Проект "Формирование у старших дошкольников представлений о ресурсосбережении на примере переработки вторсырья"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ирина Александровна Баширова

Проблема загрязнения окружающей среды- это глобальная экологическая задача. Целью Региональной программы Самарской области является«Создание экологически безопасной системы обращения с отходами и вторичными ресурсами». Твердые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для переработки и повторного использования. В них содержится немалое количество картона и бумаги, древесины и текстиля, кожи, резины, пластмассы, металла и других материалов.

В последние годы проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы убедить население сортировать мусор перед тем, как его выкидывать. Большая часть не привыкла к раздельному сбору мусора. Всем известно, что привычки взрослого человека поменять довольно сложно. Всё наше взрослое население выросло в условиях, когда о сортировке мусора задумывались лишь единицы.  Обучать раздельному сбору отходов нужно с детского возраста. Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном детстве развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы эколого-экономических позиций личности.

В нашем городе в последние годы появились контейнеры для раздельного сбора отходов: пластика, стекла ,бумаги, а так же пункты сдачи батареек и ламп. Наблюдая во время прогулки за тем, как сортируют   бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы?  В результате чего  возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕРАБОТКИ ВТОРСЫРЬЯ,

Трушина Н.А., Баширова И.А., Нечаева Н.В.

АНО ДО « Планета детства «Лада» д/с №179 «Подснежник»

Проблема загрязнения окружающей среды- это глобальная экологическая задача. Целью Региональной программы Самарской области является«Создание экологически безопасной системы обращения с отходами и вторичными ресурсами». Твердые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для переработки и повторного использования. В них содержится немалое количество картона и бумаги, древесины и текстиля, кожи, резины, пластмассы, металла и других материалов.

В последние годы проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы убедить население сортировать мусор перед тем, как его выкидывать. Большая часть не привыкла к раздельному сбору мусора. Всем известно, что привычки взрослого человека поменять довольно сложно. Всё наше взрослое население выросло в условиях, когда о сортировке мусора задумывались лишь единицы.  Обучать раздельному сбору отходов нужно с детского возраста. Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном детстве развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы эколого-экономических позиций личности.

В нашем городе в последние годы появились контейнеры для раздельного сбора отходов: пластика, стекла ,бумаги, а так же пункты сдачи батареек и ламп. Наблюдая во время прогулки за тем, как сортируют   бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы?  В результате чего  возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.

Совместно с детьми и родителями был разработан проект:

« Вторая жизнь  отходов».(ресурсосбережение).

Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя)

Новизна

Новизна проекта заключается в том, чтобы использовать отходы вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого,. Экономия ресурсов, времени, денежных средств.

Актуальность проекта

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка, гуляют по улицам города и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Вторая жизнь отходов».

Цель проекта:

Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.

Задачи проекта:

1. Расширить знания детей об источниках возникновения отходов Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.

2.Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

3. Продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной экспериментально-исследовательской деятельности;

2. Продолжать развивать трудовые навыки и умения;

3. Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

2. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

3. Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:

Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Эколого-экономическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.

Системность — реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.

Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов, получении доходов.

Деятельность — каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.

Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным .

Принцип повторного использования – научить старые, ненужные вещи использовать по новому.

Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов), разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.

В нашем проекте нашли отражения следующие области устойчивого развития:

Рассматривание не только экологических и экономических проблем, но и некоторых социальных (отсутствие заинтересованности детей и взрослых в решении вопросов обращения с твердыми бытовыми отходами, решение проблем окружающей среды, совместно с семьей)

Экономические проблемы – проблемы сбора и сортировки мусора, экономии сырья и материальных ресурсов за счет вторичного использования отходов.

Ожидаемые результаты:

Дети понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам

Имеют представление о вторичном использовании отходов.

Имеют простейшие представления о мероприятиях по ресурсосбережению.

Соблюдают правила осознанного и мотивированного поведения : почему необходимо сортировать и перерабатывать мусор.

 Умеют работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения мыслить.

Механизм реализации проекта:

1-й этап: Рождение проблемы (подготовительный):

В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор, получая прибыль и экономя ресурсы.

Изучив интересы детей, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями, играми.

Разработка проекта:

1.“Мусору нет!”

Наблюдение за тем, как и куда выбрасывают мусор и куда он девается? Обратить внимание на специальные контейнеры для сортировки мусора. (дети,родители,педагоги)

2. Беседы с детьми: “Помоги природе» , «О рациональном использовании ресурсов».        

Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц

Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.

Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, открыток.        (Дети, родители, педагоги)

3. Просмотр видеосюжета для дошкольников «Факты о переработке мусора», мультфильм «Разделяй».

4.Встреча с интересным человеком работник экомобиля. ( Демонстрация :Как из отходов получаются новые изделия для потребления).

Сортировка отходов (экомобиль).(Дети, родители, педагоги).

2-й этап:  практический (реализация намеченных планов):

Проблема: Как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.

Д/и «Доходы и отходы», «Мои экопривычки»., «Эко-бизнес»

Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов”        

 Сбор макулатуры, участие в акции «Добрые крышечки», «Сбор батареек для утилизации».(дети, родители, педагоги).

ОД: “Волшебное превращение ненужных вещей”        

ОД “Чудесные поделки”

Детские рисунки: «Круговорот мусора».

 Изготовление д/и «Сортируем мусор правильно».

Составление и изготовление макетов: «Сортируем отходы», «Спасем планету».(дети, родители).

Изготовление из пластмассовых бутылок емкостей для посадки огорода (на окне).        (Дети, родители, педагоги)        

Опытно-экспериментальная деятельность:

“Рассортируем мусор”,

“Как переработать мусор”, “Изготовление новой бумаги”,

“Если закопать в землю мусор, что произойдет?”

3-й этап: (заключительный).

Выставка детских работ «Отходы в доходы»

Результативность проекта

Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.

дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;

имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;

имеют простейшие представления о мероприятиях, позволяющих превращать отходы в новые изделия, экономя деньги, ресурсы, время.

умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки.

Список литературы

1. Альтернативные источники энергии (педагогический проект для реализации с детьми подготовительной к школе группы) [Электронный ресурс]. URL:  http://vscolu.ru/articles/uchis-berezhlivym-byt.html (дата обращения 02.12.2021).

2.Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 112 с.

3. Дворецкая Ж.Г. , Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость».- Витебск, 2010 . С. 54 .

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., Сфера, 2019 . С. 192.

5. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения до- школьного образования: метод. рек./ сост. И. Н. Сапун; ГУО «Акад. последиплом. образования». —Минск: АПО, 2012. 24 с.

6. Савич Н., Шатько Е. Из опыта работы по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL:  http://vscolu.ru/articles/nashebogatstvo-v-vashix-rukax.html (дата обращения 02.12.2021).

7. Смоленцова, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А.А.Смоленцова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.  176 с .

8. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1.  С.35-44.

9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: миф или современная реальность? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=fuhx2ie5LWY (дата обращения 02.12.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них

В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности....

Театрализованная деятельность старших дошкольников с элементами конструирования на примере русской народной сказки "Теремок"

Презентация театрализации русской народной сказки "Теремок" с изготовлением кукол-игрушек - действующих лиц спектакля.Постановка спектакля с использованием изготовленной с детьми атрибутики ...

Конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений

Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности....

Диплом на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии (на примере МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» городского округа г. Выкса)»

Тема дипломной работы «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников. В качестве предмета исс...

Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте

Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте Концепция м...