Формирование у старших дошкольников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них
статья по обж (старшая группа) на тему

В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_nikitina.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель подготовительной группы

   МБДОУ «Детский сад № 85», г.Дзержинск

                                                         Никитина Ольга Владимировна

 «Формирование у старших дошкольников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них»

В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности.

 В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

 Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности.

Подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

 Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

 Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:

  • это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом;
  • это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту;
  • это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначение и правила обращения; что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место; возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность); как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой; приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;
  • умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей); обращаться к взрослым  в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01); оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью; выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде; правильно вести себя на солнце; элементарно  обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице; как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;
  • оказать элементарную помощь самому себе и  другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).

В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей.

 В педагогике «условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся».

 Первым условием формирования опыта безопасности жизнедеятельности является безопасная здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования опыта безопасного поведения детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ. Влияние предметного окружения на развитие и образование дошкольника в ДОУ многогранно. Прежде всего, необходимо отметить, что его соответствие санитарно-гигиеническим нормам является непременным условием обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, т.е. условием решения первостепенных задач дошкольного образования. Эргономические требования к организации предметной среды ДОУ учитывают антропометрические, физиологические и психологические особенности детей. Они предусматривают деятельностно-возрастной подход, информативность, вариативность, обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности предметного окружения дошкольника.

 Вторым условием является образовательная технология формирования опыта безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса, которая основывается на принципах: гуманизации, непрерывности, целостности, комплексности, свободы и самостоятельности, индивидуализации, интеграции, преемственности, стимулирования активной деятельности, регионалъности.

Таким образом, педагогические условия формирования опыта безопасного поведения дошкольников - это совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит эффективность этого процесса. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников и позволяют обеспечить повышение его качества.

 Литература

  1. Садретдинова, А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий [Текст] / А.И.Садретдинова // Успехи современного естествознания.2008. - №8. - С.98-106
  2. Смирнов, А.Т., Мишин, Б.И., Васнев, В.А. Основы безопасности жизнедетельности . [Текст]/ А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев. - М.: Просвещение, 2007.
  3. Хромцова,Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. [Текст]/ Т.Г.Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений

Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности....

Формирование у старших дошкольников представлений о значении питания для здоровья посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов»

Формирование основ культуры питания представляется возможным посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (автор программы Ю.В. Аристова, филолог, писатель), направленной на разви...

Конспект образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений Секреты Лесовичка

Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей: познание, коммуникация.Вид деятельности: познавательно – исследовательскаяВозраст: 5-6 летЦель: сформировать представлен...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых.

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...

Игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о правилах безопасного поведения на дороге

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 1.1. Квалификационные характеристики проекта. 1.2. Теоретические подходы к определению понятия безопасное поведение на дороге  1.3. Особенности организации работы по фо...