Конспект НОД в старшей группе "Береста со стволом серебристым"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лариса Сергеевна Марьина
Занятие составила и провела воспитатель: Лариса Сергеевна Марьина. Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Оно направлено на экологическое воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста: Познакомить детей с особенностью дерева берёза; Дать понятие береста , для чего нужна,чем важна; Воспитывать бережное отношение к природе; Все задачи реализуются через игровые ситуации,опыты,эксперименты . Мной использовались различные материалы и оборудование, что позволило вызвать интерес у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beresta_so_stvolom_sereristym.docx16.51 КБ
Файл prezentatsiya_beresta.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе:

Береза со стволом серебристым.

Интеграция образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Материал к занятию: игра «Вырасти дерево», кусочки коры, баночки с водой, ручки-царапки, изделия из бересты

Цель:

Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе.

Задачи:

Дать детям знания о лечебных свойствах берёзы; Расширять словарный запас детей за счёт слов: лучина, берёзовый сок, веник, береста отдушины, чечевички; Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение.

Ход занятия.

В-ль: Загадывает загадку.

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины

И люблю я шум дождя

Назови ка ты меня?

Дети: Осень

В-ль: Вот и к нам пришла осень. Вы уже догадались что говорить мы будем о осени. Как доказать что осень наступила?

Дети: Дни становятся короче, меньше. Одежды одеваем больше. Облетают листья с деревьев. Часто идёт дождь. Появляются лужи. Птицы улетают в тёплые края.

Во-ль: А у кого из вас есть сад? Кто ни будь туда ездил?

Чем вы осенью занимались в саду?

Дети: Перекапывали землю. Заготавливали и собирали урожай. Подготовили и посадили новые сажанцы кустов и деревьев.

Во-ль: А мы могли вырастить дерево на участке? Что для этого нужно?

Дети: земля, вода, тепло, свет.

Во-ль: Осенняя посадка доставит немного хлопот, осенняя прохлада и дожди обеспечат сажанцу необходимую влажность почвы.

Во-ль: проводит игру «Вырасти дерево» сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, у него растут все части. Дети называют и выкладывают картинки в последовательности. Семя, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки.

Какое дерево мы вырастили?

Дети: Березку.

Во-ль: Русская красавица березка является символом России. Именно про березку сложена загадка:

«С одного дерева да четыре угодья:

Первое-от темной ночи свет,

Второе-не копанный колодезь,

Третье-старому здоровье,

Четвертое-разбитому связь»

В-ль: отгадки-лучина, берёзовый сок, веник, береста.

Дети кто ни будь из вас знает, что такое лучина? Для чего она нужна?

Дети: для того чтобы было светло.

В-ль: Действительно, долгое время избы освещались берёзовой лучиной. При свете лучины женщины на Руси пряли, бабушки рассказывали сказки.

А березовый сок кто пробовал? А где? Какой он на вкус?

Дети: сладкий, вкусный.

В-ль: Березовый сок до сих пор собирают люди в лечебных целях, да и просто полакомится свежим приятным ароматом.

Ребята как вы думаете для чего нужен веник?

Дети: в баню ходить.

В-ль: А зачем? Кто ни будь ходил в баню?

Дети : парится, мыться.

В-ль: Аккуратно постукивать по телу, выгонять болезни. Он полезен взрослым и детям.

И последняя отгадка - это то, с чем мы будем знакомится. Береста-это кора березы. Как у людей тело защищает кожа так и у березки береста это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных действий человека.

А кора какого цвета у берёзки?

Дети: белого с черными черточками.

В-ЛЬ: Черные черточки - это отдушины они называются чечевички, через них береза дышит.

Проводится опыт «у кого прочнее».

Ребята сейчас мы свами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев. Мы отпустим их в баночки с водой и в конце посмотрим что произошло.

Посмотрите у вас на тарелочках есть кусочки бересты. Дети рассматривают бересту. Проводится опыт «исследование»

Исследуем цвет, запах, в парах тянем на эластичность.

В древности люди писали на коре она заменяла бумагу.

Проводится опыт «царапки»

Ребятам предлагается написать на бересте ручками царапками .

Из бересты делают шкатулки, лапти, куклы.

В-ль: демонстрирует выставку изделий из бересты.

Ребята давайте вернёмся к нашему опыту рассмотрим баночки с водой в которую были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду поэтому не гниет, а кора других деревьев намокла стала хрупкой, крошится.

А на следующем занятии я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению сувениров из бересты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэты воспели березку в стихах Береза-символ России Береза –символ России, Сокровище русской земли. Веками ей песни дарили, Признанья стихами в любви. Береза-символ России. Царица русских полей. Она средь невест всех красивей Величественней и белей. Шелестом листьев березы Шепчет Россия нам. Весной святой родины слезы Бегут у берез по стволам. Береза-символ России, Печаль в ней и радость земли, Веками ей песни дарили, С поклоном к березе все шли. Г.Садовая

Слайд 2

Проект «Чудо береста»

Слайд 3

Для посадки дерева необходимы: тепло свет вода

Слайд 4

А.К.Саврасов «Ранняя весна» Автор изобразил прекрасную пору в жизни природы- ее пробуждение

Слайд 5

Энциклопедия березовой жизни «С одного дерева да четыре угодья Первое - от темной ночи свет, Второе - не копанный колодезь, Третье -старому здоровье, Четвертое - разбитому связь» Загадка .

Слайд 6

Основным светилом на Руси были березовые лучины. Они горели долго и почти без копоти и искр.

Слайд 7

Березовая метелка наведет порядок в доме , а ароматный березовый веник полезен для чистоты тела

Слайд 8

Березовый сок богат полезными веществами и прекрасно утоляет жажду.

Слайд 9

Береста Защитный слой дерева.

Слайд 10

Письменность на бересте.

Слайд 11

Побываем в Музее бересты. .

Слайд 15

Мы делим с ней радость и слезы, и так ее дни хороши, Что кажется- в шуме березы, есть что-то от русской души !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»

Занятие  составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации  выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...