Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)
статья по теме

Бутрашкина Светлана

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_pdd.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений:

-незнание дошкольниками элементарных правил;

-стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

-безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Исходя из полученных данных, для каждой возрастной группы с учетом соблюдения дидактических принципов, были определены задачи обучения:

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:

Учить различать виды наземного транспорта.

Формировать представление об улице, ее основных частях.

Дать первоначальные знания о сигналах светофора.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Продолжать учить различать виды наземного транспорта.

Познакомить с классификацией транспорта: наземный, водный, воздушный.

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Расширить представление об улице новыми сведениями (одностороннее и двустороннее движение).

Уточнить знания о предназначении светофора.

СТАРШАЯ ГРУППА.

Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице ( виды перекрестков ), о правилах перехода проезжей части.

Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно – указательными знаками и знаками сервиса.

Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.

Расширять знания о городском транспорте.

Продолжать знакомить с дорожными знаками.

Познакомить с правилами поведения на железной дороге.

Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

Мероприятия по правилам дорожного движения на занятиях по разным видам деятельности (ИЗО, конструирование, развитие речи, театрализованная деятельность, муз. занятия), а также совершать целевые прогулки и экскурсии.

Основным средством расширения поставленных задач должна стать игра. В младшем дошкольном возрасте разнообразные виды подвижных игр и их варианты.

НАПРИМЕР: « Воробушки и автомобиль»

Цель: Развивать умение принимать решения в проблемных ситуациях. Игра проводится по известному сценарию, но по ходу ее воспитатель обращается к детям с вопросами : « Как воробушки будут перелетать дорогу ? Быстро опережая друг друга, или не торопясь, внимательно глядя по сторонам?»

______Вариант игры._______

Цель : Способствовать развитию умений ориентироваться в пространстве, знать и осознавать понятие « далеко «, « близко «,

«слева», «справа». «около».

Воробушки спокойно прыгают и играют на площадке около дома. Воспитатель говорит : « Внимание, близко автомобиль, будьте осторожны ! «.Дети уходят дальше от проезжей части. После слов педагога : « Автомобиль далеко « продолжают прыгать и играть.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ предпочтение отдается в сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются.

« АВТОБУС «.

Цель : Уточнить и расширить знания об улице, видах наземного транспорта. Формировать культуру поведения в общественном транспорте, на дороге.

Дети вместе с воспитателем  « едут в автобусе «.Педагог попутно задает вопросы : « Кто управляет автобусом ? По  какой части улицы мы едем ? По какой стороне дороги движется автобус ? Какой транспорт нам встречается на дороге ? Что такое остановка ? ( на остановках выходят и входят пассажиры ). В какую дверь должны входить и в какую выходить пассажиры ? Кому нужно уступать место в автобусе ? и т.д.

 Игру можно усложнить : ввести новую сюжетную линию, требующих дополнительных участников игры.

Например : Едем  в автобусе, все сидят спокойно на своих местах, никто не шумит ,чтобы не мешать водителю.

Подъезжаем к светофору.

-Почему остановился автобус ?

-Что означают сигналы светофора ?

  • Как ведут себя пешеходы ?

Участники игры – пешеходы демонстрируют  правила ререхода улицы по сигналам светофора.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ .

«Бензозаправочная станция «, « Аэропорт «, « Автопарк « и др.

( см. Смоленцева А.А.Дидактические игры с математическим содержанием. М. Просвещение. 1997г.)

«Диспетчер», «Мы живем на корабле «, « Строим дом «.

( см. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике . М. Просвещение,

1991г.)

Большое значение в организации сюжетно – ролевых игр имеет создание предметно – развивающей среды. Чтобы помочь детям закрепить знания, изготовить макет улицы.

К 5- 6 годам ( СТАРШАЯ ГРУППА )  дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому следующий этап работы _ интеллектуально – игровая деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

Интеллектуальные игры по формированию основ безопасного поведения на дорогах можно использовать в определенной  последовательности :

-настольно – печатные, словесные, дидактические ( Бондаренко А.К., Дидактические игры в д / саду.М.Просвещение,1985 г.

Кобитина И.И. Дошкольникам о технике ).

-игры на основе загадок ( Кобитина И.И. Дошкольникам о технике )

  • ребусы, кроссворды, головоломки ( готовые, авторские )
  • решение проблемных ситуаций.
  • творческие игры ( « На что похоже ? «, « Что это может быть ? «)
  • небылицы, карты – фантазии.
  • графическое моделирование ( сочинение собственных сказок на основе моделей ).

создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей. использовали разнообразные формы работы с семьей : лекции, консультации, круглые столы, папки – передвижки. Вместе с детьми родители могут изготовить ролевые атрибуты, макеты улиц. Организовать спортивные досуги и викторины.

  • У взрослых должна быть единая цель : сохранить жизнь и здоровье

Чтобы обучение детей было непрерывным и успешным детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно – транспортных ситуациях .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной темой в наше время. Дети у же с дошкольного возраста должны усвоить основные правила поведения на улице. Но, конечно, в детс...

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования  начиная познавать окружающий  мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...

Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования  начиная познавать окружающий  мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...

План по самообразованию педагога на тему: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую деятельность»

Цель самообразования:повышение своего профессионального мастерства и компетентности  совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожн...