Технология «Арт – бокс: играю с природой или Необычный набор для творчества». Представление опыта работы на конкурс.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кучукбаева Анна Леонидовна

Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к любой деятельности. Все культурные ценности, накопленные человечеством – это результат творческой деятельности людей.

Проблема развития способностей, всегда вызывала огромный интерес во все времена. Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. В связи с этим, актуальной задачей является развитие у дошкольников художественно -­ творческих способностей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие детей дошкольного возраста предполагает становление эстетического отношения к природе и реализацию творческой деятельности.

Понятие «ТВОРЧЕСТВО» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел. Работая в детском саду, я заметила, что дети проявляют интерес к продуктивной деятельности с природным и бросовым материалом, но не всегда видят образ в природном объекте не способны самостоятельно реализовать свой творческий замысел. Таким образом, возникла необходимость заняться такой  деятельностью, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно - творческие способности.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Одним из эффективных средств экологического воспитания детей является игра. Важный момент заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природного содержания».  Игры детей с природным материалом – это кладовая для фантазии, воображения,  творческих способностей и исследовательской деятельности. Но что делать, когда погодные условия не позволяют выйти на улицу? Можно поиграть с природой дома или в группе детского сада.

Опираясь на свое увлечение творческой деятельностью, я разработала технологию «Арт – бокс: играю с природой», на основе популярного  направления «ленд – арт». «Арт-бокс: играю с природой» - креативный подарок для творческого человека. С ним можно играть как на улице, так и в помещении. Играть одному, в парах или командой.

Арт-бокс включает в себя три блока:

  1. блок - коробка;
  2. блок – карточки, схемы, рисунки;
  3. блок – сенсорное наполнение коробки: природный материал.

Природными материалами служат: шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, фасоль, горох, семечки. А также: сухие листья и сухоцветы, кора и веточки деревьев, спилы деревьев и опилки, ракушки и мелкие камешки. Общение с природой обогащает детей, а сам природный материал побуждает к развитию фантазии и воображения. С помощью них дети будут создавать оригинальные картины, без применения карандашей и красок. Можно использовать один материал или комбинировать его. Делать изображение простым или сложным, большим или маленьким.

В процессе освоения нового вида творчества – технологии Арт – бокс, следует соблюдать инструкцию:

  • Выбрать место для игры.
  • Найти подходящие природные материалы.
  • Представить замысел.
  • Реализовать свою идею. 

Это словно охота за сокровищами, когда дети начинают видеть красоту каждого природного элемента, учатся гармонично сочетать их. Это работает на многих уровнях - и детская игра, и настоящее искусство, которое будет интересно даже взрослым. Дошколята могут выкладывать рисунок по образцу, по картинке или создавать что-то своё - лендартовое. Арт – бокс поможет изучить различные стили и направления в искусстве.

«Играя с природой»,  ребенок:

  • развивает  воображение, фантазию, речь, конструктивные и  трудовые навыки;
  • учится наблюдательности, пространственному ориентированию и составлению композиций;
  • может увидеть цельную вещь в разрозненных элементах;
  • приобретает экологический интерес к природе, эстетический вкус, креативный взгляд на стандартные вещи;
  • реализует творческий потенциал;
  • расширяет познавательно - исследовательскую деятельность.
  • Тактильный контакт детей с природным материалом:
  • является мощным средством психологической разгрузки;
  • вызывает положительные эмоции;
  • уменьшает напряжение и страх;
  • облегчает адаптацию.

Играя с Арт - боксом, ребенок:

  • становится самостоятельным, активным, инициативным;
  • чувствует себя более успешным и уверенным. Потому что у него получается! Потому что этот маленький человек – настоящий волшебник!

Таким образом, опираясь на склонность детей к подражанию, через применение технологии Арт – бокс, у дошкольников были сформированы навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, и активность в их применении, влияющая на критическое мышление.

В результате использования технологии Арт – Бокс, можно сделать вывод, что экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе, т.к. играя с природным материалом, они приобретают экологический интерес к природе.

Используйте Арт – бокс! И вы откроете художника, творца и личность в каждом ребенке! Мы попробовали! И нам понравилось!

 

Ссылка на видеоролик: «Арт – бокс: играю с природой  или  Необычный набор для творчества»

https://cloud.mail.ru/public/P8cr/jpoa8bnB8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы на конкурсе "Воспитатель года"

Я представляла опыт работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста на конкурсе "Воспитатель года"...

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

Представление опыта работы с одаренными детьми в образовательной области "Художественное творчество".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5308404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]        [[{"type":"media","view_mode":...

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в гр...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...