Конспект НОД «История железнодорожного транспорта»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Панкрушина Татьяна Сергеевна

Конспект НОД по технологии «Путешествие по «реке времени» для детей 5-6 лет раздел программы «Познавательное развитие» Тема 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_istoriya_zhd_transporta_po_reke_vremeni.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по технологии «Путешествие по «реке времени» для детей 5-6 лет

раздел программы «Познавательное развитие»

Тема «История железнодорожного транспорта»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: создать условия для ознакомления детей с историей развития железнодорожного транспорта в России на основе технологии «Путешествие по «реке времени»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с историей создания железнодорожного транспорта, закрепить названия различных видов железнодорожного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта; закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорта изобретен для удобства перемещения;

Воспитательные: воспитывать любознательность; воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира; уважение к труду людей, работающих на железнодорожном транспорте;

Развивающие: развивать познавательно-исследовательскую активность (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии; развивать социальные навыки – умение договариваться, учитывать мнение других детей;

Речевые: совершенствовать диалогическую речь, монологическую речь, обогащать словарь составными словами паро-воз, тепло-воз, электро-воз.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением разных видов железнодорожного транспорта (паровоз, тепловоз, электровоз, карта Российских железных дорог.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций, ситуативный разговор, динамическая пауза, рефлексия.

Оборудование: магнитофонная запись (шум транспорта, будущего), мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: картинки с изображением разных видов железнодорожного транспорта, пособие-панно «Река времени», предметные картинки «Древность», «Старина», «Наше время» и «Будущее время», презентация «История железнодорожного транспорта»

Методы повышения познавательной активности:

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
  • Сравнение.
  • Метод вопросов.
  • Решение логических задач.
  • Методы повышения эмоциональной активности
  • Игровые и воображаемые ситуации.
  • Сюрпризный момент.
  • Элементы творчества и новизны.

Методы обучения и развития творчества

  • Эмоциональная насыщенность.
  • Мотивирование детской деятельности.
  • Исследование предметов и их функций (обследование).
  • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
  • Игровые приемы.
  • Неясные знания (догадки).
  • Предположения (гипотезы).

Использование образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, смена видов деятельности, элементы музыкотерапии.

Личностно-ориентированная технология с опорой на личный опыт детей и личное информационное пространство.

Интерактивная технология с включением беседы, дискуссии, практическая работа с обсуждением, ТРИЗ, просмотр и обсуждение презентации.

Социоигровые технологии: деление на группы, действие сообща в соответствии с поставленной задачей.

Ход НОД

Дети входят в группу

Здравствуй, правая рука (протягиваем вперёд правую руку) 

Здравствуй, левая рука (протягиваем вперёд левую руку) 

Здравствуй, друг (берёмся правой рукой правого соседа) 

Здравствуй, друг (берёмся левой рукой левого соседа) 

Здравствуй, здравствуй, дружный круг (качаем руками внизу).

Посмотрите вы на нас! (вращаем моторчики перед грудью)

Мы - ребята, суперкласс! (вытягиваем кулачки вперёд большие пальцы вверх)

Ребята, кто мне скажет, в какой стране мы с вами живём? (Россия)

Верно. Наша страна Россия велика и необъятна (обращает внимание на карту России).

А как вы думаете, на каких видах транспорта можно передвигаться по России? (раздаётся шум, звуки различного транспорта) (На автобусе, самолёте, корабле)

Отлично! А может вы знаете какие-либо сказочные необыкновенные виды транспорта? Ведь они могут помочь нам с вами побывать и в прошлом, и в настоящем, может даже заглянуть в будущее? (русская печь Емели, ковёр-самолёт, ступа бабы Яги, сапоги-скороходы, карета из тыквы, машина времени).

Ну что ж, давайте отправимся в путешествие, а на каком транспорте будем передвигаться, вы поймете, отгадав загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились.

И помчались – путь далёк!

Лишь оставили дымок! (Поезд)

Верно ребята, это поезд – железнодорожный транспорт.

Ну что ж, сегодня мы отправимся в далёкое путешествие по реке времени на поезде времени (обращает внимание на «реку времени»). Из окошек поезда времени мы узнаем и увидим, как выглядел железнодорожный транспорт более 200 лет назад в «Древность», «Старину» и каким он стал сейчас в «Настоящее время» и пофантазируем каким станет в «Будущем времени».

Ребята, а как вы думаете, для чего нужен железнодорожный транспорт? (Передвигаться людям, перевозить грузы)

Благодаря уму, таланту и фантазии человека была создана такая чудо-техника как железнодорожный транспорт! Скажите, откуда начинается путешествие по железной дороге?

Интерактивная игра-презентация «Что сначала, что потом» (Задача – определить правильную последовательность совершения поездки на поезде, выстроить алгоритм действий при помощи картинок: вокзал, билетная касса, перрон, вагон).

Молодцы, вот ваши билеты на поезд! Ой ребята, билеты не простые, а с математическими заданиями. Каков будет ответ, таким будет и номер вашего места в поезде времени.

Ребята, занимайте своё место согласно купленному билету!

Итак, мы сели в вагон и готовы к путешествию. Но кто же будет управлять поездом? (Машинист).

Так как путешествие у нас с вами необычное, то машинистом сегодня буду я (Воспитатель надевает головной убор машиниста). И так, в путь!

Раздаётся гудок отправления, едем, звучит песенка-сопровождение, объявление первой станции

Первая станция «Древность» События, которые происходили 200 лет назад.

Ребята, кто из вас знает, как в России человек перевозил грузы и ездил сам, когда поездов еще не было?

По рекам передвигались на баржах – это была речная переправа (на слайде представлена баржа с людьми и грузами)

А по дорогам грузы перевозили гужевым транспортом на лошадях (на слайде представлены лошади с грузовой телегой).

Таким образом перевозить грузы было очень неудобно. Лошади ехали медленно, им было тяжело, они быстро уставали, да и груза могли везти совсем немного.

Люди понимали, что надо улучшать пути передвижения.

Ребята, как думаете, что изображено на экране? (на экране представлена карта Российских железных дорог, дети рассматривают).

Это большая железная дорога, которая соединяла разные города нашей страны.

И вскоре изобретатели отец и сын Черепановы (их портреты) придумали первый паровоз – паровую самоходную машину, которую назвали локомотив. Ещё их локомотив называли «Сухопутный пароход», он ездил по рельсам из чугуна.

Первый паровоз был неуклюжим на четырёх колёсах, с длинной трубой, как шея жирафа. Ходил он по рельсам очень проворно и мог тащить за собой тяжёлый груз. Позже они создали ещё около 20 различных паровых машин.

Этот паровоз был очень шумным и выпускал много дыма. Люди боялись его и отказывались ездить.

Такие события происходили в древности. А нам пора в путь!

Раздаётся гудок отправления, едем, звучит песенка-сопровождение, объявление второй станции

Вторая станция «Старина» События, которые происходили 100 лет назад.

Железная дорога (однопутная и многопутная) появилась почти во всех местах России.

Строились железнодорожные станции и вокзалы, появились более мощные паровозы (рассматривают паровоз).

Вел паровоз машинист, а помогал ему кочегар, который во время всего пути кидал в печку паровоза дрова или уголь. От кипения воды в огромном котле получался пар.

Такой паровоз мог везти много разных вагонов. Это открытые и крытые вагоны, пассажирские одноэтажные и даже двухэтажные вагоны.

Одно было плохо, такие паровозы были очень шумными. А машинист, и кочегар к концу поездки были черными от сажи. (фото)

Теперь мы переходим на поляну практических опытов. Здесь вы можете стать самыми настоящими изобретателями паровозов. Давайте разделимся, первая команда сможет сконструировать паровоз из строительного материала по данной схеме, вот вам детали деревянного конструктора. А вторая команда сможет сконструировать вагоны по другой схеме, вот вам детали конструктора lego duplo.

Помните, что работать нужно быстро и дружно, тогда задание будет выполнено правильно.

События, которые происходили 70 лет назад.

Кто знает, как называется этот вид железнодорожного транспорта? (рассматривают тепловоз)

На смену паровозам пришли более экономичные тепловозы.

Вместо паровых двигателей стали использовать дизель-моторы. Они работают на жидком дизельном топливе, которое находится в больших баках. Такой мотор вырабатывает тепло, и тепловоз движется. Тепловоз был очень мощный.

Такие тепловозы (ТЭП80) работают на железной дороге до сих пор. Ведёт их машинист.

Раздаётся гудок отправления, едем, звучит песенка-сопровождение, объявление третьей станции

Третья станция «Наше время»

А здесь представлен Электровоз (рассматривают электровоз)

Подумайте и скажите, что приводит в движение эту машину? (ответы детей)

Электровозы – теперь самые главные на железнодорожных путях. Они движутся по рельсам благодаря электрическому току, и другого топлива им не нужно. Локомотив соединяется с высоковольтными проводами токосъемниками, похожими на рога (картинка). К тому же с каждым годом они учатся бегать все быстрее.

На сегодня уже появились современные сверхскоростные электропоезда «Сапсан», «Ласточка». В таких поездах пассажиры едут быстро и удобно. Обслуживают электропоезда машинист и помощник машиниста.

Раздаётся гудок отправления, звучит музыка будущего – поезд времени

Четвёртая станция «Будущее время»

Посмотрите, где мы очутились? (В будущем!)

Как вы догадались? (Необычные дома, поезда в небе)

Ребята, уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры разрабатывают:

  • поезда будущего, которые не загрязняют воздух и движутся от солнечных батарей;
  • поезда-амфибии, которые могут ездить и по рельсам и плавать по воде, а во время плавания колёса убираются и поезд превращается в катер;
  • поезда, движущиеся по монорельсам на магнитной подушке уже тоже не фантастика;
  • летающие сверхскоростные поезда, которые вести, возможно, будет компьютер.

Такие поезда представляют на выставках, они уже проходят первые испытания.

Пройдёт немного времени, и мир железнодорожного транспорта изменится.

Ребята, мы сегодня совершили большое путешествие на поезде времени и узнали историю появления железнодорожного транспорта. И я предлагаю вам полученные знания перенести на макет «Река времени» (дети подходят к «реке времени» и располагают в правильной последовательности транспорт)

Рефлексия. А теперь наше путешествие подошло к концу, и я предлагаю воспользоваться вам весёлыми смайликами. Прикрепите свой смайлик возле той картинки на «реке времени», рассказ о которой вам больше всего понравился и запомнился!

Я надеюсь, вы расскажите своим друзьям и родителям где мы сегодня были и что нового узнали.

Возвращаются на вокзал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как ездили и ездят люди" (история железнодорожного транспорта)

Совместная работа с родитеями воспитанников по формированию представления у детей  появления и эволюции железнодорожного транспорта, воспитания интереса к истории своей родной страны, к технике....

Экскурсия на железнодорожную станцию .Знакомство с профессиям, задействованными на железнодорожном транспорте

Опыт  работы показывает, что экскурсией можно заменить несколько занятий по разным видам деятельности, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания ...

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях "Железная дорога – зона повышенной опасности!"...

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях. 2018 - 2019

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях...

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях "Железная дорога – зона повышенной опасности!"

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях"Железная дорога – зона повышенной опасности!"  Дети и подростки, которы...

Конспект занятия «История создания транспорта»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения транспорта, различными видами транспорта....

Консультация для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях " БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЯТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ!"

Консультация для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях " БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЯТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ!"...