес - богатства и краса, береги свои леса.

Воспитатель: Я вам хочу предложить разделиться на четыре  команды и собрать разрезные экологические знаки, а когда  вы закончите, мы узнаем, какие экологические знаки у вас получились.

Как мы с Вами бережем деревья и другие растения?

(Ответы детей: не ломаем ветки, не рвем цветы; не обижаем насекомых и птиц;  вешаем кормушки, подкармливаем птиц, чтобы привлечь птиц на деревья; сажаем растения, рыхлим почву, поливаем растения, собираем семена).

Воспитатель: Ребята, а  мы с вами  друзья березки?  Так  давайте порадуем ее своими  подарками.

Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами) их значение.  ( Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц. Я дарю тебе солнышко, путь оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя. Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя.  Я дарю тебе желтые листики, ведь на улице осень, они будут украшать тебя,  шуметь, а я приду послушать  их шум. Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей—птиц. Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя. Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много семян, и из них вырастет много-много твоих деток. )

Воспитатель: У нашей березки появилось много друзей, и она Вам очень благодарна за подарки.

Ой, ребята, а наша рыбка-то ожила!  (Подмена аквариума с игрушкой-рыбкой на аквариум с настоящей рыбкой). Не зря мы с вами старались!

А теперь я предлагаю спеть песенку о дружбе  людей с природой.  (Дети становятся вокруг березки)

 

                       Мы любим лес в любое время года,

                       Мы слышим речек медленную речь.

                       Все это называется  ПРИРОДА,

                       Давайте же всегда ее беречь!

                       В лугах цветочки солнечного цвета

                       Такие, что светлей на свете жить,

                       ПРИРОДОЙ  называется все это,

                       Давайте же с  ПРИРОДОЮ дружить!

    Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам, ребята, за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любите родную природу

Экологический праздник...

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе "Знай и люби родную природу"

Занятие по экологии  с дидактическими играми на развитие речи....

РАЗВЛЕЧЕНИЕ для детей Старшей группы "Любите родную природу"

развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, фруктах, овощах; воспитывать бережное отношение к природе, беречь её, охранять....

Мы наблюдаем в течение года, тебя очень любим, родная природа!

Формы и методы реализации авторской программы "Природа и я" в младшей группе...

Викторина для дошкольников "Любите родную природу"

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности....

нод "Давайте беречь и любить нашу природу в старшей группе"

Тема НОД: «Давайте беречь и любить нашу природы» «Сова из втулок от туалетной бумаги» старшая группаЗадачи:Познание: Обогащать знание детей об окружающем мире; Формировать знан...