Природоведческие дидактические игры средняя группа
картотека по окружающему миру

Природоведческие дидактические игры средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedcheskie_didakticheskie_igry_srednya.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

«Вершки-корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).

Материал: муляжи овощей или предметные картинки «Овощи».

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Ход игры.

Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь! » Дети отвечают: «Корешки», «Помидор! » - «Вершки». «Лук! » - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Усложнение. Воспитатель говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

«Кто что любит».

Цель. Закреплять представление детей о домашних и диких животных.

Материал. Игрушки – домашние или дикие животные, карточки с изображением корма.

Игровое действие. Накормить животное.

Игровые правила. Накормить животных, правильно подобрав корм.

Ход игры.

На столь игрушки – домашние или дикие животные. Воспитатель просит детей помочь накормить их. Дети открывают коробочки с картинками – корм, определяют их содержимое. Затем называют животного и кормят его (кладут картинку перед нужным животным). Если корм подобран не правильно, то животное отворачивается.

Картинки подобраны следующим образом:

1. Морковь, капуста – для кролика; зерно – для курицы; молоко – для кошки; кусочек мяса – для собаки; сено и трава – для коровы; овёс – для лошади.

2. Куст – для зайца; корешки и червяки – для ежа; рыба и малина – для медведя; грибы и орешки – для белочки; зерно – для мышки.

Усложнение. Выбирать среди детей водящего, который будет определять правильно ли подобран корм.

«Найди домик»

Цель: упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).

Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.

Игровое действие. Положить карточку с изображением животного на соответствующее его типу питания поле.

Игровое правило. За ошибку выдается штрафная фишка.

Ход игры.

Дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто меньше наберет штрафных фишек.

Усложнение. Дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания.

«Лес – дом для животных»

Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: первый — травянистый покров, второй — кустарники, третий — лиственные деревья, четвертый — хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных лесных обитателей: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Игровое действие. Расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания.

Игровое правило. Выигрывает тот, кто допустит меньше всего ошибок.

Ход игры.

Играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.

«Мир вокруг тебя»

Цель: развитие познавательных мотивов, интереса к окружающей среде.

Материал: карточки с изображением явлений и объектов природы.

Игровое действие: сложить круг из карточек в определенной последовательности.

Игровое правило: объяснить круговорот явлений в природе.

Ход игры.

Сложить круг из карточек, соединяя их в определенной последовательности (например, капля воды падает на землю, получаются лужи, затем вода испаряется, пар поднимается вверх, образуя облака, затем облака – в тучи и снова идет дождь).

Усложнение: взрослый складывает круг неправильно, предлагает ребенку исправить и объяснить ошибки

"Съедобное - несъедобное"

Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.

Материал: мяч.

Игровое действие. Поймать мяч.

Игровое правило. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

Ход игры.

Водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

Усложнение. Поймавший мяч игрок, в свою очередь, тоже называет предмет и бросает водящему, или игра проводится без водящего, все игроки называют предметы и бросают мяч. (стоят в круге).

"Летает, плавает, бегает"

Цель. Закреплять знание способов передвижения объектов живой природы.

Материал: мяч.

Игровое действие. Ловить и бросать мяч.

Игровое правило. Выигрывает тот, кто сделает меньше всех ошибок.

Ход игры.

 Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".

«Что лишнее?»

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

«Насекомые»

  Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

  Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.  Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.

«Живая и неживая природа»

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

   Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

«Природа и человек»

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой.

Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, Средняя группа

Учить детей различать оттенки основных цветов...

Дидактические игры. Средняя группа.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42»Перспективное планирование дидактических игрв средней группе. Сентябрь           Декабр...

«Знакомство с окружающим миром через дидактические игры» (средняя группа)

Познакомить родителей с различными дидактическими играми, направленные на знакомство с окружающим миром....

Музыкально – дидактические игры (Средняя группа)

Музыкально – дидактические игры (Средняя группа)...

Дидактическая игра средняя группа «Волшебные превращения»

Дидактическая игра средняя группа «Волшебные превращения»...

Дидактические игры. Средняя группа

Дидактические игры  в средней группе детского сада...

Музыкально-дидактические игры средняя группа

laquo;ДЯТЕЛ», «ЭХО»Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.Игровая задача: Уметь различать (определять и воспроизводить) ритм.Игровые правила: Правильно повторять ритм...