Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)
статья по теме
Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_pdd.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений:
-незнание дошкольниками элементарных правил;
-стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
-безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Исходя из полученных данных, для каждой возрастной группы с учетом соблюдения дидактических принципов, были определены задачи обучения:
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:
Учить различать виды наземного транспорта.
Формировать представление об улице, ее основных частях.
Дать первоначальные знания о сигналах светофора.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
Продолжать учить различать виды наземного транспорта.
Познакомить с классификацией транспорта: наземный, водный, воздушный.
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Расширить представление об улице новыми сведениями (одностороннее и двустороннее движение).
Уточнить знания о предназначении светофора.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице ( виды перекрестков ), о правилах перехода проезжей части.
Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно – указательными знаками и знаками сервиса.
Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
Расширять знания о городском транспорте.
Продолжать знакомить с дорожными знаками.
Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Мероприятия по правилам дорожного движения на занятиях по разным видам деятельности (ИЗО, конструирование, развитие речи, театрализованная деятельность, муз. занятия), а также совершать целевые прогулки и экскурсии.
Основным средством расширения поставленных задач должна стать игра. В младшем дошкольном возрасте разнообразные виды подвижных игр и их варианты.
НАПРИМЕР: « Воробушки и автомобиль»
Цель: Развивать умение принимать решения в проблемных ситуациях. Игра проводится по известному сценарию, но по ходу ее воспитатель обращается к детям с вопросами : « Как воробушки будут перелетать дорогу ? Быстро опережая друг друга, или не торопясь, внимательно глядя по сторонам?»
______Вариант игры._______
Цель : Способствовать развитию умений ориентироваться в пространстве, знать и осознавать понятие « далеко «, « близко «,
«слева», «справа». «около».
Воробушки спокойно прыгают и играют на площадке около дома. Воспитатель говорит : « Внимание, близко автомобиль, будьте осторожны ! «.Дети уходят дальше от проезжей части. После слов педагога : « Автомобиль далеко « продолжают прыгать и играть.
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ предпочтение отдается в сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются.
« АВТОБУС «.
Цель : Уточнить и расширить знания об улице, видах наземного транспорта. Формировать культуру поведения в общественном транспорте, на дороге.
Дети вместе с воспитателем « едут в автобусе «.Педагог попутно задает вопросы : « Кто управляет автобусом ? По какой части улицы мы едем ? По какой стороне дороги движется автобус ? Какой транспорт нам встречается на дороге ? Что такое остановка ? ( на остановках выходят и входят пассажиры ). В какую дверь должны входить и в какую выходить пассажиры ? Кому нужно уступать место в автобусе ? и т.д.
Игру можно усложнить : ввести новую сюжетную линию, требующих дополнительных участников игры.
Например : Едем в автобусе, все сидят спокойно на своих местах, никто не шумит ,чтобы не мешать водителю.
Подъезжаем к светофору.
-Почему остановился автобус ?
-Что означают сигналы светофора ?
- Как ведут себя пешеходы ?
Участники игры – пешеходы демонстрируют правила ререхода улицы по сигналам светофора.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ .
«Бензозаправочная станция «, « Аэропорт «, « Автопарк « и др.
( см. Смоленцева А.А.Дидактические игры с математическим содержанием. М. Просвещение. 1997г.)
«Диспетчер», «Мы живем на корабле «, « Строим дом «.
( см. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике . М. Просвещение,
1991г.)
Большое значение в организации сюжетно – ролевых игр имеет создание предметно – развивающей среды. Чтобы помочь детям закрепить знания, изготовить макет улицы.
К 5- 6 годам ( СТАРШАЯ ГРУППА ) дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому следующий этап работы _ интеллектуально – игровая деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Интеллектуальные игры по формированию основ безопасного поведения на дорогах можно использовать в определенной последовательности :
-настольно – печатные, словесные, дидактические ( Бондаренко А.К., Дидактические игры в д / саду.М.Просвещение,1985 г.
Кобитина И.И. Дошкольникам о технике ).
-игры на основе загадок ( Кобитина И.И. Дошкольникам о технике )
- ребусы, кроссворды, головоломки ( готовые, авторские )
- решение проблемных ситуаций.
- творческие игры ( « На что похоже ? «, « Что это может быть ? «)
- небылицы, карты – фантазии.
- графическое моделирование ( сочинение собственных сказок на основе моделей ).
создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей. использовали разнообразные формы работы с семьей : лекции, консультации, круглые столы, папки – передвижки. Вместе с детьми родители могут изготовить ролевые атрибуты, макеты улиц. Организовать спортивные досуги и викторины.
- У взрослых должна быть единая цель : сохранить жизнь и здоровье
Чтобы обучение детей было непрерывным и успешным детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно – транспортных ситуациях .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной темой в наше время. Дети у же с дошкольного возраста должны усвоить основные правила поведения на улице. Но, конечно, в детс...
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность - сюжетно-ролевую игру.
Консультация для воспитателей, 2011 г....
"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...
Индивидуальный план профессионального развития педагога «Обучение дошкольников Правилам безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность»
Индивидуальный план профессионального развития педагога ...
Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования начиная познавать окружающий мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...
Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования начиная познавать окружающий мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...
План по самообразованию педагога на тему: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую деятельность»
Цель самообразования:повышение своего профессионального мастерства и компетентности совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожн...