Окружающий мир. Познавательная викторина в подготовительной группе “ВЕСНА НАСТУПИЛА”
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Семехина Олеся Александровна
Окружающий мир 
Познавательная викторина
В подготовительной группе
“ВЕСНА НАСТУПИЛА”
 Цель: 
Обощить и систематизироватьз знания и представления о весне, весенних явлениях в живой и неживой природе.
      Задачи:
 
Обучающие:
Систематизировать и обобщать знания и представления о весне.
Повысить интерес к окружающему миру, расширить кругозор.
Обучать связной по смыслу и грамматически правильной речи.
Формировать уменя определять время года, опираясь на характерные признаки, называть весенние, зимние, летние, осенние месяца.
 
Развивающие:
Развивать мышление, память, внимание.
Развивать логическое мышление, разговорную речь детей.
 
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Умение выполнять совместную работу, на достижение общего результата.
Воспитывать любовь к природе и уважительного к ней отношения.
 
Ход занятия.
 
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в интересное путешествие - викторину “Весна наступила”. Давайте с вами закроем глаза и послушаем удивительные звуки весенней природы.
 
Аудиопрослушивание 
“Звуки весенней природы”.
 
Воспитатель: Ребята, вот и наступила весна, которая радует нас ярким солнышком, пением птиц, капелью, первыми теплыми деньками, первыми цветочками. Все мы стали замечать, что природа и все вокруг  стало меняться. И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и вспомнить времена года и  названия всех месяцев.
 
 
Дидактические игра по изучению месяцев года для старших дошкольников
 
Дидактическая игра «Месяцы года» – пособие, позволяющее дошкольникам быстро запомнить названия 12-ти месяцев, сформировать представление о цикличности природных изменений. Занятие необходимо, поскольку дети испытывают затруднения при запоминании временных названий, не всегда правильно сопоставляют их с сезонными особенностями. Сложнее всего дошкольникам запомнить очередность месяцев от января к декабрю.
· Для игры сделайте 12 карточек, к каждой из них приклейте изображение, ассоциирующееся с конкретным месяцем. Например, для декабря – рождественскую елку, для марта – прилетевших грачей, для августа – спелые ягоды и фрукты на ветках. Смешайте карточки, попросите ребят азложить их в ряд от начала к концу года.
· Дети играют по четверо. Задаем каждому из них сезон года. Каждый игрок должен отыскать в ворохе карточек 3 штуки, соответствующие заданному сезону.
· Дети играют по очереди. Задайте ребенку название месяца. Он должен отыскать соответствующую карточку, затем прочитать связанное с заданным месяцем четверостишье ( это задание для читающих детей).
 
Воспитатель: Ребята, разминку с вами провели и к викторине мы теперь готовы. Всего будет пять заданий, в каждом задании самому активному будет выдана буква, всего мы должны собрать пять букв и в конце викторины узнать, что же за слово у нас с вами получится.
 
Задание №1
Как называются цветы, которые первыми появляются после снега? (подснежники).
Какие животные просыпаются весной после зимней спячки? (медведь, еж).
Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта? (тюльпаны).
Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые почки? (верба).
Как называется природное явление “таяние сосулек”? (капепль).
Как назывется цветок из которого появилась девочка дюймовочка? (тюльпан).
Назовите весенние праздники, которы мы с вами знаем? ( 8 марта, День космонавтики, День птиц, День Земли, День Победы).
Задание №2
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на столе много разных следов. А кому они принадлежат, нужно узнать. Буду помогать вам и читать загадки.
Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (волк).
Рыжая кума всех провела. (лиса).
Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал, а проснулся - стал реветь, этот зверь лесной .... (медведь).
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу , в дупле на старом дубе, орешки я грызу? ( белка).
 
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте немножко отдохнем.
 
Физминутка.
Физминутка «Весна» 
 Если речка голубая пробудилась ото сна (Руки через стороны вверх,    потянулись.) 
 И бежит в полях, сверкая, (Прыжки.)
 Значит, к нам пришла весна (Хлопки.) 
 Если снег везде растаял, и трава в лесу видна (Приседания.) 
 И поет там птичек стая, значит, к нам пришла весна (Хлопки.)
 Если солнце разрумянит наши щека докрасна (Наклоны головой.)
 Нам еще приятней станет, значит, к нам пришла весна! (Хлопки.) 
 
Воспитатель: А мы с вами продолжаем.
 
Задание №3
 
Загадки - задачки.
Сколько крыльев у ласточек?
Сколько крыльев у двух ласточек?
Сколько лап у зайцев?
Сколько лап у двух зайцев?
Весной зацвела береза и на ней созрели 5 яблок. Одно яблоко склевала ворона. Сколько яблок осалось на березе? (на березе яблоки не растут).
Викторину продолжаем и загадки отгадаем:
Рыхлый снег на солнце тает, 
ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса, 
значит к нам пришла ...(весна).
 
Отступили вдруг морозы,
На дворе стоит апрель,
С крыши капать стали слёзы,
Называем их… (Капель)
⠀Посмотрите поскорее,
Это чудо на деревьях.
Что за тёмные комочки?
Притаились в них листочки.
(Почки)
⠀Осенью на юг умчались,
С нами громко попрощались,
Но вернутся в дом родной
Они раннею весной.
(Перелетные птицы)
⠀По зиме пурга кружила
И перину разложила,
Так была пышна, бела,
Но весною поплыла.
Греет солнце после стужи,
И перина стала… (Лужей) 
 
Воспитатель: Какие вы молдцы!
 
Игра “ Скажи какой (какая) и изобрази”
Лиса какая? ( хитрая, рыжая, юркая ).
Волк какой? ( серый, злой, голодный ).
Заяц какой? (быстрый, шустрый, ловкий, трусливый, прыгучий ).
Медведь какой? (неуклюжий, косолапый, большой, бурый ).
 
Игра “Отгадай и назови, кто где живет
Кто забрался под листья? ( еж ).
Кто залез в берлогу? ( медведь ).
Кто юркнул в берлогу? ( белка ).
 Кто укрылся под кустом? ( заяц ).
Кто живет в логово? ( волк ).
Кто живет в норе? ( лиса ).
Кто строит хатку? ( бобер ).
 
Задание №4
 
Воспитатель: Продолжаем нашу викторину и задания наши становятся сложнее. Весна – удивительное время пробуждения природы от зимнего сна, когда мир будто начинает жить заново. На протяжении веков весна являлась порой вдохновения для писателей и поэтов. 
Назовите мне известные вам произведения о весне, временах года, о цветах.
 
Дети : “Снегурочка”, “Дедушка Мазай и зайцы”, “Двенадцать месяцев”, “ Аленький цветочек”, “Весення гроза”, “Черемуха”, “Четыре художника”, “ Синичкин календарь”
Воспитатель: Ребята, сколько произведений вы смогли сказать, вы просто молодцы!
 
Задание №5
 
Воспитатель: Подходит наша викторина к концу и нам осталось последнее задание и будет оно веселым, музыкальным.  Я буду включать музыку без слов, вам нужно будеть отгадать слова или напеть эту песенку. Отвечаем, поднимая руку, не выкрикиваем, хорошо?
“Чунга-Чанга”
“В траве сидел кузнечик”
“Песня крокодила Гены”
“Буратино”
“Бременские музыканты”
“Песня Красной Шапочки”
“Песня Мамонтенка”
 
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Столько всего знаете о весне. А теперь мы должны разгадать наше слово. Предлагаю выйти ребятам с буквами и собрать слово. У нас получилось: “ВЕСНА”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе "Весна наступает".

Интегрированное занятие по развитию речи. "Весна наступает!"...

Конспект НОД в подготовительной группе "Весна наступает"

Итоговое занятие по развитию речи построенно в форме игры " Умники и умницы"....

Познавательная деятельность детей подготовительной группы: ознакомление с окружающим Тема: Пришла весна! Прилетели птицы!

Познавательная деятельность детей: ознакомление с окружающимТема: Пришла весна! Прилетели птицы!...

Викторина в подготовительной группе «Весна пришла»

Цели: Закреплять знания по теме «Весна».Активизировать словарь.Развивать внимание, память, логическое мышление.Продолжать учить детей разгадывать загадки, составлять мнемотаблицу.Закр...

Познавательная викторина в подготовительной группе "Что? Где? Когда?"

Познавательная викторина в подготовительной группе "Что? Где? Когда?" Образовательная область "Окружающий мир"...

Спортивно-познавательная викторина в подготовительной группе "Путешествие в космос"

Спортивно-познавательная викторина в подготовительной группе "Путешествие в космос".Цель: доставить детям радость, удовольствие, создать условия для развития познавательно – речевой ак...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Весна,весенние приметы, растения,человек, птицы, дикие животные весной»

Расширение и закрепление знаний детей о законах природы, их сезонности на примере зима- весна....