Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Шарипова Гузалия Фирдаусовна

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования  начиная познавать окружающий  мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, которые на прямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_innovats_-_kopiya.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования  начиная познавать окружающий  мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, которые на прямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и жизни.

Общую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно  - транспортном  процессе. Актуальность проблемы безопасного поведения детей на дороге обусловлена необходимостью поиска эффективных методов в моей педагогической  работе. Этому  мне помогает планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в игровой форме, которая тесно связано с познавательным процессом. Игра  делает процесс обучения радостным и интересным, она помогает представить в доступной   форме серьезную и жизненно важную информацию.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрены организованные деятельности по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дороге. Опыт показывает, что детям недостаточно информации. Традиционные формы не всегда эффективны, поэтому проблема дорожно - транспортных пришествий направила педагогов детского сада на поиск  новых более интересных подходов к ее решению.

И в образовательной деятельности, и в самостоятельной деятельности детей я использую словесные игры по теме, мало подвижные игры, подвижные игры. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития  и совершенствования моторики детей, воспитания нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни  в коллективе. Игры способствуют развитию кругозора, наблюдательности. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять  своими движениями, способствует проявлению волевых качеств. Разнообразные игровые действия развивают ловкость быстроту, координационные и скоростно - силовые способности и,  самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей

Полезную информацию, доступен детям, который позволяет решать  следующие задачи.

  • Развивать и совершенствовать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
  • Способствовать сокращению детского дорожного травматизма.

Моя педагогическая деятельность не ограничена только игровой формой. В условиях нынешнего информационного общества  в своей практике я часто использую инновационные технологии.

На сегодняшний день  инновационную технологию можно считать новым способом

передачи знаний, который соответствует качественно новому

содержанию обучения и развития ребенка.

Начиная с малого возраста, для развития  у детей стремления самостоятельно решать задачи, связанные с безопасным поведением на дороге в предметно пространственной среде.

Решение проблем, связанных с безопасностью детей, я стараюсь обеспечить через  прозрачность педагогического процесса и партнерства с семьями воспитанников, которое строится на доверительных отношениях.

Родители являются активными участниками, с ними организую педагогические встречи.

Обучение детей правилам дорожного движения требуетот нас определенные знания. Совместно с ГИБДД, мы разработали рекомендации по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма. Для обогащения своих знаний мы приглашаем их на консультации, семинары практикумы, где находим  ответы на многие вопросы, но необходим дальнейший поиски совершенствование в организации работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма.

Для выявления  уровня образования детей по знаниям дорожного  движения, я использую диагностику. Результаты оценки  сравниваю с допустимыми  критериями для того чтобы в дальнейшем  как планировать индивидуальную работу с каждым ребенком.

Прививать навыкибезопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности нельзя. Безопасному поведению и правилам движения ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.

Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты» я придерживаюсь следующих правил

  • Не механически заучивать с детьми ПДД, а воспитывать  у детей культуру поведения  на дороге.
  • Сочетать изучение правил с развитием у детей координаций движений, внимания, наблюдательности.
  • Использовать   разновидные игры по ПДД

 Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

«Автобусы»

Атобусы –это команды детей «водителей»и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, отгибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игрока, и вместе они снова преодолевают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок – «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшей на конечную остановку.

        «Будь внимательным»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!»- шагаем; по сигналу: «Автомобиль !»- держим в руках руль.

        «Веселый трамвайчик»

Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!

Дети делятся на две команда. Одна команда- трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда-  пассажиры, они занимают свои места в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает название какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить- светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игра.

        «Дорожное- не дорожное»

Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг ( можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называют различные слова. Если звучит «дорожное»- пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящий тот, кто первый пересечет последнюю черту.

        «Иду по дорожке»

Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, название дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.

        «Кого назвали- тот и ловит»

Играющий располагаются по кругу. В центре- регулировщик дорожного движения ( водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какое-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.

         «Назови шестое»

Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо, кому бросает в руки мяч: «Назови шестое»- и перечисляет, например, пять видов транспорта ( или дорожных знаков и т.п.). тот, кого попросили продолжить перечень, должен словить мяч и быстро добавить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если слова последует тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет- водящий остается прежний.

        «Найди пару»

Играющим раздаются полоски бумаги  с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картиной. Пара становится в круг. Усложнение: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.

        «Необычный дорожный знак»

В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.

Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможно самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог  предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы( кошка, дерево, цветок, до, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?» Дети отвечают: «Может!»

        «Огни светофора»

На светофоре- красный свет! Опасен путь- перехода нет! А если желтый свет горит,- он « приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди- свободен путь- переходи.

В игре все дети- «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению , когда «зажигается» зеленый свет- можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете- все замирают на месте. Ошибавшийся- выбывает из игры. Когда переходишь улицу- следи за сигналами светофора.

        «Паутинка»

Дети сидят в кругу. У водящего- регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах:» Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна» , Саша держит нитку, а клубок бросает дальше : «Сергей! Неожиданно выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры  детей на проезжей части очень опасны». Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась « паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.

Литература

1. М.Н. Жуков Подвижные игры Москва 2000г

2. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 160 c.

3. Детские подвижные игры народов СССР / ред. Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1988. - 239 c.
4.  Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1989. - 240 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через игрову деятельность"

В материале содержиться консультация для педагогов, где расматриваются теоретические вопросы социально-коммуникативного развития дошкольников, проводится анализ проблем современного дошкольника, описа...

Проект «Наша безопасность» По теме: «Формирование у дошкольников элементарных основ безопасности жизнедеятельности через игровую деятельность»

Ознакомление детей дошкольного возраста с элементарными правилами  безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми)...

Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования  начиная познавать окружающий  мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...