Краткосрочный проект "Солнечные лучики"
проект по окружающему миру

Матюхина Рена Тагировна

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosr.proekt_solntse_po_okr_miru.docx734.38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации города Орла

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение -                                                                                детский сад № 95 города Орла

302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4

тел./факс (4862)30-70-95                                                                                               эл. адрес ds95_orel@mail.ru

Краткосрочный проект, реализованный

в старшей группе «Б» «Знайки»

по теме «Солнечные лучики»

20210813_131436.jpg

Воспитатели:

Левичева О. А.

Матюхина Р. Т.

Орел, 2021

Тема проекта: изучение природного объекта  - Солнца и его влияния на окружающий мир.

Творческое название «Солнечные лучики»

Место реализации: детский сад №95, город Орел.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Б» «Знайки», их родители и  педагоги Левичева О. А. и Матюхина Р. Т.

Тип проекта:

- по продолжительности: краткосрочный с 9.08.21 по 20.08.21

- по количеству участников: групповой

-по направленности деятельности участников: познавательно-исследовательский

Образовательная область:

-Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

-Физическое развитие

Актуальность

Издавна солнце во многом определяло жизненный уклад русского народа, который сложил о небесном светиле немало пословиц и поговорок. Например: «Солнышко, что мать родная, и согреет, и приласкает», «Солнце встает, так и день настает» и другие.  Его сравнивали с матерью, от количества солнечных дней  зависел урожай.

        Лето – наиболее благоприятное время для наблюдений за солнцем,  проведения различных опытов  и экспериментов с солнечными лучами. Наше исследование призвано способствовать созданию положительного настроя у дошкольников в летнее время, объединению коллектива.  

В ходе  проведения бесед  о солнце и наблюдений за ним на прогулках, мы выяснили, что некоторые дети  не знают, что земля вращается вокруг солнца. Также возникли вопросы: «Почему летом на земле жарко, а зимой холодно?», «Почему происходит смена дня и ночи?». Мы решили найти ответы на эти вопросы и тем самым решить сложившуюся проблему.

Цель проекта: создание условий для развития познавательной активности детей при изучении природного объекта -  Солнца

Задачи проекта:

-        обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении для человека и природы;

-        учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым);

-        познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем;

-        закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность;

-        познакомить с разными способами изображения солнца;

-        воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.

-        формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.

Гипотеза: солнце нужно для того, чтобы оно светило и грело. Если оно перестанет светить, станет темно и холодно. Солнце может быть опасным. Солнце нагревает различные предметы, воду, плавит шоколад.

Ожидаемый результат:

- Дети рассказывают о солнце или отвечают на вопросы  о его влиянии на окружающий мир.

-Знают правила безопасного поведения в жаркое время года.         -Самостоятельно проводят эксперименты  и опыты с солнцем.

- Увлечены созданием рисунков и поделок солнца.

- У детей пополнен словарный запас по теме.

Продукт проектной деятельности:

- Фотоколлаж для родителей  «Солнечные лучики»,

- Выставка поделок «Солнышко лучистое» (аппликации из пластилина и поделки из цветной бумаги)

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

-Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.

-Подбор литературы со сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.

-Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно - ролевых игр с детьми.

Основной этап:

Содержание работы с детьми во время реализации проекта:

-Наблюдение за солнцем во время прогулок

-Беседа о значении солнца для человека и природы

-Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».

-Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.

- Опыты и эксперименты с солнцем.

- Просмотр мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка - 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».

- Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Рассвет солнца» (рисование), «Солнышко из ладошек»

- Дидактическая игра: «Живая и неживая природа».

- Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».

Содержание работы с родителями во время реализации проекта:

- Подбор материала о солнце: стихи, пословицы, загадки.

- Подбор художественной литературы и мультфильмов.

- Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».

Заключительный этап:

- Выводы

-  Выставка творческих работ воспитанников

Теоретическая часть проекта

Пословицы и поговорки о солнце

Солнце сияет, а месяц только светит.

Мешком солнышка не поймаешь.

Что мне золото — светило бы солнышко.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Худо лето, коли солнца нету.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

За ушко да на солнышко.

Как месяц ни свети, а все не солнышко.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко садится — лентяй веселится, солнышко всходит — лентяй с ума сходит.

Солнце пригреет — все поспеет.

Солнце, воздух и вода — лучшие доктора.

Загадки про солнце

Над рекой остановился

Шар воздушный, золотой.

А потом за лесом скрылся,

Покачавшись над водой.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Не сидится высоко,

Прокатится далеко,

Везде погуляет,

Всех нас согревает.

Кто живет на небе чистом,

Называется лучистым?

Греет, светит, глазки «слепит»,

Его очень любят дети.

Народные приметы

- Во время восхода солнца стоит духота — к ненастью.

- Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу — жди дождя и ветра.

- Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.

- Красного цвета солнце на восходе — к сильному ветру.

- Красные облака — к дождю.

- Пение петухов после захода солнца и до глубокого вечера обещает на следующий день хорошую устойчивую погоду.

- Погода будет жаркой и солнечной, если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое; перед восходом солнца выпадает роса; при восходе солнце белого цвета.

Сказка «Приключение солнечного зайчика»

Жил – был маленький солнечный зайчик. Он состоял из света, он был просто крохотным лучиком солнца. Когда на улице было солнечно и тепло, зайчик был веселый и яркий. Он радостно перескакивал с предмета на предмет, со шкафа на пол, с тумбочки на стену. Когда на небе были тучки, было пасмурно или шел дождь, а также когда наступала ночь, зайчик прятался куда – нибудь за шторку и крепко спал. Поэтому солнечный зайчик никогда не видел луну и звезды.

(Если во время занятия в окно группы светит солнце, то воспитатель с помощью зеркальца может продемонстрировать детям солнечного зайчика)

Однажды наш солнечный зайчик сидел на подоконнике и смотрел за окно. По небу плыли тучки, одна из них загородила солнышко, и зайчик тоже сразу спрятался. Прошел теплый летний дождь, выглянуло солнце и наш зайчик тоже выглянул в окошко. На небе появилась большая цветная радуга! Она состояла из нескольких полосок разных цветов. Зайчик стал их считать:

•        Красная

•        Оранжевая

•        Желтая

•        Зеленая

•        Голубая

•        Синяя

•        Фиолетовая.

Он насчитал семь цветов.

— Здравствуй, радуга! – весело крикнул солнечный зайчик – ты так высоко на небе! Ты можешь достать до солнца? Я мечтаю до него дотянуться и поближе с ним познакомиться, ведь я – маленький солнечный лучик.

— Привет, солнечный зайчик! – ответила радуга, — я не могу достать до солнца. Обычно я появляюсь после дождика, когда светит солнышко, но я нахожусь в стороне от него.

— Тогда расскажи мне о нем то, что ты знаешь? – попросил малыш.

И радуга рассказала, что

солнце – это большая звезда. Все звезды на небе, которые мы видим ночью – это тоже чьи – то далекие солнышки. У них есть свои планеты, целые системы планет. А наша система называется Солнечной. Вокруг нашего солнца вращаются 8 планет:

•        Меркурий

•        Венера

•        Земля

•        Марс

•        Юпитер

•        Сатурн

•        Уран

•        Нептун.

Мы живем на планете Земля.

— Как жаль! Я никогда не видел ночь и звезды! – воскликнул солнечный зайчик, — ночью меня нет, я сплю. Я не могу без солнца!

Потом радуга рассказала ему, что

без солнца невозможна жизнь на нашей планете. Оно – самый главный источник тепла и света. Если не будет солнца, если оно перестанет светить, то сразу станет темно и холодно и все живое на планете погибнет.

(Воспитатель демонстрирует детям планету – глобус, можно поднести его к окну под солнечный свет)

— А почему солнышко светит только днем? – спросил солнечный зайчик, — Куда оно девается ночью?

Радуга рассказала, что наша планета Земля движется — летает вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси, поворачивается постепенно разными боками. Какой бок освещает солнце, там день. Каким боком планета отвернулась от солнца – на той стороне Земли настает ночь.

— Как интересно! – удивился солнечный зайчик, — А как же все ходят ночью? Те, кто не спит. В темноте? Кто им светит?

— Ночью с неба всем светит луна. Но я о ней совсем ничего не знаю. – вздохнула радуга. – Тебе о ней может рассказать кто – нибудь другой.

— Благодарю тебя, радуга! – сказал солнечный зайчик, — передавай привет солнышку!

— Конечно передам! – ответила радуга, — Солнце получит твой привет через 8 минут.

— Как? Почему так долго? – удивился малыш.

Радуга рассказала ему, что солнечный свет достигает Землю за 8 минут, потому что светило находится очень далеко от Земли – на расстоянии 150 миллионов километров.

Любопытный зайчик стал искать, кто бы смог рассказать ему про луну. Ему очень захотелось узнать про звездное небо, про луну, и, когда – нибудь увидеть его. Он скакал по подоконнику и смотрел на улицу. За окном была отличная погода, солнечные лучи освещали дома, деревья, цветы. Некоторые цветы были так похожи на маленькие солнышки: одуванчик, ромашка, подсолнечник. Радуга исчезла, а на небе появилось маленькое белое облачко.

— Вот кто мне сможет рассказать про луну, — подумал солнечный зайчик.

— Здравствуй, облачко! – обратился он вверх на небо, — я никогда не видел луну. Расскажи, пожалуйста, мне о ней?

Облако плавало по небу и днем, и ночью. Оно было знакомо и с солнцем, и с луной.

Оно рассказало, что луна – это спутник Земли, она всегда рядом, сопровождает Землю и вращается вокруг нашей планеты. Луна в 4 раза меньше Земли.

— Значит, луна не может без Земли так же, как и я не могу без солнца…- вздохнул солнечный зайчик. – Как же мне увидеть луну? Неужели я никогда – никогда с ней не встречусь? Не увижу звезды, планеты…

— Может быть ты станешь не солнечным зайчиком, а лунным? – предложило облачко, — тогда ты увидишь ночное небо. Для этого надо дождаться ночь, когда на небе будет полная круглая луна и не будет ни облаков, ни туч. Это будет полнолуние. Если поставить на окошко зеркальце, то можно поймать отражение луны и получится лунный зайчик. Попробуй?

— Ах, какая заманчивая идея! – обрадовался солнечный зайчик, — Обязательно попробую. И моя мечта сбудется, я увижу луну и звезды.

Он дождался тот день, когда должно быть полнолуние, приготовил зеркальце на подоконнике и сел в ожидании. Наступил вечер, солнце спряталось за горизонт, на улице стало темнеть. Небо окрасилось в темно – синий цвет, появились звезды – чьи – то далекие солнышки. Наш солнечный зайчик исчез. Он не смог без солнца. А когда луна стала ярко освещать комнату, зайчик отразился в лунных лучах, но очень слабо. Он был неяркий, очень тусклый.  Но для него это было уже не так важно, ведь исполнилась его мечта.

        Вопросы про солнце        

Для закрепления знаний, полученных во время прослушивания сказки, дошкольникам предлагается ответить на вопросы про солнце:

•        Что такое солнце? (Звезда)

•        Сколько планет в Солнечной системе? (восемь)

•        Какие планеты вы запомнили? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

•        Как называется наша планета? (Земля)

•        Звезды в небе – это планеты или далекие солнышки? (солнышки)

•        Зачем нужно солнце? Что будет с нашей планетой без солнечного света? (солнце – источник тепла и света, без него погибнет все живое)

•        Земля движется вокруг солнца или солнышко вокруг нашей планеты? (Земля движется вокруг солнца)

•        Как, почему на Земле наступают день и ночь? (Земля вращается вокруг своей оси, на той стороне, которая освещена солнцем, настает день, а на обратной – ночь)

•        За какое время солнечный свет достигает Землю? (8 минут)

•        Какое расстояние от Земли до солнца? (150 млн км)

•        Какие цветы похожи на солнце? (Ромашка, одуванчик, подсолнечник)

По итогам викторины педагог может отметить самого «всезнающего» ребенка.

Правила поведения на солнце:

1.        Находясь на солнце, необходимо следить за временем! Длительное пребывание может быть опасно!

2.        При длительном нахождении на солнце головной убор обязателен! Летом это может быть панама, косынка или бейсболка.

3.        Одежда должна защищать от солнечных ожогов! Загорать на солнышке может быть опасно!

4.        Если планируется длительная прогулка на солнце, то необходимо взять бутылочку с водой.

5.        Для защиты кожи от вредных ультрафиолетовых лучей и предотвращения солнечных ожогов следует использовать специальные солнцезащитные средства, детскую косметику.

        

Практическая часть проекта

Наблюдение за солнцем в природе

Цель: учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым).

Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).

2.        Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).

3.        На что солнце похоже? (На шар).

4.        Какая сегодня погода? (Жаркая).

5.        Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).

-        У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.

-        Что почувствовали ваши ладошки? Какие солнечные лучи? Как вы думаете, кому нужно солнышко, его свет?

Опыты и эксперименты с солнцем

Цель: Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

-Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.

-Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.

- Изготовление солнечных часов. Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам). Вырезать из плотного картона круг. В центре круга проделать отверстие и вставить в него карандаш заточенным концом вниз.

Положить  «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень.

- Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положить на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем — противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

-   как получается солнечный зайчик? Опыт с зеркалом        

Художественно-эстетическая деятельность.

- «Рассвет солнца» (рисование),

- «Солнышко лучистое» (лепка)

- «Солнышко из ладошек» коллективная работа        

- Выкладывание солнышка из мозаики

Физическое развитие

- Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик»,

- Физкультминутка «Солнечная зарядка»


20210813_131524.jpg

20210813_131436.jpg

Результаты реализации проекта

        На заключительном этапе были подведены итоги и сделаны следующие выводы:

- считаем, что мы достигли поставленной цели, решили задачи проекта;

- дети узнали много нового о солнце, рассказывают в группе и дома родителям  про солнце как о природном объекте,  отвечают на вопросы о роли солнца для всего живого;

 -  увлеченно играют в подвижные игры «Солнышко и дождик» и др.

- заботятся о своем здоровье, изучив правила поведения на солнце;

- самостоятельно рисуют и лепят, а также научились изображать один предмет (солнце) разными способами;

- дети знают, почему происходит смена дня и ночи;

- у детей пополнен словарный запас по теме исследования.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)

Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заме...

Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)

Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)...

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Солнечный лучик»

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта: Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. С приходом...

Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)

Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, про...

Краткосрочный проект «Одуванчик – лучик солнца» для младшего дошкольного возраста

Краткосрочный проект  «Одуванчик – лучик солнца»для младшего дошкольного возраста...