Тема : "Природа вокруг нас".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное и речевое развитие.

Тема: «Природа вокруг нас» (игра-викторина)

Образовательная область: познавательное  развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное и физическое развитие.

Цель: закрепить знания, умения и навыки о природном многообразии, полученные в ходе ОД и совместной деятельности в течении года.

Задачи:

Образовательные:  формировать устойчивый интерес к природе; систематизировать и уточнять знания детей о природе ; упражнять детей в умении объяснять значения фразеологизмов и в умении классифицировать предметы по определенному признаку, выделяя лишний предмет; закреплять навыки безопасного поведения в природе.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие; развивать умение использовать разные использовать, разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания и умение согласовывать слова в предложении; развивать сообразительность, находчивость и двигательную активность сочетая речь с движением, развивать звукопроизношение и выразительность рассказывания стихотворений; развивать умение считать в пределах  10.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и чувство благодарности за окружающее природное многообразие; воспитывать чувств уверенности и желание принимать участие в совместной командной деятельности.

Методы и приемы:

Наглядный: демонстрация наглядного материала ,слайдов.

Словесный : беседа, вопросы, уничтожение, обобщение, поощрение, худ.слово.

Игровой : дидактическая игра.

Оздоровительный: физминутка.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание книг, энциклопедий, наглядного дидактического материала, открыток, плакатов и иллюстраций; чтение стихов и рассказов о природе; беседы с детьми на темы «Правила поведения в природе», «Экология родного края» и другие, отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых,  птицах, и другие; тематическая беседа о временах года;  просмотр познавательных мультфильмов («Уроки тётушки Совы») презентаций о животном и растительном мире; проведение игровых упражнений и дидактических игр, музыкально-ритмической игры  «Зверобика»; рисование и лепка птиц и животных, объяснение фразеологизмов, заучивание физ.минутки и девизов.

Словарная работа:

Активный словарь: природа, растения, деревья , листочки ,животные, насекомые, цветы, конкурс, команда.

Пассивный: викторина, фразеологизм, девиз, сообщества, красная книга.

Индивидуальная работа: закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; способствовать проявлению уверенности во время выступления ; формировать умение следовать за своей осанкой в разных видах деятельности.

Материалы и оборудование : аудиозапись «Звуки природы», игровое поле со стрелкой; эмблемы команд «Умники», «Умницы», дидактическая  игра «Береги живое»; разные картинки  «Природные сообщества»  (из н.л. игры «Лужок»); иллюстрации деревьев и соответствующие листочки; 2 мольберта , магниты, презентация слайдов для игры «Четвертый лишний»; мяч, картинки цветов; медали, цветок.

Взаимодействие с родителями: консультация «Прогулки в природу»;

Ширма: Организация семейного отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_vokrug_nas.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»

г. Рубцовска Алтайского края

658213,  г.Рубцовск, пр.Ленина, 37

тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru

сайт: ds36.educrub.ru

Конспект

образовательной  деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

на тему «Природа вокруг нас»

в старшей группе

Подготовила:

воспитатель

Бобко О.В.

2021г

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное и речевое развитие.

Тема: «Природа вокруг нас» (игра-викторина)

Образовательная область: познавательное  развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное и физическое развитие.

Цель: закрепить знания, умения и навыки о природном многообразии, полученные в ходе ОД и совместной деятельности в течении года.

Задачи:

Образовательные:  формировать устойчивый интерес к природе; систематизировать и уточнять знания детей о природе ; упражнять детей в умении объяснять значения фразеологизмов и в умении классифицировать предметы по определенному признаку, выделяя лишний предмет; закреплять навыки безопасного поведения в природе.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие; развивать умение использовать разные использовать, разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания и умение согласовывать слова в предложении; развивать сообразительность, находчивость и двигательную активность сочетая речь с движением, развивать звукопроизношение и выразительность рассказывания стихотворений; развивать умение считать в пределах  10.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и чувство благодарности за окружающее природное многообразие; воспитывать чувств уверенности и желание принимать участие в совместной командной деятельности.

Методы и приемы:

Наглядный: демонстрация наглядного материала ,слайдов.

Словесный : беседа, вопросы, уничтожение, обобщение, поощрение, худ.слово.

Игровой : дидактическая игра.

Оздоровительный: физминутка.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание книг, энциклопедий, наглядного дидактического материала, открыток, плакатов и иллюстраций; чтение стихов и рассказов о природе; беседы с детьми на темы «Правила поведения в природе», «Экология родного края» и другие, отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых,  птицах, и другие; тематическая беседа о временах года;  просмотр познавательных мультфильмов («Уроки тётушки Совы») презентаций о животном и растительном мире; проведение игровых упражнений и дидактических игр, музыкально-ритмической игры  «Зверобика»; рисование и лепка птиц и животных, объяснение фразеологизмов, заучивание физ.минутки и девизов.

Словарная работа:

Активный словарь: природа, растения, деревья , листочки ,животные, насекомые, цветы, конкурс, команда.

Пассивный: викторина, фразеологизм, девиз, сообщества, красная книга.

Индивидуальная работа: закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; способствовать проявлению уверенности во время выступления ; формировать умение следовать за своей осанкой в разных видах деятельности.

Материалы и оборудование : аудиозапись «Звуки природы», игровое поле со стрелкой; эмблемы команд «Умники», «Умницы», дидактическая  игра «Береги живое»; разные картинки  «Природные сообщества»  (из н.л. игры «Лужок»); иллюстрации деревьев и соответствующие листочки; 2 мольберта , магниты, презентация слайдов для игры «Четвертый лишний»; мяч, картинки цветов; медали, цветок.

Взаимодействие с родителями: консультация «Прогулки в природу»;

Ширма: Организация семейного отдыха.

Организационная часть

Цель: создание положительного настроя на образовательную деятельность и формирование мотивации.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети приходят.

Ответы детей.

Д: «Да, согласны.»

                                             

Р. Называет данный месяц.

Р: «Воздух»

Д. представляют свои команды, говоря девиз.

        

-Ребята, проходите. Что за звуки вы слышите?

-Верно. Много тайн и загадок скрывает от нас природа, но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны. А давайте сегодня узнаем  на сколько хорошо вы знаете природу, согласны?

-Тогда предлагаю начать нашу игру-викторину.

«Природа вокруг нас» А в качестве жюри будут наши гости.

«Приготовьтесь-ка заранее,

Мы начнем соревнование.

Две команды будут здесь,

Команда «Умников» и «Умниц» есть!

-Девочки, занимайте место в своей команде, а мальчишке в своей. Участники встаньте напротив друг друга.

-Капитаном команды «Умники» сейчас станет тот, кто быстро данный месяц назовёт?

-А капитаном команды «Умницы» станет та, кто ответит : «Без чего нам жить нельзя?»

-Верно, это воздух.

-Итак, сейчас во главе с капитанами скажите свои девизы для представления команды.

1 команды «Умники», пожалуйста, ваш девиз.

Девиз: «Беречь поля, леса и реки, чтобы сохранилось все навеки»

-Молодцы!

2 команда «Умницы» ваш девиз.

Девиз: «Будем природу любить, оберегать,

Будем взрослым в этом помогать.»

-Отлично, спасибо.

-А сейчас начинаем наши конкурсные соревнования, будьте внимательны и сообразительны.

 

Звучит аудиозапись «Звуки природы»

 

Основная   часть.

Цель: закрепление знаний о природном многообразии растительного и животного мира.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Д. проходят и рассаживаются на стулья.

Д. вращают «барабан» и отвечают на вопросы по очереди.

Индивидуальные ответы.

Д. проходят по кочкам.

Хоровой ответ «Дерево!»

Ответы детей.

Д. рассматривают иллюстрации.  

Дети подбирают соответствующие листочки к деревьям и называют деревья. Хоровые ответы.

Д. рассматривают цветы и отгадывают названия.

Д. считают и отвечают.  

Д. выходят на ковер и выполняют движения согласно тексту со словесным сопровождением.

Д. проходят и рассаживаются на стулья.

Участники индивидуально в команде выделяют лишний предмет и объясняют сой выбор.

Участники по очереди берут цветок и хором называют «Ласковые словечки»

Д. встают в круг.

Капитаны команд объясняют выражения.

Участники присаживаются за стол.

Д. рассматривают, подбирают знак и рассказывают правило поведения.

Д. выходят на ковёр.

Ответы детей.

Дети высказывают своё мнение.

-Проходите на стульчики и рассаживайтесь участники в свои команды. Сядьте правильно.

-Итак, а вот и первое конкурсное задание:

1 «Разминка» или «Вопрос-ответ»

Цель: уточнение и обобщение знаний .

-Участникам команды нужно как можно больше правильных ответов на вопросы, вращая барабан и выбирая номер вопроса по очереди.

-На вопросы отвечаем, не подсказывая участникам другой команды.

Индивидуальные вопросы.

1)Назовите данное время года. (Весна)

2)Как называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)

3)Муха, комар, бабочка - кто это ?( Насекомые)

4) Какое животное носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха)

5)Как называют птиц, которые улетают зимой в теплые края? (Перелетные)

6)Карась, щука, сом  - кто это? (Рыбы)

7)У какого дерева ствол белый? (Береза)

8)Как называется дом муравьев?( Муравейник)

-Молодцы, участники команд справились с конкурсом!

-Ребята, пока жюри подводит итог, мы пройдём по кочкам ко второму заданию.

-Отгадайте загадку:

«Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.»

-Верно, дерево. Ребята, а где растут деревья?

-А как называются низкорослые, кустистые деревья?

-Правильно, кустарники. Посмотрите на мольберты, где размещены иллюстрации деревьев и кустарников.

-Команды, представьте, что мы в лесу.

-Ребята, перед вами 2 мольберта с изображением деревьев. Каждой команде нужно выбрать соответствующие веточки с листочками и прикрепить к деревьям. Итак, этот мольберт  для команды «Умницы», а этот для команды «Умницы». Выбирайте , пожалуйста веточки и прикрепляйте.

-Назовите деревья, ребята.

-Молодцы, справились обе команды.

-Ребята, посмотрите,  на лужайке выросли цветы.

-Какие цветы вы видите?  Как одним словом они называются?

-Верно, садовые. Назовите эти цветы, отгадывая их.

-Отлично все цветочки отгадали. А эти цветы занесены в красную книгу?

Игра «Сосчитай цветочки»; Цель : закрепление счёта в пределах 10.        

-А сейчас участникам команд нужно сосчитать и правильно ответить.

-Команда «Умницы» посчитайте, сколько всего ромашек и васильков выросло на лужайке.

-А ваша команда, сосчитайте, сколько одуванчиков и маков выросло?

-Отлично потрудились и обе команды сосчитали правильно. Пока жюри подводит итоги, мы немного отдохнем.

-Выходите на ковёр.

Физкультминутка.

Цель: снятие мышечного напряжения.

«Вместе по лесу идём,

Вместе по лесу идём,(шаг на месте)

Не бежим, не отстаем (бег на месте)

Вот выходим мы на луг (шаг на месте)

Тысяча цветов вокруг! (руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Одуванчик и цветок. (указывают пальцем)

Расстилается ковер и направо, и налево (наклоны)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули (руки вверх тянем)

Отдохнуть мы все успели,

И на место снова сели!» (садятся на стулья)

-А сейчас участникам команд я предлагаю присесть на стулья для выполнения следующего конкурсного задания.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения классифицировать предметы по определённому признаку, выделяя лишний предмет.

-Итак, участникам каждой команды предлагаю определить лишнее изображение на слайдах. Каждый участник индивидуально должен объяснить свой выбор, т.е. почему вы так считаете полным ответом.

-Команда «Умники» внимание на экран!

-Отлично справились!

-А сейчас команда «Умницы» ваш выбор!

-Правильно, девочки, молодцы!        

-Вижу, что участники обеих команд знают и любят природу. А если мы что-то любим, то называем ласково.

-Следующий конкурс «Ласковые словечки»

Цель: закрепление употребления уменьшительно-ласкательных существительных.

-Сейчас по очереди каждой команде буду называть слово, а ваша команда будет хором называть это слово ласково.

-Команда «Умницы» : ручей, дождь, солнце, цветок, лужа, проталина. Отлично!

-Команда «Умники» : трава, птица, капля, почка, гнездо, паук.

-Пока жюри подводит итоги, предлагаю сем участникам поиграть в игру «Фразеологический зоопарк»

Цель: развитие образного мышления и умения подбирать сравнения к прилагательным.

-Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, а вам нужно подобрать существительное и бросить мяч обратно. Помните, что эти выражения определяют характер животного и употребляют по отношению к человеку.

1-Хитрая, как…(Лиса)

2- Трусливый, как…(Заяц)

3- Упрямый, как…(Осёл)

4-Грязный, как…(Свинья)

5-Колючий, как…(ёж)

6-Голодный, как…(Волк)

7-Здоровый, как…(Бык)

8-Изворотливый, как…(Уж)

 -Неуклюжий, как…(Медведь)

-Молодцы, участники, справились с заданием.

-А сейчас конкурс «Объяснялки» - конкурс для капитанов.

-Капитанам команд нужно объяснить смысл выражения .Капитану команды «Умники»  выражение

-«Волка ноги кормят» (Волк не стережет добычу, а догоняет её, чтобы прокормиться, добывает себе пищу, не сидит на месте.)

-Капитан команды «Умницы»  объясните смысл выражения- «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» (Не стоит браться сразу за несколько дел, а то будет  мало толку. Сначала сделай одно дело, а потом берись за другое.)

-Отлично справились капитаны команд.

-Осталось последнее конкурсное задание. Проходите за столы и рассаживайтесь. Я надеюсь, что все участники команд знают, как себя нужно вести, чтобы не навредить природе. Конкурс «Береги живое».

-Ребята, рассмотрите внимательно карточки с изображением правил поведения.

-Кто может рассказать в стихах правило, пожалуйста.

… «У леса  музыка своя…

Её послушайте, друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!»

… «Без взрослых с огнём развлекаться опасно-

Закончиться может забава ужасно.

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костёр разжигать не годится!

… «Ты в лесу всего лишь гость

Твои друзья и дуб, и лось!

…Вы в поход пришли,  ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться,  и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу,  чужой,

Заберём его с собой!

-Спасибо. Вы правильно сформулировали правила поведения, а знаки вам помогли. Проходите на ковёр.

 

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов.

-Молодцы, участники обеих команд справились со всеми заданиями. Трудными они были для вас?

-Что было особенно интересным?

-Давайте с помощью разрезных картинок вспомним, о каких природных сообществах мы говорили. Соберите, их в целую картинку и догадайтесь!

-Замечательно, это лес  и луг, верно.

-А о каких сообществах вы бы хотели побеседовать в другой раз?

-Хорошо, побеседуем. А сейчас слово предоставляется жюри…

-Спасибо, всем за работу.

 

 

П. следит за осанкой.

П. обращает внимание

на игровое поле на столе.

П. проходит с детьми по кочкам.

П. обращает внимание на мольберты.

П. обращает внимание на мольберты с деревьями.

П. обращает внимание на цветы.

Звучит аудиозапись «Звуки природы»

П. следит за осанкой.

П. обращает внимание на изображения на TV в слайдовой презентации.

П.  передает цветок по очереди участникам команд.

П. бросает мяч.

П. следит за осанкой.

Жюри награждает команды медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «ПРИРОДА – вокруг нас». Автор опыта: Шебанова Елена Викторовна воспитатель МБДОУ № 11 «Ромашка»

ТЕМА: «ПРИРОДА – вокруг нас».Автор опыта:  Шебанова Елена Викторовнавоспитатель МБДОУ № 11 «Ромашка»Содержание :Введение1.         «Природа – природа...

Экологическая викторина на тему: « Природа вокруг нас»

 обобщение  знаний детей о растительном    мире нашего края...

Анкета к викторине на тему "Природа вокруг нас"

В год экологии очень актуальны темы о природе, данный материал закрепит ране полученные знания у детей....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас»....

Планирование воспитательно – образовательной работы на неделю Тема: «Природа вокруг нас. Зимовье друзей». средняя группа

Планирование  воспитательно – образовательной работы на неделю Тема: «Природа вокруг нас. Зимовье друзей». средняя группа...

Проект в старшей группе на тему "Природа вокруг нас"

Данный проект направлен на изучение природы родного края, совершенствование навыков и умений проектирования, активизацию исследовательской, познавательной и творческой деятельности воспитанников....