Конспект занятия "Я и другие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исаева Оксана Анатольевна

Развивать осознанное эмоционально - положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod._moya_semya.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 Комбинированного вида».

Конспект занятия

«Моя семья»

Подготовила:                                

                                                                                                                воспитатель

                                                                                                            Исаева О.А.

                                                  с. Лямбирь

Цель.

Развитие осознанного эмоционально - положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Задачи.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние людей в жизни, в процессе слушания музыки и при рассматривании произведений изобразительного искусства, формировать художественно - эстетический вкус.

Закреплять представление о творчестве мордовского художника Ф.И. Сычкова, композиторов Н. Митина и Н. Кошелевой.

Развивать физические качества детей через психогимнастику, умение определять эмоциональные состояния по пиктограммам.

Воспитывать гуманизм, сопереживание,  доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование.

Мяч. Пиктограммы. Фоторамка. Картины Ф.В.Сычкова. Диск с записью музыки. Таблицы с частями лица. Шаблоны лиц человечков.  Простые графитные  карандаши, клеевые карандаши, клеенки, салфетки, шаблоны одежды светлых и тёмных тонов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра с мячом« Кто ты, а кто я?»

Я - мама, а ты мне кто? (дочка)

Я - дочка, а ты мне кто? (мама)

Кому ты дочь? (маме, папе)

Я - сестра, а ты мне кто? (сестра,брат)

Кто тебе мамина мама? (бабушка)

Акто ты бабушке? (внук, внучка)

Я внучка, а ты кто? (дедушка)

Ты внучка, а я кто? (бабушка)

II.Основная часть.

1.Д/и « Передай чувства»

Воспитатель. Ребята, представьте, что вы являетесь членами одной большой семьи. А членов семьи связывают родственные чувства: любовь, добро, дружба, радость, печаль. Постарайтесь передать все чувства и настроения мимикой и движениями.

Испуганная сестра. Она осталась дома одна, мама задержалась на работе и девочке страшно - вокруг слышны разные шорохи. Дети мимикой изображают страх, а воспитатель показывает пиктограмму (Брови приподняты, глаза расширены, рот раскрыт), затем предлагает ребенку изобразить чувство страха в рамке.

Удивленный брат. Мальчик очень удивился, когда  увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл, а когда открыл, кошки там не было. Дети изображают удивление и рассматривают пиктограмму (Брови и верхние веки приподняты, рот приоткрыт). Ребенок, который лучше справился с заданием, изображает удивление в рамке.

Печальная бабушка. Она заболела и не сможет пойти к внучке на утренник. Дети изображают мимикой печаль, один из детей показывает печаль в рамке, а затем воспитатель показывает пиктограмму (Брови сдвинуты, уголки губ опущены, глаза выражают тоску).

Радостный папа. Любимая футбольная команда забила гол. Дети изображают радость. Воспитатель обращает внимание детей на пиктограмму (Мышцы лица расслаблены, уголки рта приподняты, глаза прищурены) и предлагает изобразить чувство радости в рамке.

Воспитатель. Ребята, вы увидели, что с помощью мимики можно передать и   узнать настроение. Разные чувства, настроения мы можем видеть не только в жизни, но и в изобразительном искусстве.

2. Рассматривание картины Ф.В.Сычкова.

Воспитатель. Вы уже знакомились с творчеством мордовского художника Федота Васильевича Сычкова. А сегодня мы познакомимся с другими работами этого замечательного художника. ( Показывает картину).

Эта картина называется « Портрет матери». После трудового дня присела мать на табурет у окна, погрузившись в нелегкие думы. Ее душевное состояние подчеркнуто колоритом картины, выраженным в серо - синих тонах. Как вы думаете, какое настроение передано в этой картине? Какие цвета помогли художнику создать задумчивую, грустную атмосферу картины? (Ответы детей).

Давайте,  рассмотрим другую картину. Она называется « Катание с гор». Что вы видите на картине? (Ответы дктей). Как вы догадались, что сани именно мчатся? Какие цвета использовал художник, чтобы нарисовать картину? Какое настроение он передал при помощи этих красок? (Ответы дктей).

3. Слушание музыкальных произведений.

Воспитатель: Не только произведения изобразительного искусства, но и музыка может передать настроение. Послушайте первую песню (Звучит музыка). Какой у нее характер? (Ответы детей). Выберите, пожалуйста, из двух картин одну, близкую по настроению этой песне. (Дети выбирают картину). Правильно, это картина « Портрет матери», а песня композитора Николая Митина  называется « Мамины руки». Ребята, давайте послушаем еще одну песню и охарактеризуем ее. (Звучит музыка). Это песня мордовского композитора Нины Кошелевой «Пай гонясо», в переводе «Колокольчик». Песня о том, как быстро едут на лошадях с колокольчиками. Какое настроение в этой песне? Как рассказывает музыка об этом настроении? (Ответы дктей.) Выберите, пожалуйста, картину, которой соответствует эта музыка. (Дети выбирают картину). Правильно, картина   «Катание с гор» и песня «Пай гонясо» близки по настроению.

III. Физкультминутка - психогимнастика.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и прогуляться по лесу.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки,

Очень долго мы шагали,

И в один кружочек встали,

Повстречали старый гриб.

Я превращаю вас в старые грибы. Старый гриб вот - вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпки. Воспитатель изображает гриб (Плечи опущены, руки висят вдоль туловища, голова клонится к плечу), просит детей повторить.

Воспитатель. И опять мы зашагали, и цветочек повстречали. Он нежится на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток. Дети вместе с воспитателем изображают цветок (руки подняты вверх, голова слегка откинуть назад). Ребята, посмотрите, из  земли растет другой цветок.Он в пыли, его сломали, затоптали, ему плохо. Дети изображают сломанный цветок (туловище согнуто, руки опущены, голова наклонена вниз).

Воспитатель. Ребята, обратите внимание,  как много бабочек летает над цветами, им просторно, тепло, весело. Давайте ненадолго превратимся в бабочек (Дети,  размахивая руками, легко на носочках кружатся вокруг себя). Славно мы в лесу гуляли, кого встречали, изображали. А теперь проходите, садитесь за столы.

IV. Практическая часть « Рисуем настроение».

Воспитатель. Сегодня мы с вами узнали, что настроение можно передать по разному: мимикой, движениями, с помощью музыки, живописи. Теперь давайте попробуем настроение нарисовать. В этом вам помогут таблицы, которые лежат на столах, где на первой строке нарисованы брови, на второй глаза, на третьей – губы. Настроение у ваших человечков получится разное, так как надо изобразить те части лица, около которых на вашей карточке стоит красная точка. Затем вы подберёте человечкам соответствующую по цвету одежду. (Дети рисуют лица человечков, а затем, в зависимости от того грустное или весёлое выражение лица получилось, наклеивают его на готовый шаблон- одежду темного или светлого тона).

V. Рефлексия. "Пирамида любви"

На фланелеграфе изображение  двух «городв»: печали и радости.Дети размещают своих человечков в соответствующий настроению «город». Воспитатель предлагает сказать приятные, добрые слова человечкам из   «города печали», чтобы их развеселить. После слов воспитателя: « Я вас люблю …»,  каждый ребенок говорит хорошие слова и кладёт правую руку на руку воспитателя.

VΙ. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая большая получилась пирамида любви. Вы чувствуете тепло рук? Вам нравится это ощущение?(Ответы детей). Я думаю, так получилось потому, что вы  отзывчивые ребята, сегодня вы сделали много хороших, добрых дел.  Желаю вам всегда оставаться такими.

                                        Литература

1. Гаврина С. «Учимся понимать друг друга». М. 2005.

2. Катаева Л. И. «Мой мир». М. 2000.

3. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир». С-П 2002.

4. Петрова В. « Нравственное воспитание в детском саду (2-7 лет)».

    М. 2006.

5. Парамонова Л.А., «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет»  

    М. 2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Огонь - друг или враг?"

Занятие для разъяснения детям опасности общения с огнем...

Конспект занятия "Наш друг - Светофорик"

Конспект занятия по ПДД для детей 2-й младшей группы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Книга- друг и учитель»

Цель:  повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...

Конспект занятия: «Понять друга (мимика, жесты, поза)».

Цель занятия: развитие навыков невербального общения.Задачи занятия: помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты  являются дополнительными средствами выразительности устной речи;показать...

Конспект занятия "Наш друг- светофор"

Цели: закрепить знания о безопасном поведении на улицах и проезжей части; совершенствовать представления о дорожных знаках; способствовать созданию положительного эмоционального настроения....

Конспект занятия : "Будь другом природе"

Данное занятие в виде игры формирует у ребенка положительное отношение к окружающему миру и природе, развивает умение работать в группе, учитывать мнение других и т.д....