Игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о правилах безопасного поведения на дороге
проект (старшая группа)


Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Детский сад «Березовый»

Игра как средство формирования у старших

дошкольников представлений о правилах безопасного поведения на дороге

Выполнила воспитатель:

Петрова Екатерина Сергеевна

Оглавление

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

1.1. Квалификационные характеристики проекта        

1.2. Теоретические подходы к определению понятия безопасное поведение на дороге        

1.3. Особенности организации работы по формированию правил безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста        

1.4. Игра как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста        

Заключение        

Список литературы        

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Квалификационные характеристики проекта

Проблема обеспечения безопасного поведения человека на дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы. С первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях [11].

Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

  • незнание дошкольниками элементарных правил;
  • стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
  • безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

В этих условиях, опираясь на возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Важнейшими задачами формирования представлений у детей в детском саду является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.

По безопасному поведению на улицах города в отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт работы (Н.Н.Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгиной и др.).

Коллективы дошкольных образовательных учреждений работают по реализации задач в области безопасного поведения на дорогах. Идет поиск форм, методов, обобщается опыт педагогов и дошкольных учреждений.

Однако практика показала, что использование игры в основном привлекает и развлекает детей, но не способствует реализации основной задачи - обучения детей умению наблюдать, видеть, понимать и осознавать реальную опасность.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования представлений о правилах безопасного поведения на дорогах у детей в дошкольных учреждениях и отсутствием системы использования игр, способствующих привитию практических навыков действия в опасных ситуациях.

Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: как игра влияет на процесс формирования представлений о правилах безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью решения проблемы формирования представлений о правилах безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста с использованием игры.

Педагогическая идея проекта: состоит в подборе теоретических и методических материалов, необходимых в работе воспитателя дошкольной образовательной организации по проблеме формирования представлений о правилах безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с использованием игры.

Объект проектирования: содержание и организация процесса формирования представлений о правилах безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста с использованием игры.

Цель проекта: изучить теоретические подходы по проблеме исследования и разработать комплект материалов для воспитателей дошкольных образовательных организаций по использованию игры в формировании представлений о правилах безопасного поведении на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Изучить теоретические подходы по вопросу использования игры с целью формирования представлений о правилах безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.

2.Составить комплект материалов для воспитателей дошкольных образовательных организаций по формированию представлений о правилах безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста с использованием игры.

3. Частично апробировать материалы по формированию представлений о правилах безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста с использованием игры.

Тип проекта: информационный (с практической ориентацией).

Характер проекта: междисциплинарный.

Методы проектирования:

– изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической;

– моделирование содержания комплекта материалов.

Прикладная ценность проекта: повышение эффективности, проводимой в дошкольном образовательном учреждении работы по использованию игр с детьми старшего дошкольного возраста по формировании представлений о правилах безопасного поведения на дорогах.

Практическая значимость:

– для дошкольных образовательных учреждений подготовлен комплект материалов для воспитателей дошкольных образовательных организаций по использованию игр в формировании представлений о правилах безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста;

– для профессионального становления воспитателя в ходе работы над проектом был получен опыт создания комплекта материалов как вида методической продукции.

1.2. Теоретические подходы к определению понятия безопасное поведение на дороге

В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М. Котик, О. А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгиной и др. Кроме того, в настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению на дорогах (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.).

В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице:

  • незнание детьми правил уличного движения;
  • невнимательность к тому, что происходит на улице;
  • неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности.

Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы. Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками полиции. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской [8]., позже были дополнены Э.Я. Степаненковой, М.Ф. Филенко и др.[6].

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

Основной целью обучения детей дорожной азбуке – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях [1].

По российскому законодательству безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [9].

Безопасность дорожного движения – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения [11].

Безопасное поведение детей на дороге напрямую зависит от возраста ребенка, поэтому перед тем как начать учить с ребенком правила дорожного движения, очень важно знать, как именно ребенок понимает окружающий его мир.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Поэтому педагоги нашего детского сада наряду с поставленными целями и задачами воспитательно-образовательного процесса считают необходимым сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.

Улица для ребенка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребенок.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками на дорогах. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
  • процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
  • потребность в движении преобладает над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • переоценка своих возможностей.

Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети - это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей. Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающейся машины, детям значительно труднее определить его направление»[5].

Поэтому становится необходимым раскрытие психологических особенностей реагирования детей на ситуацию, происходящую на дороге, среди них следующие.

  1. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого.

Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится, напротив.

  1. Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми более замедленная.

Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8- 1 секунда. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

  1. Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, «скрывающий» его от водителей.

Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, – во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

  1. Малыши не в состоянии, на бегу сразу же остановиться,поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Если научить этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше. Поэтому, чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице иво дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать, как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.

Главная цель работы воспитателя по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах включает нескольких задач:

1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные аспекты взаимодействия ребенка с «территорией дорожного движения»:

1. Ребенок – пешеход

2. Ребенок – пассажир

3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяют сами воспитатели в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на дороге.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасного поведения на дороге через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвертый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребенку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на дороге имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью осуществляются инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаются поставленные задачи:

– воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и ее опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

– развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребенку для правильной ориентации на улице;

– обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам дорожного движения.

Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения, эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребенка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребенка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т. д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.

Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у детей безопасного поведения на дороге:

1. Тематическое планирование позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;

2. Повышается качество работы, открывается больше возможностей для творчества;

3. Повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся более глубокими и системными;

Необходимо использовать в работе обучающие мультимедийные занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора», тренинг для родителей «Берегите жизнь детей!»

В каждом конкретном случае продумать форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.

Работу надо проводить систематически: не менее 2 – 3 раз в неделю беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололед, дождь, рано темнеет и т. д.) Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях[11].

1.3. Особенности организации работы по формированию правил безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дороге тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения. Ребенок должен осознавать понятия «близко», «далеко», «слева», «справа», «сзади», «по ходу движения», правильно воспринимать скорость движения транспорта, пешеходов: «быстро», «медленно», «поворачивает», «останавливается» [3].

В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

Задача воспитателей – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить. В формировании и закреплении навыков особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике [12].

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Значимыми методами в формировании у дошкольников осознанного отношения к безопасному поведению на дороге являются внушение, убеждение, упражнение, пример, поощрение.

Внушение.

Дети дошкольного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В образовательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

Поэтому важно окружить детей дошкольного возраста положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у детей является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника.

Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.      

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель должен проводить занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организовать работу с их родителями.

Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в ходе которых ребята доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на дороге, а также ролевое обыгрывание опасных ситуаций в условиях дорожного движения, Например: «Вежливые дети», «Бабушка на другой стороне улицы», «Игра с мячом у проезжей части», «Перекресток», «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне» и т.д. Эти игры помогают детям самостоятельно решать определенную дорожную ситуацию, учат культуре общения, умению вести дискуссию и кроме того развивать уверенность в себе.

Навыки безопасного поведения детей должны закрепляться во время прогулок, в общественных местах.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше возраст дошкольника, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на дорогах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Особое значение при формировании безопасного поведения на дороге у детей имеет создание предметно-развивающей среды. Воспитатели детского сада в тесном сотрудничестве с родителями должны оборудовать уголки по ПДД, наполнить их игрушками, крупными дорожными знаками, макетами улицы и дороги, транспортом, фигурками, дидактическими, развивающими и настольными играми, книгами. Изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным, спортивным играм. Деятельность по обогащению среды должна происходить на глазах детей и с их посильным участием. Необходимо подобрать наглядно-дидактический материал, сюжетные и предметные картинки, плакаты для детей.  

Таким образом, обучение детей правилам и безопасности дорожного движения - это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного поведения на дороге.

Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые сформированные навыки безопасного поведения на дорогах, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.

Таким образом, именно в детском саду все дети могут получить систематизированную информацию о безопасном поведении на дорогах и приобрести необходимые навыки безопасного поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного поведения на дорогах. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут формироваться навыки безопасного поведения на дороге:

  • переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
  • не играть на дороге или около проезжей части;
  • переходить улицу только по пешеходному переходу;
  • при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
  • знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Тогда сформированный навык правильно ходить по улице станет у детей нормой безопасного поведения на дороге, их соблюдение – потребностью человека.

1.4. Игра как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Основным средством формирования представлений о правилах безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста является игра. Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра – это не только развлечение, она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроте реакций. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер. Поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, осваивает социальный опыт.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Формирование, проверка и закрепление знаний по ПДД эффективно осуществляется в игровой форме.

Формируя у ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному движению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной.

В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому мы используем интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

Формирование и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются именно в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, групповые, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Подвижные игры занимают важное место в формировании безопасного поведения на дороге у детей. В игровой деятельности они приобретают практический опыт культуры общения: у них развивается познавательная активность, формируются коммуникативные способности и навыки словесного общения. Организуя подвижные игры, у ребенка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, оказывает влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, его ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе.

В процессе подвижных игр формируются двигательные умения и навыки, развиваются ориентировка в пространстве, физические качества, приобретается свобода в движениях.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе подчинять свои интересы интересам окружающих.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов и быстроте реакции, и нестандартным действиям. Подвижные игры приучают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партеров, развивают внутреннюю речь и логику.

В этих играх закрепляются знания правил дорожного движения, расширяются знания детей о транспортных средствах, светофоре и значении его сигналов; прививаются умения и навыки правильного поведения на улице; развивается интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту; формируется уважение к труду водителей транспортных средств, сотрудников ГИБДД.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Заключение

Воспитание безопасного поведения на дороге у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Формирование представлений о правилах безопасного поведения дошкольников на дороге – процесс длительный и трудоемкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых.

Основным средством ознакомления детей с правилами дорожного движения является игра. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. В процессе ознакомления ребенка с правилами дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, что нужно формировать, и как это сделать более эффективно. Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Опираясь на теоретическую часть работы, в практической части был составлен комплект материалов, ориентированный на оказание методической помощи воспитателям, в формировании представлений о правилах безопасного поведения на дороге у воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием игры. Содержание данного комплекта может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении образовательной деятельности по формированию представлений у старших дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Список литературы

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 2002.
  2. Андросова, В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице [Текст] / В. Андросова – М.: Дошкольное воспитание. – №3. – 1981.
  3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская – М.: Просвещение, 2001.
  4. Беляевскова, Г. Д. Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии [Текст] / Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова, О. Н. Сирченко – М.: Учитель, 2013. – 170 с.
  5. Борисова, Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД[Текст] / Л. В Борисова. –М.: Наб.Челны,2006.
  6. Васильева, Ц. Учим правила безопасности [Текст] / Ц. Васильева – М.: Дошкольное воспитание. 1980. № 2. –  65-66 с.
  7. Гаткин, Е. Я. Безопасность ребенка [Текст] / Е. Я. Гаткина- М.: Лист, 1997.
  8. Григорович, Л. Опасные ситуации в жизни детей [Текст] / Л. Григорович – М.: Дошкольное воспитание. – 1985. – № 6; 1986. – № 7.; 1987. – № 7, 9.
  9. Данилова, Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД [Текст] / Т. И. Данилова - М.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 208 с.
  10. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. – Ч. 1. – М.: 1994.
  11. Добрушин, А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения [Текст] / А. Д. Добрушин – М.: 1999.
  12. Земскова, Ю. А. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения [Текст] / Ю. А. Земскова –М.: Молодой ученый. - 2014. - №2. - 760-762 с.
  13. Зернов, Н.Г. Как предупредить детский травматизм. Особенности развития и гигиена дошкольника [Текст] / Н. Г. Зернов, А. Е. Ковригин – М.: Знание, 1987.
  14. Клименко, В. П. Обучайте дошкольников правилам движения [Текст] / В. П. Клименко – М.: Просвещение, 1973.
  15. Кобренкова, С. Отвести беду [Текст] / С. Кобренкова – М.: Дошкольное воспитание. – 1990. – №6.
  16. Лапшин, В. И. Правила дорожного движения РФ. [Текст] / В. И. Лапшин -М.: «Транспорт» 1999.
  17. Майорова, Ф. С. Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг [Текст] / Ф. С. Майорова- М: Скрипторий, 2005.
  18. Пидручная, С. Детям о безопасности дорожного движения [Текст] / С. Пидручная – М.: Дошкольное воспитание.2013. №7. – 122 с.
  19. Пономарев, В. Т. Энциклопедия безопасности [Текст] / В. Т. Пономарев - М.: Сталкер, 1997.
  20. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова.; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  21. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособ. для воспит. детск. Сада [Текст] / Э. Я.Степаненкова, М. Ф. Филенко – М.: Просвещение, 1999.
  22. Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» [Текст] / О. А. Скоролупова - М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2009.
  23. Учебное пособие. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. [Текст] / Р. Н. Минниханова, И. А. Халиуллина. – М.: Казань 1995. – 167 с.
  24. Черепанова, С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. [Текст] / С. Н. Черепанова - М.: 2013.
  25. Федяевская, В. М. За безопасность детей на улице [Текст] / В. М. Федяевская – М.: Дошкольное воспитание. – 1937. – №2. – 80-92 с.
  26. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. [Текст] / Т. А. Шорыгина- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯСФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ....

Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых.

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых

Ранняя профориентация ребенка происходит в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об  ознакомлении детей с трудо...

Презентация - отчет на педсовете "Сюжетно ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых"

Задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, ...

Комплект материалов по формированию представлений о правилах безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с использованием игры

Формирование безопасного поведения на дороге у детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберег...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют ег...