Почему хрустят снежинки
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Беляцкая Мария Владимировна

Очень красиво зимой, когда идет мягкий, пушистый снег. Во время прогулки на участке детского сада дети ловили снежинки на ладошки, рассматривали форму снежинок. Снежинки - звездочки все разной формы.  Играя со снегом, дети задавали вопросы: «Почему снег липкий?», «Почему снежинки разные?» и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Почему хрустят снежинки»

Подготовительная группа «Гномики»

Актуальность

  Очень красиво зимой, когда идет мягкий, пушистый снег. Во время прогулки на участке детского сада дети ловили снежинки на ладошки, рассматривали форму снежинок. Снежинки - звездочки все разной формы.  Играя со снегом, дети задавали вопросы: «Почему снег липкий?», «Почему снежинки разные?» и т.д. Так появилась идея создания проекта о чудесном явлении природы - снежинки. Проект «Необыкновенные снежинки» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие). Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет детям материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

проект: краткосрочный с 04.12 по 08.12.23, групповой,

исследовательский- творческий.

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют.

Объект исследования: снег.

Цель: формирование предпосылок исследовательской деятельности через изучение природного явления – снежинки.

Задачи:

Создавать условия для формирования у детей знаний о снеге и его свойствах;

Развивать способность детей видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы, устанавливать     причинно-следственные связи;

Развивать любознательность, наблюдательность в процессе ознакомления с природой.  

Развивать творческие способности в продуктивной деятельности, связную речь, эстетический вкус;

Способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта.

Гипотеза: если познакомиться со свойствами снега, то можно раскрыть некоторые его тайны и определить его значение в природе и для человека.

Предполагаемый результат:

расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка (снег);

формирование устойчивого познавательного интереса через организацию исследовательской деятельности;

развитие наблюдательности и любознательности

расширение и обогащение навыков творческих способностей у детей.

Этапы реализации проекта:

I этап Подготовительный

Содержание деятельности:

1.постановка цели и задач проекта;

2.составление плана работы по проекту;

3.подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, иллюстраций;

4.подготовка материалов для художественного творчества;

5.беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;

6.создание соответствующей развивающей среды;

7.создание картотеки опытов со снегом.

II этап – Деятельностный

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте «Согласный звук С, Снежинка»

Буква С, звук С упражнять детей в умении точно называть предмет, его качества и действие.

Заучивание наизусть: стихи, загадки, потешки.

Пальчиковые игры: «Зимой», «Пришла зима», «Снеговик», «Холодно», «Снежный пирог»

Речевые упражнения:

«Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!»

Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше)

Дерево большое, а дом еще… (больше)

Облако белое, а снежинка еще … (белее)

Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее)

Перышко легкое, а снежинка еще… (легче)

«Поможем зиме» Какие бывают снежинки? Какой снег?

Словарь:

Снежинки какие: белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.

Снег какой: лёгкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.

Снежинки что делают? Снег что делает?

Словарь:

Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.

Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.

«Придумай слово»

Снег падает. Это…? (Снегопад)

По снегу ходит. Что…? (Снегоход) 

Катается по снегу. Что…? (Снегокат) 

Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная)

Белый как снег. Какой…? (Белоснежный)

Беседы: «Почему хрустит снег?», «Многообразие форм снежинок», «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки».

Чтение художественной литературы: 

Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка», «Морозко»

Поэзия: А.Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К.Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»;

Проза: В.Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г.Скребицкий «Зима»; Л.Воронкова «Снег идет», В.Одоевский «Мороз Иванович».

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

Рассматривание иллюстраций.  

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 «Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие  снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т.к. может заболеть горло).

На участке: окучивание деревьев, кустарников снегом.

Снежные постройки из снега.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривание иллюстраций книг, сюжетных картинок, открыток, фотографий зимних пейзажей.

Рисование: Творческая мастерская по ИЗО деятельности «Необыкновенные снежинки за окном» (нетрадиционная техника рисования - волшебное рисование свечой)

 рисование красками «Ажурные платья, резные косынки. Волшебное зимнее чудо –снежинки».

Аппликация:  «Послушные ножницы» (вырезывание снежинок),

Лепка: «Снеговик».

Ручной труд: изготовление цветных льдинок, Оригами «Снежинка».

Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек), «Найди похожие снежинки», «Составь узор», «Составь снежинку», используя семена фасоли, гороха , каштана.

Образовательная область «Физическое развитие»

Физминутка: «С неба падают снежинки».

Дыхательная гимнастика : «Снежинки летят»

Физминутка для глаз: «Мы снежинки увидали».

Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка»; Шнуровка «Снежный домик».

Подвижные игры: «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».

Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание на санках.

Спортивный праздник «Снежная карусель»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.

Вода. Снег.

Задачи: Продолжать знакомить со свойством снега. Доказать детям, что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек, озёр, болот. Без воды нет жизни, она нужна людям, животным, птицам.

 «Защитные свойства снега». Значение снежного покрова.

Задачи: Продолжить знакомство со свойствами снега (скрипит, рыхлый, липкий). Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Опыт: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Опыт: Дети кладут в снег игрушку, игрушку не видно. Вывод: Снег не прозрачный.

Опыт: Дети держат снег в руке. Что происходит со снегом? Вывод: Снег тает, превращается в воду.

Опыт: Дети рассматривают снег через лупу. (Что вы видите, какой снег) Вывод: Снег состоит из снежинок, белого цвета.

«Таяние снега»

Цель: Продолжить знакомство со свойствами снега: Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение. 

Опыт: таяние снега в помещении.

Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег от тепла  тает, превращается в воду.

Опыт: "Можно ли пить талую воду?"

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее воды из-под крана.

Взять два пластмассовых стаканчика, в один положить снег, в другой стакан налить воду из-под крана. Затем, как снег растает, рассмотреть воду в стаканчиках и сравнить ее. Вывод: снег – это грязная талая вода, и эту воду пить людям нельзя,  но талой водой можно поливать растения. Исследовательская деятельность: 

Рассматривание снежинок через лупу, микроскоп. Замер глубины снежного покрова.

Взаимодействие  с родителями:

С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей (опыты со снегом). Видеоролик от родителей с опытом.

Совместное изготовление фигур из снега для украшения участка.

Родительский клуб «Ромашка» мастер класс «Необыкновенная снежинка»

Организовать выставку работ и поделок «Парад снеговиков и снежинок».

III этап Завершающий

Результат работы проекта:

Дети научились самостоятельно обобщать и воспроизводить знания, полученные в ходе проекта в процессе ознакомления с природой.   Дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды; увидели разнообразие снежинок; научились проводить опыты со снегом, определяя его свойства;

Продукт проекта:

Выставка работ и поделок, сделанных совместно с родителями «Парад снеговиков и снежинок».

Видеоматериал с опытами и экспериментами сделанные родителями совместно с детьми дома.

Информационные ресурсы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.     Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-304с.

4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребёнка. Опыты, эксперименты, игры. / сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.-240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по экологии в младшей группе «Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк…».

В представленном конспекте ННОД по экологии решаются задачи формирования представлений о комнатных растениях, расширения, активизации словаря по теме «Комнатные растения», развития любознательности, п...

Сценарий пьесы"Почему снежинки разные?"

В подготовительной группе много говорилось о снежинках, проводились опыты, эксперименты со снегом, со снежинками. Результат такой разнообразной исследовательской деятельности был адаптирован в сценари...

"Почему хрустит снег?"

Зима… Белый снег укрыл землю, лег на деревья и кусты. Тут далеко ходить не надо – вот он, материал для исследования и экспериментов. Сколько открытий для ребенка таится в горстке холодног...

Паспорт тематического проекта "Почему снежинка- это волшебное зимнее чудо?"

Паспорт тематического проекта «Почему снежинка -это волшебное зимнее чудо?».в подготовительной группе конпенсирующей направленности с детьми ТНР. По методике методике М. В. Михайловой-Свир...

презентация "Почему все снежинки разные"

Дать представление детям о том, что снежинки разные, обьяснить как это получается....

презентация "Почему все снежинки разные"

Дать представление детям о том, что снежинки разные, обьяснить как это получается....

"ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕЖИНКА?"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе в...