Экологический проект в средней группе на тему: «Покормите птиц зимой!»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Зайкова Елена Ивановна

В наше время, когда вопросы экологии стоят очень остро, проблема экологического воспитания у подрастающего поколения является очень актуальной. В дошкольном возрасте происходит становление личности, формируется начало культуры, в том числе и экологической. Поэтому очень важно привить детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить детей оберегать окружающий мир.
В ходе образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, было принято решение реализовать проект «Покормите  птиц зимой»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его к помощи пернатым друзьям. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe_na_temu_pokormite_ptits_zimoy.docx49.41 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект в средней группе на тему: 

                    «Покормите птиц зимой!»

                                 

                                Воспитатели:  

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (01ноября по 10 ноября)
Интегрированный проект (познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 4 – 5 лет

Актуальность: В наше время, когда вопросы экологии стоят очень остро, проблема экологического воспитания у подрастающего поколения является очень актуальной. В дошкольном возрасте происходит становление личности, формируется начало культуры, в том числе и экологической. Поэтому очень важно привить детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить детей оберегать окружающий мир.
В ходе образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, было принято решение реализовать проект «Покормите  птиц зимой»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его к помощи пернатым друзьям. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Цель проекта: Формирование у детей представлений об особенностях жизни птиц осенью, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Уточнить представления детей о птицах. Дать им определенные знания о том, какое у птиц оперение, какие части тела, как ходят-прыгают. Сравнить птиц по величине.
  • Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок.
  • Формировать у детей знания об особенностях поведения птиц осенью: птицы улетают в теплые края (на юг). Объяснить понятие «перелетные птицы» и «зимующие птицы».
  • Активизировать познавательную деятельность;
  • Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;
  • Расширить и закрепить представления о жизни птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни;
  • Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей;
  • Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым. Научить детей правильно их подкармливать.

1 этап - Предварительный:

  • подготовка наглядного материала с изображением птиц (открытки, картинки, плакаты, фотографии, иллюстрации из книг);
  • подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»);
  • подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.
  • изготовление родителями кормушек для птиц.

2 этап - Основной (с 01 ноября по 10 ноября ):

Планирование работы по разным видам деятельности

 

ООД

Дата проведения

Художественное творчество

Рисование. 

Тема: «Синички»

Цель: Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

Рисование птичек с помощью трафаретов.

Задачи: учить детей аккуратно рисовать по контуру и закрашивать форму, не выходя за ее пределы.

 

Конструирование.

Тема «Птичка»
Цель: побуждать детей к конструкторской деятельности с использованием бумажных материалов.

Лепка.

Тема: «Птички зёрнышки клюют»

Цель: 

• Закрепить у детей знание о характерных признаках птиц (модели).

 • Создание объемного образа птицы.

• Передавать в лепке характерные признаки птицы, соотношение частей по величине, форме.

 • Использовать знакомые приемы лепки: раскатывание прямыми движениями круг, овал (туловище, голова); прием оттягивания (шея, хвост); обозначать стекой крылья, глаза.

Вызывать у детей сочувствие к зимующим птицам и желание угостить их.

2 ноября

2 половина дня

03 ноября

07 ноября

Музыка

Аудиозапись «Голоса птиц»

Музыкально-дидактическая игра «Птички и птенчики» муз.и слова Е.Тилечеевой.

Музыкально-танцевальная игра «Прилетели птички-птички невелички»

В течение недели

Чтение художественной литературы

Ознакомление с художественной литературой

1. В. Н. Орлов «Ворона», «На зимовку», 

2. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

3. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

4. И. Козеева «Журавль – красавка», «Лебеди», «Скопа»

5. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

6. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Птичка».

7. Сказка «Гуси-лебеди».

8.М.Горький «Воробьишко», просмотр мультфильма

9.Н.Рубцов «Воробей», «Ворона».

10.Чтение и обсуждение пословиц и поговорок 11.Отгадывание загадок по теме.

В течение недели

 

Познание

Формирование целостности картины мира

Тема:«Птицы осенью»

Цель: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.

Беседы:

«Зимующие  птицы»

«Птички- невелички»

«Накормите птиц зимой»

«Чем кормить птиц»

Наблюдения на прогулке за птицами 

( воробьями, вороной, голубь).

Задачи: учить детей узнавать пернатых по внешнему виду, отмечать, как птицы передвигаются, чем питаются, подводить к пониманию отличительных черт живых организмов от объектов неживой природы. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.

 

 01 ноября

 02 ноября

 07 ноября

 08 ноября

  09 ноября

Игровая деятельность

Дидактические игры:

Какой птицы не стало.

Собери картинку.

Найди перелетных и зимующих птиц

Четвёртый лишний

Береги природу

Верю – не верю

Узнай птицу по силуэту.

Сюжетно-ролевые игры:

"Интервью"

 «Птицы в гнезде – семья»

Физкультминутки:

Птица

Лебеди

Пальчиковые игры:

«Птички»

 «Ласточка»

 «Кап, кап, кап»

Подвижные игры:

 «Голуби и кот».

 «Пчелки и ласточка».

«Птицы в клетке»

 «Птенчики»

 «Вороны»

Игра «Совушка»

Игра на внимание «Летает – не летает»

В течение проекта

Работа с родителями

Консультации:

«Как и из чего можно сделать кормушки»

 «Воспитание у детей любви к природе»

 

«Птицы наши друзья».

В течение всего проекта

3 этап – Заключительный:

1. Выставка коллективной работы по аппликации на тему: «Отлет птиц».

Задачи: повторить названия птиц; расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах; ввести в словарь такие понятия, как стая, клин, птичий косяк и т. д., закреплять навыки размещения в коллективной работе готовых силуэтов птиц; закреплять навыки пользования клеем-карандашом; развивать мелкую моторику; развивать воображение, творческие способности. Вызвать желание гордиться своей работой.

                            Результаты реализации проекта:

Расширен кругозор детей о птицах и их жизни в осенний период.

Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками.

У детей сформировались творческие способности, познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки.

Активизирована совместная деятельность родителей и детей.

Воспитанники и их родители приняли участие:

  • в организации наблюдения «Птицы осенью». Задачи: организовать наблюдение за стайками воробьев, голубей и других птиц. Рассказать детям о птицах, их названии, повадках; предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу. Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе. Учить детей выявлять особенности передвижения различных птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы; воспитывать заботливое отношение к птицам;
  • в изготовлении кормушек для птиц. Задачи: прививать заботливое отношение и любовь к птицам; подкармливать птиц; развивать

                         НОД «Птицы осенью» в средней группе

                                   

Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.

Задачи:

формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров., различать особенности поведения птиц.

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.

Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла.) Аудиозапись с голосами птиц.

Ход НОД:

собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза 1,2,3 открывайте. Ребята я птичья фея, ой а где же мой волшебный чемоданчик, ах вот он. Ребята в этом чемоданчике лежат интересные задания, но что бы его открыть и узнать, что там лежит нужно отгадать загадку.

Воспитатель:

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Все появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)

Воспитатель: правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицахПтицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.

Воспитатель: Эту птицу каждый знает,

В тёплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит (Воробей)

Дети: воробей

Воспитатель: правильно ребята это воробей.

Воспитатель: отгадайте ещё одну загадку

Особа всем известная,

Она крикунья, местная.

Увидит тучку тёмную

Взлетит на ель зелёную.

И смотрит, словно с трона.

Кто она? (Ворона)

Воспитатель: правильно ворона. Ребята покажите её на картинке

Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.

- Ребята что вы запомнили о вороне?

-Чем она питается?

-Какого цвета у неё перьевой покров?

- Какой у вороны клюв?

-Чем отличается ворона от воробья?

Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».

Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались.

Вот собака прибегает,

И вороны улетают.

Воспитатель:

И зимой ей не сидится:

Под моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку (Синица)

Физминутка

Скачет шустрая синица

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево- вправо)

И с дорожки – на плетень,

Воспитатель:

Красногрудый, чёрнокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять (Снегирь)

Воспитатель: правильно ребята снегирь. Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.

- Какого цвета у снегиря грудка?

- Чем питается снегирь?

- В какое время года прилетает снегирь?

-На что похож свист снегирей?

Воспитатель:

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы.

Воспитатель:

-Ребята, какой у этой птицы клюв?

- Чем он питается?

-Чем покрыто тело воробья?

- Чем отличаются птицы друг от друга?

Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.

- О каких птицах мы говорили?

- Что нового узнали?

- Что понравилось вам?

Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить, вам необычный кубик на нем изображены птицы, что бы вы могли вместе с воспитателем узнать ещё много нового и интересного о птицах.

        

Приложение

Подвижная игра «Голуби и кот».

Инвентарь: маска кошки.

Считалочкой выбираем водящего.

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек — пташка, серая рубашка.

Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот».

Подвижная игра «Пчелки и ласточка».

Инвентарь: маска ласточки

Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Игра «Совушка»

В одной стороне лежит обруч – это гнездо совушки. Одного из играющих назначают «совушкой». Все дети изображают бабочек, мышек, жучков. По сигналу «День!» дети разбегаются, подражая мышкам, жучкам и пр. по сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда совушка. Дети замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. А совушка смотрит не шевелится ли ко. Того кто пошевелился, уводит в гнездо. Игра повторяется.

Игра на внимание «Летает – не летает»

Воспитатель называет предметы, если слово по значению подходит к слову летает (называть птиц) дети широко машут руками «крыльями». Если не летает, ничего не оказывают (называть любые предметы).

Подвижная игра «Птицы в клетке»

Половина детей становится в круг, держась за руки, руки поднимают «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей (5-6 человек) вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу (свисток или слово «Хлоп») «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелётную птицу и встают в круг. Потом назначаются другие птицы.

Подвижная игра «Птенчики»

Дети стоят в кругу. Воспитатель – посередине с мячом. Он бросает мяч одному из детей и называет птицу. Ребёнок ловит мяч и называет птенца этой птицы (Аист- аистёнок, кукушка – кукушонок и т.д

Подвижная игра «Утка-Гусь».

Инвентарь: мяч

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.

Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим

Физкультминутки:

Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

—Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

—Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

Птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Лебеди

Лебеди летят,

Крыльями машут (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой. (Наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

Пальчиковые игры:

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель. (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

 

Дидактические игры:

Какой птицы не стало.

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

Собери картинку.

Цель: развивать усидчивость, внимание, закрепить представления детей о птицах, их строении, узнавать и называть знакомых птиц, разрезные картинки птиц.

Ход игры: детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей (можно включить элемент соревнования «Кто быстрее соберет?»)

Найди перелетных и зимующих птиц

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных, активизация словаря.

Материал: картинки перелетных и зимующих птиц.

Ход игры:

Детям предлагается разделить птиц на 2 группы: зимующие и перелетные, назвать их.

Четвёртый лишний

Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Береги природу

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.

Ход игры:

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Верю – не верю

Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.

• У синицы желтая грудка.

У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?

• У сороки длинный черный хвост.

Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало? Ворона питается остатками пищи.

У вороны красная грудка и т.д.

Воробей перелетная птица

Узнай птицу по силуэту.

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Материал: силуэты птиц.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Сюжетно-ролевая игра "Интервью"

Тема: «Перелётные и зимующие птицы».

Цель: Закрепление у детей представления о жизни перелётных и зимующих птиц. Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами. Знакомство с новыми и интересными видами игр.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедической литературы: “Мир животных и растений”, “Книга знаний”.

Оборудование: Игрушечный компьютер, книги, микрофоны, видеокамера, фотоаппарат.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру, которая называется “Интервью”. Обращает внимание на то, как подготовлена группа. Здесь есть стол с компьютером и литературой, микрофон. За столом будут находиться учёные – орнитологи, которым вы сможете задать интересующие вас вопросы. Другие участники игры будут журналистами, т. е. теми, кто будет задавать вопросы. Воспитатель знакомит детей с правилами игры.

Сюжетно-ролевая игра «Птицы в гнезде – семья»

Цели: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о птицах. Учить моделировать игровой диалог.

Оборудование: - шапочки с изображениями птиц – дятла, синиц, воробья и тд.

Ход игры: Птицы воспитывают своих детей, кормят, охраняют. Летают в гости к другим семьям птиц принимают гостей.

Пословицы и поговорки.

• где птица ни летает, а свое гнездо знает.

• сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

• лучше синица в руке, чем журавль в небе.

• воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

• соловей берет пением, а человек — умением.

• соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

• лес без птиц и птицы без леса не живут.

• знает птица, что без родины не годится.

• всякая птица своим пером гордится.

• здоровое дерево дятел не долбит.

• всякая птица по-своему поет.

• не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.

• всякая птица своим клювом сыта.

• у каждой пташки — свои замашки.

• вороне соколом не быть.

• вороненку гнездо — родимая хата.

• мала синичка, да коготок остер.

• немного синица ест, пьет, да весело живет.

• сорока весть на хвосте принесла.

• пируют в ночи совы да сычи.

• воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

• воля птичке дороже золотой клетки.

• кукушка кукует, по дому горюет.

Стихи о  птицах.

***

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

***

О чем поют воробышки

В последний день зимы?

— Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

***

Возвращаются скворцы —

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

***

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же наконец!

Для тебя я дом построил -

Не скворечник, а дворец!

                                                       

                           

Беседа: «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Ход занятия:

Вводная беседа

(На мольберте силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)

Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В.Берестова.

Точки, крестики, кружочки

Под окном и на снегу.

Мне понятны эти строчки,

Прочитать я их могу.

Это мне письмо прислали

На заре друзья мои.

«С добрым утром!» - написали

Непоседы-воробьи.

Кто рассыпал на снегу

Длинные цепочки?

Кто рассыпал на снегу

Крестики и точки?

Это птицы на бегу

Оставляют на снегу

Длинные цепочки,

Крестики и точки.

Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.

Беседа по вопросам

- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке?

- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить, какую песенку эта птица поет.

Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)

Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут у нас.

- Легко ли птицам добывать корм зимой?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

Рассказ воспитателя

Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.

Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо.

Вороны – всеядные птицы.

Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи.

Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать ему еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Физкультминутка

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

Дидактическая игра «Что за птица?»

Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица-отгадка прикрепляется к кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.

Итог занятия

Занятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А.Яшина

                       Беседа  «Птички-невелички»

Цели: Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.

Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Оборудование: фотография воробья, синицы, снегиря. Фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки;

Предварительная работа: развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку. 

Коротка моя песенка, вот: Чик-чирик!

Другой никакой я не знаю.

Зимовать не улетаю,

А под крышей обитаю.

Увидев добычу, я вмиг

С крыши за нею слетаю.

Прыг-скок! Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

Воспитатель: -Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья).

Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

 Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы).

 Воспитатель: -А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. - Зимой птички-невелички мало чирикают, а больше молчат. - В холодную погоду они меньше двигаются, чем в теплую погоду. - В морозную погоду птички сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

Физминутка: подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

Ребятки, взгляните за окошко.

Загадка о кормушке для птиц

-В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

Дощечка новая, Для птиц столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей).

Воспитатель: - Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей).

Воспитатель: - Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей).

Воспитатель: -Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Вот таким образом. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит насыпать немного зерна на макет заснеженной полянки) 

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

 По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Воспитатель: - Не забывайте кормить птиц зимой!

                     Бесела : «Покормите птиц зимой»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Ход занятия:

Воспитатель беседует о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

Воспитатель: - А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны! »

Воспитатель: - Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

Воспитатель: - Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

Потерпи не долгий срок… »

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Воспитатель: - Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

Воспитатель: - Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Воспитатель: - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Воспитатель: - Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Воспитатель: - Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое! »(К. Муххамали)

                 Копилка загадок о птицах.

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.

Ход:

Воспитатель: – Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – 
Собирает крошки,
По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.) 

– Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

 – Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.) 

– Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

 – Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.) 

– Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (Грач.)

 – На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (Цапля.) 

– В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.) 

– Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.) 

Что такое – посмотри!
Выпал снег, на нем огни
Это птицы - … (снегири).

Летом ловит он жуков,
Поедает червяков.
На юг не улетает,
Под крышей обитает.
«Чики-рики», - не робей.
Дам тебе крошек, …. (воробей).

Села на кормушку
Птичка с желтым брюшком (синица).

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Знатная персона.
Это же … (ворона)

Бела как снег,
Черна как жук,
Вертится как бес,
Стрекочет на весь лес. (сорока).

            Словесная игра «Летает – не летает»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

Ход игры:

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает? », если я назову предмет, который, в самом деле летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят «Поехали – поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает? » - и поднимает руку.

Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает? » - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

Консультация для родителей

                                      «Птицы наши друзья».


Впервые в мире в 1902 году была подписана и принята конвенция по охране птиц и в защиту окружающей среды.

В 19 веке этот праздник пришел и в Россию. Нашлось много любителей птиц, которые пропагандировали защиту и охрану птиц. Вначале 20 века такую задачу ставили себе уже десятки организаций. Специально был создан орнитологический комитет, который занимался вопросами акклиматизации животных и растений.

Первый раз в Советском Союзе Международный день птиц проводился в 1927 году. Дети, подростки и взрослые (почти 5 тысяч человек) принимали самое активное участие в строительстве и развешивании птичьих домиков. После распада СССР праздник стал называться международным, так как изначально он имеет и традиции других народов. В России праздник птиц отмечается 1 апреля ( хотя сегодня 1 апреля более популярен как День смеха).

В странах Латинской Америки День птиц отмечается во вторую субботу октября, в Колумбии тоже в октябре.
В апреле отмечают этот день в Коста-Рике.
Иначе называют этот праздник - «Национальный день птиц » и празднуют его как экологический в Соединенном Королевстве ежегодно 22 января. Очень популярен праздник в Шотландии. Наиболее массово в мае отмечается, ставший уже интернациональным, Международный день перелетных птиц, в Канаде и Соединенных штатах.

Но несмотря ни на что, праздник возродился в 1994 году силами энтузиастов-орнитологов. Он проходит в рамках ЮНЕСКО под названием «Человек и биосфера».

Сегодня празднование этого дня набрало новых масштабов. Ежегодно в первый день апреля взрослые вместе с детьми занимаются благоустройством мест, где обитают птицы, развешивают новые кормушки и гнезда для птиц. Время празднования выбрано как раз в то время, когда птицы возвращаются из теплых краев и ищут себе новые места обитания. Через полтора месяца отмечается и еще один праздник – Всемирный день мигрирующих птиц. 
 Праздники эти очень символичны, ведь ежегодно, весной именно перелетные птицы показывают пример любви к своей Родине, преодолевая тысячи километров, они несут весточку о весне из теплых краев. Как можно быть равнодушным к такому птичьему патриотизму.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (НОД) в средней группе на тему: «Покормите птиц зимой»

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц...

проект в средней группе на тему: «Поможем птицам зимой»

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края.В нашем случае Калужской области. У детей не сформи...

Экологический проект, в средней группе на тему: «Помогите птицам перезимовать»

Цель:Формирование экологических знаний о зимующих птицах  Бурятии и бережного отношения к ним. Задачи:1.Расширить представления детей о зимующих птицах родного края.2.Учить узнав...

Квест-игра для средней группы на тему: «Покормите птиц зимой»

Эта квест -игра  расширяет знания детей о  зимующих птицах, учит узнавать птиц по внешнему виду, приучает детей заботиться и оказывать посильную помощь зимой....

Краткосрочный проект в средней группе на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

Краткосрочный проектв средней группе на тему:"Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать" Актуальность:Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкор...

Экологический проект в средней группе на тему "Помогите птицам перезимовать"

Цель проекта: формирование у детей среднего дошкольного возраста экологических знаний о зимующих птицах Бурятии....