План по самообразованию педагога на тему: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую деятельность»
рабочая программа по обж (средняя группа)

Круглова Ольга Ивановна

Цель самообразования:

повышение своего профессионального мастерства и компетентности  совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожно - транспортной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию педагога на тему:

«Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую деятельность»

Цель самообразования:

повышение своего профессионального мастерства и компетентности  совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожно - транспортной среде.

Задачи самообразования:

 - усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;

- расширять словарный запас по дорожной лексике;

- активизировать взаимодействие с родителями.

Актуальность

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика  показывает: ситуация  с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

       Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

     Находясь на проезжей части или играя  на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие - снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

     Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

     В группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения  не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и  поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

     Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

     Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.

    Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)

    С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

   Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.

    Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Ожидаемые результаты

-Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

-Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

-Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

-Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Перспективный план самообразования

На 2023-2024 учебный год

МЕСЯЦ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

-Интерактивная игра-беседа «Знакомство с улицей»

-Постройка из конструктора «Наш участок»,  обыгрывание постройки.

-Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.

-Просмотр обучающего мультфильма из серии Азбука безопасности: знакомство с улицей».

-Целевая  прогулка: наблюдение за движением пешеходов.

- Подвижная игра "Безопасные места для перехода улицы"

-Интерактивная игра «По улицам нашего поселка»

-Беседа

«Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»

-Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».

-Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».

октябрь

-Д/и «Виды транспорта»

-Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение»

 -Развивающая игра «Светофор»

-Постройка из конструктора « Улица с перекрестком», обыгрывание

-Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»

-Дидактическая игра «Как себя вести в общественном транспорте»

-Деловая игра для педагогов «Правила дорожные всем знать положено»

-Привлечь родителей к  изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки»

-Памятка для родителей «Дети и дорога».

ноябрь

-Беседа с детьми о запрещающих знаках

-Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина

-Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"

-Д/и " Поведение детей на дорогах и улицах"

-Сюжетно-ролевые игры "Гараж"

-Организация и проведение игр по ПДД

-Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».

Декабрь

-Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться  на дороге.

-Рисование дорожных знаков по желанию.

-Постройка  из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

-Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков

-П/и «Кто быстрее соберет светофор»

-Беседа "Правила перехода улиц и дорог"

-Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков

-Интерактивная игра «Дорожные ситуации»

Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».

Январь

-Беседа о информационно-указательных знаках

-Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков

-НОД рисование «Дорожные знаки»

-Театрализованная игра «Мы едем в гости»

-Мастер класс для педагогов «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

-Консультация «Совместная прогулка детей и родителей»

Февраль

-Игровая беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? »

-Проблемные ситуации о том, где можно и где нельзя играть.

-Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».

-Конструирование "Улица города"

-НОД «Путешествие в страну дорожных знаков».

Папка-передвижка «Зимние игры на улице: чем они опасны?»

март

-Рисование специальных видов транспорта

-Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.

-Рассказ об  опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.

-Театрализованная игра «Автобус»

-Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

-Консультация «Организация работы с детьми по ПДД»

-Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД.

Апрель

-Д/и «Правила поведения в общественном транстпорте»

-Беседа «Я и мой велосипед».

-Загадывание  загадок по правилам дорожного движения.

-Рисование различных видов пешеходных переходов.

-Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.

-Квэст-игра "Покажи и назови известный дорожный знак"

-Интерактивная игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков"

-Игровое упражнение "Движение по спирали"

-Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

 Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

Май

-Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

-Инсценирование песни «По улице, по улице».

-Целевая прогулка «Пешеходный переход»

-Беседа «Виды дорожных знаков»

-Ракрашивание дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"

-Викторина-путешествие «Правила дорожные детям знать положено»

-Изготовление игр по ПДД

-Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).

-Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный практико-ориентированный проект: «Посмотри вокруг- светофор наш лучший друг» (Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД)

Дошкольный возраст-период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно о...

Информационный практико-ориентированный проект: «Посмотри вокруг- светофор наш лучший друг» (Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД)

Дети в среднем дошкольном возрасте ещё не в должной степени умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на д...

План самообразования " Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения

  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной пром...

План самообразования Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...

Проект по самообразованию по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»

Проект по самообразованию по теме:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»...