Конспект занятия по окружающему миру. "Опыт с почвой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шульгина Мария Александровна

Познакомить детей с составом почвы.Расширить знания детей о свойствах почвы. Учить детей путём исследовательских действий выявлять причино- следственные связи в отношении  предметов и объектов неживой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Экспериментирование с почвой».

Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы. Материалы: почва. Оборудование: на каждого ребенка: клеенка;

поднос; лейка с водой; ситечко; по 1 стаканчику; лупа; лист белой бумаги;

ложечка; журнал экспериментирования; фломастеры;

Ход занятия: Вначале занятия педагог предлагает детям вспомнить, с какими природными материалами они уже познакомились.

-Ребята, а сегодня мы познакомимся с еще одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.

Педагог предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).

Что такое почва?

-С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?

Дети высказывают свои версии.

-А давайте мы это проверим.

Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.

Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).

Чем почва похожа на песок? Глину? Чем отличаются?

-Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей. А какие свойства этих природных материалов так важны для людей, благодаря которым человек их использует?

Дети выдвигают свои версии.

-Давайте это выясним. Какими же свойствами обладает почва?

Дети перечисляют свойства, которые они знают.

Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.

-Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы. Как изменилась почва при воздействии воды?

-Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком? (Если да, то почему)

Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем, как вода впитывается: быстро или медленно?

-Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для использования почвы человеком? Почему? Важно ли это свойство для растений? Почему?

Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.

-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Делают прыжок.)

Очень медленно сперва, (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)

Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы. Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая? Затем детям предлагается взять влажную почву. Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).

-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Как можно это проверить? Дети выдвигают свои предложения.

Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой. Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?

-Ребята, знакомясь сегодня с почвой, мы сравниваем ее с песком и глиной. А как вы думаете, можем ли мы сказать, что песок-это один из видов почвы? Почему?

Дети выдвигают свои версии и пытаются их аргументировать.

-И песок и глина- это виды почвы. Сегодня мы с вами знакомились с торфяной почвой. Каждый из видов имеет свои свойства, о которых нам уже многое известно. В каких районах нашего земного шара много песчаной почвы? (в пустыне)

Какое же основное отличие у торфяной почвы от песчаной или глинистой? (эта почва является плодородной) что значит «плодородная»? Как человек использует плодородность почвы? Почему торфяная почва является плодородной?

-Человек с давних пор использует в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).

В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.

-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.

-Какие из свойств почвы используются человеком?

Дети при помощи условных обозначений «записывают» результаты опытов в свои журналы экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с почвой»

МАДОУ МО детский сад № 221 г. КраснодарВоспитатель средней группы:Епремян К.В.Дмитруха В.С.  Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с почвой»...

Проект по окружающему миру, Опыт с семенами.

Проведене опыт по выращиванию семян гороха и кукурузы в домашних условиях. с  фотографиями....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

конспект занятия в подготовительной группе "экспериментирование с почвой"

Тема: «Экспериментирование с почвой».Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-след...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Почва»

Конспект занятия нацелен на ознакомление дошкольников с понятием «почва» на основе опытов, её составом и необходимостью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....