Наблюдение за погодой
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Подкорытова Ксения Игоревна

Цель: расширить знание детей о явлениях природы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenia_kartochki.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

Наблюдение за погодой (дождь)

Цель: расширить знание детей о явлениях природы весной.

Ход наблюдения

Вопросы: 

скажите, почему на улице так темно и не уютно?

-какое сегодня небо?

-послушайте и скажите как стучат капли дождя по подоконнику?

Пояснение: а вы знали, что если дождь начинается большими каплям. значит, перестанет быстрее , чем начавшийся мелкими  каплями, а при солнце дождь быстро перестает

Послушайте стихотворение

Раз, два, три, четыре, пять!  

Вышел дождик погулять.  

Шел неспешно, по привычке,  

А куда ему спешить?  

Вдруг читает на табличке:  

«По ГАЗОНАМ НЕ ХОДИТЬ !»  

Дождь ВЗДОХНУЛ тихонько: «Ох!»  

И ушел. ГАЗОН  засох.

-о чем стихотворение?

Пояснение: растения нуждаться в дожде, а без него они засохнут.

Вопросы на закрепление

-о чем мы сегодня говорили?

Дидактическая игра:

Дождик — кап!

Дождик – кап! Ударяют указательным пальцем

То сильней, то тише. одной руки по ладони другой.

Не стучи, не стучи, Грозят пальцем.

Не стучи по крыше!

Непослушный какой! Укоризненно качают головой.

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам Манят руками.

И в тепле погрейся! Кладут ладони на плечи,

скрестив руки на груди.

Карточка №2

Наблюдение за погодой

Цель: расширить знание детей о явлениях природы весной.

Ход наблюдения

Худ.слово

Хорошо весной,
Поле чистое,
Муравой-травой
Ты украшено
Да цветочками
Всё душистыми
В утро майское
Принаряжено.

-о каком времени года говориться в стихотворении ?

-а сейчас какое время года?

-скажите, почему люди весной стали одеваться легко?

-почему растаял снег?

Пояснение: солнце греет землю

-что стало с водой? Которая образовалось от таяния снега

Пояснение: снег растаял и превратился в воду, вода испаряется с поверхности с земли, так как солнце греет землю.

-посмотрите и скажите, что стало с землей?

Пояснение: оттаяла, нагрелась, стала просыхать

Вопросы на закрепление: о чем мы сегодня говорили?

-что нового узнали?

Дидактическая игра: «бывает не бывает»

Карточка №3

Наблюдение за погодой (небо и облака)

Цель: расширить знание детей о явлениях природы весной.

Ход наблюдения

Вопросы:

Посмотрите на небо и скажите, таким ли оно было зимой?

-что изменилось?

Пояснение: верно, небо стало голубым, появились белые, легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь по небу

-посмотрите на облака, на что они похоже?

Пояснение: облака, словно белые комья ваты плывут по небу кучками

-что происходит с облаками, если дует ветер

Пояснение: они плывут быстрее и часто меняют свою форму

Поисковые действия: предлагаю определить силу ветра с помощью вертушки

Вопросы на закрепление:

-о чем говорили?

 что понравилось?

Дидактическая игра: «какое небо» дети наблюдают за небом и описывают его

Карточка №4

Наблюдение за погодой (солнце)

Цель: расширить знание детей о явлениях природы весной.

Ход наблюдения

Вопросы: ребята давайте вспомним, какое сейчас время года?

-какие весенние месяцы вы знаете?

-какой месяц идет сейчас?

Пояснение: люди ласково называют самое красивое время Весна красна

Словарная работа: весна-красна

Вопросы:

-за что вы любите весну?

-что происходит весной с природой ( распускаться почки, солнце греет сильнее)

- сегодня тепло или холодно?

-благодаря чему на улице тепло?

-что согревает нас с вами?

Вопросы на закрепление:

-о чем говорили?

-что нового узнали?

Поисковая деятельность: дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее

Дидактическая игра: «какое солнце»

 

Карточка №5

Наблюдение за погодой (ветер)

Цель: расширить знание детей о явлениях природы весной.

Ход наблюдения

-о чем мы будем говорить вы узнаете через загадку

Я березку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать, Кто я? Можешь угадать?

Вопросы:

- с помощью чего мы можем узнать, что сейчас есть ветер?

 Пояснение: посмотрите на деревья на листочки, если они шевелиться то ветер есть

-что же такое ветер?

Пояснение:

-ветер это движение воздуха

Вопросы:

Без чего человек не может жить?

-давайте докажет что в человеке есть воздух

Беру целлофановый пакет вдохну в него воздух  

-что видим?

Пояснение:

Воздух есть везде, только мы его не видим он невидимый

Словарная работа: невидимый

Вопросы на закрепление:

- о чем говорили?

-что понравилось?

Подвижная игра « ветер и листья»

-по сигналу « ветер» дети бегают по площадке

По сигналу нет ветра, садиться на корточки

Карточка №6

Наблюдение за березой

Цель: расширить знание детей о березе

Ход наблюдения

Ребята, давайте встанем в кружок и посмотрим на небо.

Вопросы: Что Вы можете про него сказать?

 Есть ли на небе облака?

Сегодня холодно или тепло? А есть на небе солнышко?

Почему на улице тепло? (солнышко светит ярко, и поэтому на улице тепло).

-А ветер есть?

Как Вы догадались? (ответы детей: облака плывут медленно, деревья сильно не наклоняются).

Худ.слово

Ствол белеет,
шапочка зеленеет, 
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки.
  (Береза, ответы детей)

-Верно, в загадке говорится о березе.

Вопросы:

 Кто знает, как ласково называют березку (ответы детей: белоствольная красавица).

-Чем береза отличается от других деревьев? (белый ствол).

-Посмотрите на почки березы. Что с ними произошло?

Они большие или маленькие?

Что скоро из них появится? (листочки).

-Вам нравится березка? 

Пояснение: Березу очень любит наш народ. Она является символом России. Она красивая, нарядная Послушайте одно стихотворение

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

-Ребята потрогайте, погладьте ствол березы. Какой он? А какие веточки березы? Правильно, длинные, тонкие.

-Березу любят не только за красоту, она приносит огромную пользу. . Листья сушат для чая, который укрепляет здоровье. Полезными являются сок и почки. Кто-нибудь из Вас пробовал березовый сок? Сок очень вкусный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево.

Вопросы на закрепление:

-о чем говорили?

-что нового узнали?

Дидактическая игра:

Мы берёзку посадили,                        Выпрямиться, стоя за столом.

Мы водой её полили,                           Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.

И берёзка подросла,                            Потянуть руки вверх.

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила                         Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила.                          Поклоны головой сесть.

Карточка №7  Наблюдение за погодой (ветер)

Цель: расширить знание детей о еле

Худ слово

Подвожу детей к ели, обращаю внимание на ее стройность, зеленый наряд.

Загадываю детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Вопросы: 

-Что это за дерево, кто знает?

-Почему думаете, что елка?

-Давайте поздороваемся с елочкой.

-Какая она: большая или маленькая, высокая или низкая, старая или молодая?

-Какого она цвета?

-Что есть у елки?

-Какой у нее ствол: толстый или тонкий, какого цвета?

-Какие ветви, как они расположены? Покажите.

-А есть ли у нее листья? Покажите их.

-Как они называются? Иголочки, хвоинки.

-Какие у ели иголочки, хвоинки? Маленькие, острые, колючие …

-А что еще бывает на елочке? Шишки.

-А есть ли на нашей елки шишки? Почему их нет? Она маленькая.

-Нравится ли вам наша елка? Чем?

Физминутка «Деревья»

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад

Вопросы на закрепление: о чем говорили?

Карточка № 8  Наблюдение за бабочкой

Цель: расширить знания детей о бабочке

Ход наблюдения:

Она ярка, красива. 

Изящна, легкокрыла. 

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка) .

Вопросы

Расскажите, как выглядит бабочка?

Как передвигается она? 

Чем питается бабочка? 

Как вы думаете, есть ли у бабочки враги? 

На что похожи бабочки? 

Рассказ о бабочках. 

Бабочки бывают разными: желтые лимонницы, темно-красные крапивницы, белые капустницы. У них две пары крыльев, покрытые мелкими чешуйками. Так же чешуйками и ворсинками покрыто тело. У бабочки большие глаза и маленькие усики. А прозрачный хоботок бабочки ее рот, он спирально свернутый. Бабочки питаются нектаром, который собирают с цветов. У них есть враги – птицы и пауки.Бабочки похожи на цветы. Про них написали много стихов.

Худ слово

 Вот послушайте одно из них. 

Звенят ручьи в апреле, 

Ласкает солнце нас. 

На луг мы прилетели

И здесь танцуем вальс. 

Мы крылышки расправим –

Красив на них узор. 

Мы кружимся, порхаем –

Какой кругом простор! 

Подвижная игра: «бабочки на лугу»

Карточка №9  Наблюдение за одуванчиком

Цель: расширить знания детей об одуванчике

Ход наблюдения:

Худ слово.

Девочки и мальчики!

Не рвите одуванчики!

Среди домов, среди машин -

Веселый, луговой

Схватить в ладошку не спеши -

Цветок, как ты, живой!

Пояснение:Ребята, я предлагаю вам полюбоваться цветочной поляной. На этой поляне растут одуванчики. Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной он увидел солнышко, пожелтел и очень подружился с солнышком. Как только небо затянет тучами, одуванчик закроет свой цветочек.

Худ.слово    

 Я цветочек желтенький

 С зеленым стебельком

 Раскроюсь утром ранним

 Закроюсь вечерком.

Вопросы:

- О каком цветочке я прочитала стихотворение? ( Об одуванчике )

- На что похож одуванчик? ( На солнышко )

Пояснение:Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травой показались на свет и желтые цветы - одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются. Рассмотреть с детьми строение одуванчика (корень, стебель, листья, цветок)

- Какого цвета листья?

- Какой цвет у цветочка?

- Почему одуванчики надевают белые пушистые шапочки? ( Созревают семена)

 пояснение: Верно, ребята, неделю назад были только желтые цветочки, а сейчас уже созрели семена, и ждут когда подует ветер и разнесет их по полям и лугам.

Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»
Одуванчик вырос на поляне, Соединить руки, изображая «бутон».
Утром весенним раскрыл лепестки. Раскрыть руки, разжать пальцы.
В ритм словам раздвигать и соединять пальцы.

Всем лепесткам красоту и питание.
Дружно дают под землей корешки! Соединить руки тыльными

сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками».
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки. Плотно сжать переплетенные пальцы.
Тихо засыпают, головки опускают. Положить руки на колени.
Одуванчики «живые», им больно, когда на них наступают ногами и рвут.

Карточка №10  Наблюдение за божьей коровкой

Цель: расширить знания детей о божьей коровке

Худ слово Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку. Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!

Загадка:Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,А на ней кружочки —

Черненькие точки. (Божья коровка.)

     Вопросы:

    -Как выглядит божья коровка?

-Как она передвигается?

-На кого охотятся божьи коровки?

-Где они живут?

-Какую пользу приносят божьи коровки?

-Как вы узнаете, что это насекомое и есть божья коровка? (у нее есть черные пятна)

-Опишите божью коровку. Какая она? (Красивая, воздушная, изящная, яркая)

-Как она передвигается? (летает и ползает на лапках)

-Где и когда вы видели божью коровку? (в лесу, в поле, на огороде)

-На кого охотятся божьи коровки? (листьями и мелкими насекомыми – тля)

-Где они живут? (на листве)

-Какую пользу приносят божьи коровки? (поедают тлю на огороде)

-Где зимуют? (под сухой листвой и травой)

Пояснение: Окраска божьей коровки – предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобны.

Вопросы на закрепление: о чем говори?

-что нового узнали?

Пальчиковая гимнастика Божьи коровки.
Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений за погодой

В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...

Календарь наблюдения за погодой в младшей и средней группе

Календарь наблюдения за погодой в младшей и средней группе, выполненный из фетра своими руками....

Картотека наблюдений за погодой.

Данный подборка включает в себя материал для плодотворного проведения прогулки с детьми раннего возраста....

календарь наблюдения за погодой

календарь наблюдения за погодой...

Сообщение для педсовета «Переносная лаборатория «Наблюдение за погодой», применение в детском саду»

Применеие а адаптация лабороторного оборудования в детском саду.   Знакомство и систематизация имеющихся у детей знаний, относящихся к понятию «погода»...

Календарь наблюдений за погодой

В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное...