проект Путешествие на птичью полянку "Любознайки"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Милюткина Елена Сергеевна

Путешествие на птичью полянку "Любознайки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_na_ptichyu_polyanku.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

             Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 3 Пушкинского района Санкт-Петербурга

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема: Путешествие на птичью полянку «Любознайки»

                                                                   

                                                           Воспитатель:

                                                                 Е.С. Милюткина

                           

                                                   2023 год

Актуальность проекта:  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников имеет актуальное значение. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности.

И начинать эту работу нужно с ближайшего к ребенку окружения. Большинство современных детей редко общаются с природой. Птицы окружают нас повсюду. Их значение в жизни человека и в природе очень велико .Они уничтожают бесчисленное количество насекомых, поддерживая экологический баланс в природе, радуют нас своим пением .Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Много птиц погибает во время сильных морозов. Синички ,например, за ночь теряют до 10% своего веса при температуре ниже -10.

Но даже в самые сильные морозы птички могут выжить ,если у них будет достаточно корма. Особенно трудное время наступает для птиц в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Вот и летят птицы поближе к жилью людей. Задача взрослых вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни ,научить помогать им.

В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края, нет чувства заботы о пернатых. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в трудное для них время года – зимой. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым пробуждая чувства ребёнка.

                                                     Технологическая карта проекта

Содержание

Пояснение

1

Название проекта

Путешествие на птичью полянку «Любознайки»

2

Тип проекта

Творческий (привлечение аудитории к проблеме) и ролевой (участие в решении проблемы)

3

Вид проекта

Групповой

4

Продолжительность

Долгосрочный

5

Время реализации

Сентябрь 2023-май 2024г.

6

Участники проекта

Воспитанники средней группы, воспитатель,  родители.

7

Организаторы проекта

Милюткина Е.С.

8

Образовательные области

Познавательная, социально-коммуникативная, художественно- эстетическая, речевая, физическая.

9

Цель проекта

Формировать основы экологической культуры, экологические знания о зимующих птицах, бережное отношение к ним(обеспечение кормом), желание помочь( изготовление кормушек)

10

Задачи

-формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах ,имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги), но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания;

-учить вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами нашего края;

-познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц;

-привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой;

-развивать творческие способности детей и интерес к жизни птиц.

11

Ожидаемые результаты

-расширение кругозора детей о зимующих птицах;

- развитие у детей любознательности, познавательной активности ,соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;

 -активное участие детей и родителей в помощи птицам;

-повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей.

                                                                Этапы проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.

Составление плана работы по реализации проекта.

Составление технологической карты проекта.

Перспективное планирование проекта

Разработка и накопление методических материалов по теме.

– Птицы, какие они?

– Что ты знаешь о птицах?

– Как узнать птицу?

– Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

– Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Чтобы найти ответы на эти вопросы мы:

– определили цель и задачи проекта,

– разработали план работы,

– изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

2.ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП

Рассматривание иллюстрации с изображением птиц нашего края, чтение художественной литературы,  загадки,  поговорки, скороговорки,  сказки, обмен новой информацией.

Наблюдение за птицами (уточнение: какие птицы прилетают на территорию детского сада).

Занятия по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, художественно-эстетическое развитие.

«Семейные кормушки»- Изготовление родителями  скворечников и кормушек для птиц, которые будут вывешены совместно с детьми на территории микрорайона и нашего детского сада.  В ходе проводимых наблюдений и исследований дети научатся: кормить птиц различным кормом, заботиться о наших перелетных друзьях.

В ходе реализации проекта подвести воспитанников к следующим выводам:

– птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

– в ветреные дни птицы не прилетают;

– из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено;

– воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке.

Вывод. Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам, наблюдать за ними и взаимодействовать.

Схема осуществления проекта на данном этапе:

Беседы:

– Беседы с детьми: «Птицы, какие они?», «Зимующие и перелетные птицы». «Учимся жалеть и беречь».

– Разрешение проблемных ситуаций: «Что бы вы сделали, если бы увидели?».

– Рассуждалки: «Что нам птичка принесла?»

– Просмотр презентаций: “Зимующие птицы”, «Перелетные птицы».

– Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

 ОД:

– Познание «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».

– Коммуникация: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц».

– Участие в различных акциях.

 Чтение художественной литературы:

– Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» (с просмотром мультфильма), С. Маршака «Где обедал воробей?», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», В. Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка».

– Заучивание и чтение стихотворений о птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

 Продуктивная деятельность:

Лепка «Вот на ветках снегири».

Изготовление кормушек из бросового материала.

Изготовление газеты «Накормите птиц».

Рисование «Укрась птичку», «Раскрась птичку», «Ласточка».

Конструирование из геометрических фигур и счетных палочек «Птички», «Скворечники».

Аппликация «Снегири, синицы», «Скворечник».

 

Музыка:

– Разучивание закличек «Птички летят», «Жаваронки», разучивание песенки «Петушок».

– Слушание пения птиц.

– Разучивание и исполнение танца «Аист на крыше».

 Центр экспериментирования:

– Рассматривание пера птицы и эксперименты с ним.

 Игровая деятельность:

-Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Четвёртый лишний», «Один-много», «Угадай по описанию», «Собери птичку», «Сделай для птички домик».

– Пальчиковые игры: «Птички», «Сколько птиц в кормушке нашей», «Птенчики в гнезде».

– Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот».

 II.Работа с родителями

Консультации        Тема: «Зимующие птицы»

                                 Тема: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Домашнее задание: Сделать «Семейные кормушки» для птиц;

Участие в акциях.

Оформить книгу-презентацию «Зимующие птицы нашего края».

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Оформление результатов проекта

Акция «Покормите птиц зимой!»

Выставка поделок и книг-презентаций, оформленных родителями.

Установка кормушек на участке для птиц в микрорайоне, сделанных руками родителей.

Альбом рисунков «Кто такие птички?».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

Пополнилась предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, презентациями о птицах.

У детей сформировались любознательность, творческие способности.

Дети и родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.

Повысилась компетентность родителей по вопросам экологического образования.

Работа над проектом показала, что воспитание экологически грамотного человека совместными усилиями педагога и родителей – результативно, актуально и необходимо, поскольку обеспечивает непрерывность и единство педагогического процесса по экологическому воспитанию дошкольников, внося в этот процесс положительную эмоциональную составляющую. Работу в данном направлении целесообразно продолжать, ориентируясь на сотрудничество с семьями воспитанников.

С целью распространения опыта между коллегами по теме экологического воспитания детей в ДОУ на итоговом педсовете.

Список литературы

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005.

Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2013.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М., 2009.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2011.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки». –  М., 2002.

Электронный ресурс: https://ya-odarennost.ru/publikacii-pedagogov/708-proekty/22280.html

Электронный ресурс: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Путешествие на птичий двор" (средняя группа).

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Тема: «Путешествие на птичий двор».     Программное содержание:Закреплять и расширять знания о домашних птицах; прод...

интегрированное занятие на тему «Путешествие на птичий двор» в средней группе

В ходе экспериментальной деятельности, у детей закрепляются и расширяются знания о домашних птицах, о свойствах песка; происходит знакомство с устройством и работой фильтра для очистки воды; закрепляю...

Путешествие на птичий двор.

Конспект комплексного занятия в совместной образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развите, познавательное развите, речевое развитие, ходуж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников средней группы по познавательному развитию с использованием ЭОР. Тема «Путешествие на птичий двор»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников  средней  группы по познавательному развитию с использованием ЭОР «Путешествие на птичий двор». В ходе заняти...

Путешествие на птичий двор.

Познавательно-исследовательская деятельность....

Развлечение " Путешествие в птичью страну"

Данный материал может быть полезен воспитателям при проведении образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы"....