Зачем человеку желудок?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Сформировать представление о функции и значении желудка для организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_vospitatelya_zachem_cheloveku_zheludok_1_1.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по экологии

в подготовительной к школе группе

Тема: «Рассказ воспитателя «Зачем человеку желудок»

        

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: сформировать представление о функции и значении желудка для организма.

Программное содержание: рассказать о пути, который пища проходит в организме человека; показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества: воспитывать у детей необходимость тщательно пережёвывать пищу, понимать свой организм, его потребности; продолжать формировать привычку следить за чистотой рук; развивать любознательность, умение отвечать на вопросы, размышлять.

Материал и оборудование: иллюстрации по теме занятия, воздушные шарики; морковь кусочками и протертая; длинная веревка; емкость; сахар, соль; поролоновая губка, макет человеческого организма большого формата и макет на каждого ребёнка, запрещающие знаки, ноутбук, магнитики-поощрение.

Планируемый результат: у детей сформировано представление о функции и значении желудка для организма.

Структура занятия

I

Вводная часть

Мотивационная разминка. Игра «Вопрос -ответ» Пирамида полезных продуктов

4 мин

II

Основная часть

1

Беседа

«С чего всё начинается?»

3 мин

2

Опыт №1

«Как желудок наполняется?»

4 мин

3

Опыт №2

«Как желудок работает?»

4 мин

4.

Физкультминутка

2 мин

5

Опыт №3

«Что происходит в желудке?»

 4 мин

6.

Опыт №4

«Что происходит дальше»

5 мин

7.

Правила здорового желудка

3 мин

III

Заключительная часть

 Подведение итогов

2 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Посмотрите вы на нас (руки в центр круга)

Мы ребята-супер -класс! (большой палец вверх)

Дружные и смелые, а ещё умелые! (руки на плечо друг другу)

Многое мы можем делать (шагаем на месте)

Прыгать, бегать и плести

Хорошо себя вести (обнимаем себя за плечи)

Посмотрите вы на нас (руки в круг)

Мы ребята -супер -класс! (большой палец вверх)

- Ребята, каждый день при встрече мы говорим одно и то же слово «здравствуй». Зачем? (ответы детей)

-Слово «здравствуй» мы повторяем друг другу, желая здоровья, каждый день.

-А почему так важно быть здоровым? Что значит «быть здоровым»? (Ответы детей.)

Ребята, у меня для вас есть карточки с вопросами. Вы готовы поиграть в игру «Вопрос - ответ»? (да). Тогда слушайте внимательно вопрос и давайте полный ответ. А за каждый ответ вы получите элемент пазла, который разместим на мольберте.

 1. Зачем человек ест? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, жить.)

2. Сколько может прожить человек без еды?

(Без еды человек может прожить 30-40 дней.) 

3. Сколько человек съедает за всю жизнь продуктов?

(За всю свою жизнь человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Это примерно грузовой вагон.)

4. Какая должна быть пища? (Пища должна быть не только полезной, но и красиво выглядеть, это повышает аппетит.)

5.Какая самая полезная пища? (Самая полезная пища та, что не приносит вред организму человека.)

6. Какую полезную пищу вы знаете? (Полезно есть овощи и фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу. В этих продуктах много полезных веществ и витаминов, которые помогают нашему организму.)

7. Какие витамины вы знаете? (А, В, С, D.)

-Отлично! Вы справились со всеми вопросами. Что у нас получилось на мольберте? (пирамида полезных продуктов)

-Ребята, а вы сегодня кушали? (да)

-А куда делась еда, которую вы скушали? (ответы детей)

-Вам хочется узнать, что происходит с едой, которую вы скушали? (да) Сегодня я приглашаю вас в путешествие увлекательное превращение внутри нас.

-Готовы? (да). Тогда присаживаемся за столы.

II. Основная часть

  1. Беседа «С чего начинается пищеварение»

- Мы сейчас превратимся в исследователей, и будем изучать устройство нашей пищеварительной системы.

- Что это за система такая? ПИЩЕ-ВАРЕНИЕ. Значит, что делает? Варит пищу. Давайте начнём наше путешествие с загадки.

Если б не было его,

не сказал бы ничего. (Рот.) Вывешивается картинка

- Для чего нужен рот? (Ответы детей.)

-Что у нас находится во рту? (Язык, зубы.)

- Какую работу выполняет наш язык? (Язык помогает разговаривать, участвует в пищеварении, помогает проталкивать пищу.)

- Язык определяет вкус продукта, так как пища разная на вкус. Какого вкуса бывает пища? (Горькая, сладкая, кислая, солёная, пресная.) Каждый участок языка отвечает за свой вкус.

-  А для чего нужны зубы? (Разжевывать и размельчать твердую пищу).Хочу такой сайт

- А как надо жевать пищу?

- Жевать надо тщательно, не торопится. Чем мельче будет пища, тем легче будет её дорога по организму. Есть такая поговорка «Кто долго жует, тот долго живет».

- Рот – является первым этапом пищеварительной системы. Во рту пища измельчается, смачивается слюной и перемешивается.

-У вас на столах макеты человеческого тела. Давайте найдём картинку «рот» и прикрепим её. Именно отсюда начинается путешествие еды.

-Что же происходит дальше?

- Изо рта по тонкой трубочке - пищеводу пища продвигается вниз.  Пищевод- это трубка, которая соединяет рот и желудок. Это вторая станция в пищеварительной системе.

-Почему эту трубку назвали пищевод? (ведёт пищу)

Опыт №1 «Как желудок наполняется»

По пищеводу пища попала в желудок. Желудок -это мешочек с толстыми стенками. Это третья станция в пищеварении.

 - Желудок у каждого человека расположен под рёбрами. Потрогайте его рукой. Нашли свой желудок?

-Когда мы голодны какой желудок? (Как спущенный воздушный шарик.)

 Попадёт в него еда - желудок чуть растянется и наконец, превратится в целую пещеру, наполненную едой.

У вас на столах есть воздушные шарики. Давайте попробуем один раз дунуть в шарик. Это маленькая порция еды. А сейчас несколько раз дунем. Представьте, что человек много съел и желудок растянулся сильно. Если человек постоянно кушает большими порциями, то он становится полным.

-Как вы думаете это хорошо? (нет)

Вывод: необходимо кушать маленькими порциями, чтобы желудок не растягивался и в одно и то же время (по режиму)

-Вы кушаете по режиму? (да)

- Как называются приёмы пищи? (завтрак, обед, полдник и ужин)

Опыт №2 «Как желудок работает»

-В желудке есть специальная жидкость – желудочный сок. Этот сок пропитывает пищу и растворяет ее. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу, будто бы варит ее. (показ действий руками) Вот поэтому этот процесс и называется пищеварением.

-Как вы думаете, с какой пищей желудку легче справиться?

- С хорошо пережёванной пищей желудку справиться легче, нежели с крупными кусками.

Наполняю пакеты протертой морковкой и кусочками морковки. Даю детям потрогать оба пакетика для сравнения. (этот опыт провожу я, дети наблюдают и трогают пакеты с морковкой)

- В каком мешочке лучше переварена пища?(где пища измельчена)

 Вывод: Пищу всегда нужно тщательно всю пережёвывать. Плохо пережёванная пища плохо усваивается. Она может поранить стенки пищевода и желудка.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка       (шагаем)

Наклонились, ну- ка, ну-ка!            (наклоняемся)

Распрямились, потянулись

А теперь назад прогнулись

Разминаем руки, плечи               (руки к плечам и круговые движение руками)

Чтоб сидеть нам было легче

Чтоб писать, считать, читать

И совсем не уставать

Голова устала тоже                   (наклоны головы в стороны)

Так давайте ей поможем

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка       (шагаем)

Отдохнули мы слегка.

Опыт №3«Что происходит в желудке?»

-Ребята, как вы думаете, всё ли растворяется у нас в желудке? (нет)

Давайте проверим.

- Опустим в ёмкость ложку соли. Что произошло? Растворилось!

- А теперь ложку сахара. Что произошло? Растворился?

- А раствориться ли грязь с немытых рук или яблок в желудке (высыпаю в свою емкость ложку грязи) грязь осталась.

- А теперь давайте посмотрим, как желудок впитает такую еду. Вместо желудка у нас будут сегодня поролоновые губки. А что случится, если вылить на поролон грязную воду?

- Выливаю, что произошло?

- Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка. Поэтому, чтобы в желудок не попала грязь, что нужно делать перед едой?

Вывод: Если не мыть руки, грязь остается на стенках желудка и может привести к болезни. Поэтому следить, чтобы продукты, которые мы употребляем, были чистыми.

-Скажите мне сейчас пожалуйста нужен ли человеку желудок? (да)

-А какая его главная задача? (переваривать пищу)

-Что помогает желудку в переваривании пищи? (желудочный сок)

-Значит, желудок- это важный орган.

  Опыт №4 «Что происходит дальше?»

- После того, когда пищеварение в желудке заканчивается, на дне его открывается маленькое отверстие и содержимое уходить в тоннель с мягкими ворсистыми стенками и со множеством поворотов. Этот тоннель называется кишечник. Это 4 станция пищеварения. Кишечник состоит из тонкой кишки и толстой кишки. (5 станция) 

В кишечнике впитываются из пищи витамины и питательные вещества и поступают в кровь, а всё ненужное движется в толстый кишечник, где есть очень много бактерий и выходит, когда накапливается.

-На что похож кишечник?

- Наш кишечник длинный, как эта верёвка. (Достаю канат.)  В длину он достигает 7 метров.

- А как же она помещается в животе? (Ответы детей.)

-Кишечник походит на змею, которая свернулась в несколько раз. Давайте попробуем свернуть верёвку как кишечник. (дети выходят на ковёр и складывают верёвку в обруч. Задание выполняют 2 команды)

- Посмотрите на макет. Правильно мы сложили?

-Видите, как сложно всё устроено! Для того чтобы всё работало правильно, надо заботиться о нашем пищеварении.

-Сейчас садитесь поудобнее и посмотрим познавательный мультфильм, чтобы закрепить всё, что мы сегодня узнали.

Просмотр мультфильма.

- Ребята, а как вы думаете, почему у человека иногда бывают боли в области желудка? (Плохо пережёванная пища, недоброкачественная пища.)

- Существуют правила для нашего желудка: (вывешивается картинка «весёлого желудка»)

  • не ешь много жаренной, острой и жирной пищи
  • не глотай до тех пор, пока всё хорошо не прожуёшь
  • не разговаривай, когда жуёшь
  • не ешь грязную пищу
  • не ешь недоброкачественную испорченную пищу.

- Постарайтесь запомнить эти правила. Если вы будете их соблюдать, то вашему желудку ничего не будет страшно.

III. Итог занятия

- О чем новом мы узнали?

- Какую роль в организме выполняет желудок?

- Как надо правильно пережевывать пищу?

- Можно ли есть все подряд?

Вы сегодня очень хорошо поработали, многое узнали. Молодцы! За это я вам подарю магнитики с пирамидой полезных продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ "Зачем человеку детство?"

Цель: познакомить родителей со значением периода детства в развитии личности, привлечь внимание родителей к детской субкультуре....

Конспект обучающего занятия по формированию естественно научных представлений у детей подготовительной группы (со здоровьесберегающим сопровождением) на тему: «Зачем человеку кожа?»

В ходе экспериментальной деятельности на занятии дети знакомятся  с органом осязания – кожей, ее строением и  значением в познании и общении с окружающим миром....

Зачем человеку свободное время

В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,  доступность к средствам массовой п...

Исследовательский проект "Зачем человеку глаза?"

Паспорт проекта: Вид - исследовательский, детский, с участием родителей.Актуальность:Педагогические исследования последнего времени показывают,что главная проблема образования-потеря живости,притягате...

Социально – познавательный проект «Зачем человеку каша?»

Идея проекта: через серию тематических мероприятий в процессе игровой деятельности сформировать у детей понимание о пользе каши для здоровья человека.Актуальность проекта: необходимость формирования ц...