НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЮННЫЕ ФИНАНСИСТЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Акулина Наталья Семеновна

НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

 «ЮННЫЕ ФИНАНСИСТЫ»

 

 

 

 

 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

 

Направление «Ознакомление с окружающим.

Формирование предпосылок финансовой грамотности»

 

 

Провела воспитатель

первой квалификационной категории:

Акулина Наталья Семеновна

 

 

 

Февраль – 2023 г.

 

 

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить с понятиями  «купюра», «доход», «расход», «семейный бюджет».

- формировать разумное отношение к расходованию денег.

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

- закрепить понятия «деньги», «монеты».

- формировать представление о деньгах с точки зрения их свойства.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание, связную речь.

- развивать умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.

- развивать навыки работы в группе.

- формировать умение сравнивать правильно, формулировать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать культуру здорового питания.

- воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и разумному их использованию.

- воспитывать умение действовать в команде, инициативность, самостоятельность.

- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Предварительная работа:

- просмотр презентации о профессиях.

- беседа о потребностях людей.

- чтение сказки «Буратино» - А.Н. Толстого, И.К.Чуковского «Муха-цокотуха», чтение загадок, пословиц, поговорок.

- рассматривание купюр, монет.

- игры с лэпбуком, дидактические игры – «Магазин», «Монополия» и др.

- беседа о полезных и вредных продуктах.

Оборудование:

Карточки с изображением купюр и монет; проектор; экран; ноутбук; колонки для звукового воспроизведения.

Магнитная доска, муляжи продуктов, оборудование для проведения эксперимента.

Раздаточный материал для дидактической игры «Семейный бюджет», разрезные детали купюр для составления пазлов.

 

 

Ход занятия:

Дети сидят за столами

Воспитатель: ребята, послушайте загадку:

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)   Дети хором отвечают

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГРУСТНЫЙ БУРАТИНО

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.

Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался. Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был  на занятии. Там услышал много новых слов – купюры, монеты, потребности, семейный бюджет, доход и расход.  А что это такое, я не понял. Что обозначают эти новые слова?

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать?

Дети: помочь Буратино.

Воспитатель:

Послушайте  ещё одну загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?» 

Совершенно верно — «деньги»

Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?

(Ответы детей) – покупать одежду, обувь, еду.

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

 

 

Воспитатель: А где же люди берут эти деньги?

(Ответы детей) – работают, зарабатывают.

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.

Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги.  ЭКРАН

А как называются металлические деньги? (Монеты) ЭКРАН

Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

БУРАТИНО ГРУСТНЫЙ ЭКРАН

ИГРА: «КАКИЕ БЫВАЮТ КУПЮРЫ И МОНЕТЫ»

 (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)

Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, какие бывают деньги.

Воспитатель: Ребята, Буратино, хотел узнать, что такое потребности?

- Как вы понимаете это слово?

Воспитатель: Это то, что нам нужно. Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

А что нужно человеку каждый день? (еда, одежда, обувь, игрушки, книжки)

Потребность в еде – одна из основных, но не всё вкусное, полезно!

Бывают продукты полезные для здоровья и вредные.

А вы знаете, какие продукты полезные, а какие вредные?

ИГРА: «ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Воспитатель: У меня на столе лежат разные продукты (выходят два ребенка),

положите в красную корзину вредные продукты, а в голубую полезные.

Объясните свой выбор продукта (рыба - полезная, чипсы - вредные для здоровья).

Воспитатель: Вы выбрали полезные продукты в магазине, и теперь их нужно купить, надо потратить деньги.

Деньги, потраченные на покупку – это расход, их израсходовали.

Откуда появляются деньги в семье?

(ответы детей: папа заработал, мама заработала, бабушкина пенсия, и т.д.)

Воспитатель: деньги, полученные в результате работы – это доход.

Доход и расход – это семейный бюджет.

Важно правильно распределить семейный бюджет, т.е. доход и расход.

Воспитатель: В своей семье я распределила семейный бюджет вот так. ЭКРАН

ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» 

Ребята, попробуйте распределить свой семейный бюджет.

У вас на столах лежат карточки  на них необходимые расходы для каждой семьи, и пять монет.

Воспитатель: Костя скажи, сколько у тебя было монет?

1 ребенок: У меня было 5 монет.

Воспитатель: как ты распределил свой семейный бюджет?

1 ребенок: я потратил на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...

Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Воспитатель: Кира скажи, сколько у тебя было монет?

2 ребенок: У меня было 5 монет.

Воспитатель: как ты распределила свой семейный бюджет?

2 ребенок: я потратила на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...

Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Воспитатель: поднимите руку те, кто положил в кошелек 1 монетку, а теперь те, кто 2 монетки. А сколько ты …….. положил на еду, а ты …….. сколько?

Воспитатель: Мы с вами потрудились, а сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Встаньте около столов, если я говорю, о расходе вы топаете, если о доходе хлопаете.

Физминутка.

-покупка хлеба в магазине (расход)

-оплата коммунальных услуг (расход)

-папа получил отпускные (доход)

-оплата за детский сад (расход)

-покупка игрушки (расход)

-бабушка получила пенсию (доход)

-дедушка выиграл в лотерею (доход)

-поездка на курорт (расход)

-сестра получила стипендию (доход)

-поломался телевизор (расход).

Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами уже говорили о том, что деньги бывают металлические и бумажные.

А как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры? (ответы детей)

Это проверить мы можем в нашей мини – лаборатории. Проходите,  встаньте так, чтобы было удобно всем.

- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в таблицу, которая находится на доске.

(Сделать на доске монету и купюру, дети ставят плюсы)

- Посмотрите на оборудование. Вместо настоящей купюры, для эксперимента мы возьмём не настоящую купюру.

1 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее, монета или купюра.

(Ответы детей – МОНЕТА)

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладони монету и купюру. Что легче носить?

Ответ детей - купюру

- Какой вывод сделаем?

ВЫВОД: монета тяжелее, чем купюра. Почему? Потому что купюру легче носить. Купюра, ставим плюсик

2. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом купюру. Что произошло? (купюра помялась, монета не помялась).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей – лучше монета, Она не мнётся и не рвется.

ВЫВОД: Воспитатель: Правильно монета лучше. В таблице под монетой ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

3. Эксперимент:

Воспитатель: Опустите купюру в воду. Что происходит?

Ответы детей (она намокла, потеряла форму)

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Ответы детей (можно легко порвать)

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.

ВЫВОД:  плюс монетке.

Воспитатель: из нашего эксперимента следует: и монеты и купюры имеют свои плюсы и минусы.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы  сделаем?

- людям нужны и монеты и купюры.

Воспитатель: Опыт нам показал, что купюру можно легко порвать.

Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплатиться в магазине?

Ответы детей - НЕТ

ИГРА: «СОБЕРИ  КУПЮРУ» (Разрезные картинки)

У меня есть поврежденные купюры, подойдите сюда, соберите их правильно.

ЭКРАН ГОТОВЫХ КУПЮР

БУРАТИНО весёлый ЭКРАН

Буратино: Да, ребята, я всё понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло, до свидания.

 

 

ЭКРАН ВЫКЛЮЧИТЬ.

Заключительная часть.

- ребята, что вы сегодня сделали?

Ответы детей – помогли Буратино

Воспитатель: а что сегодня узнал Буратино?

Ответы детей:

- Буратино узнал, что такое доход и расход

- Буратино узнал сегодня, что такое семейный бюджет

- Буратино сегодня узнал, чем отличается купюра от монеты

Воспитатель: Молодцы, за ваши старания, папа Карло прислал вам медали: «Юный финансист».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

 «ЮННЫЕ ФИНАНСИСТЫ»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Направление «Ознакомление с окружающим.

Формирование предпосылок финансовой грамотности»

Провела воспитатель

первой квалификационной категории:

Акулина Наталья Семеновна

Февраль – 2023 г.


Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить с понятиями  «купюра», «доход», «расход», «семейный бюджет».

- формировать разумное отношение к расходованию денег.

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

- закрепить понятия «деньги», «монеты».

- формировать представление о деньгах с точки зрения их свойства.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание, связную речь.

- развивать умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.

- развивать навыки работы в группе.

- формировать умение сравнивать правильно, формулировать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать культуру здорового питания.

- воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и разумному их использованию.

- воспитывать умение действовать в команде, инициативность, самостоятельность.

- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Предварительная работа:

- просмотр презентации о профессиях.

- беседа о потребностях людей.

- чтение сказки «Буратино» - А.Н. Толстого, И.К.Чуковского «Муха-цокотуха», чтение загадок, пословиц, поговорок.

- рассматривание купюр, монет.

- игры с лэпбуком, дидактические игры – «Магазин», «Монополия» и др.

- беседа о полезных и вредных продуктах.

Оборудование:

Карточки с изображением купюр и монет; проектор; экран; ноутбук; колонки для звукового воспроизведения.

Магнитная доска, муляжи продуктов, оборудование для проведения эксперимента.

Раздаточный материал для дидактической игры «Семейный бюджет», разрезные детали купюр для составления пазлов.


Ход занятия:

Дети сидят за столами

Воспитатель: ребята, послушайте загадку:

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)   Дети хором отвечают

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГРУСТНЫЙ БУРАТИНО

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.

Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался. Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был  на занятии. Там услышал много новых слов – купюры, монеты, потребности, семейный бюджет, доход и расход.  А что это такое, я не понял. Что обозначают эти новые слова?

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать?

Дети: помочь Буратино.

Воспитатель:

Послушайте  ещё одну загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»  

Совершенно верно — «деньги»

Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?

(Ответы детей) – покупать одежду, обувь, еду.

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.


Воспитатель: А где же люди берут эти деньги?

(Ответы детей) – работают, зарабатывают.

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами. 

Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги.  ЭКРАН

А как называются металлические деньги? (Монеты) ЭКРАН

Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

БУРАТИНО ГРУСТНЫЙ ЭКРАН

ИГРА: «КАКИЕ БЫВАЮТ КУПЮРЫ И МОНЕТЫ»

 (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)

Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, какие бывают деньги.

Воспитатель: Ребята, Буратино, хотел узнать, что такое потребности?

- Как вы понимаете это слово?

Воспитатель: Это то, что нам нужно. Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

А что нужно человеку каждый день? (еда, одежда, обувь, игрушки, книжки)

Потребность в еде – одна из основных, но не всё вкусное, полезно!

Бывают продукты полезные для здоровья и вредные.

А вы знаете, какие продукты полезные, а какие вредные?

ИГРА: «ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Воспитатель: У меня на столе лежат разные продукты (выходят два ребенка),

положите в красную корзину вредные продукты, а в голубую полезные.

Объясните свой выбор продукта (рыба - полезная, чипсы - вредные для здоровья).

Воспитатель: Вы выбрали полезные продукты в магазине, и теперь их нужно купить, надо потратить деньги.

Деньги, потраченные на покупку – это расход, их израсходовали.

Откуда появляются деньги в семье?

(ответы детей: папа заработал, мама заработала, бабушкина пенсия, и т.д.)

Воспитатель: деньги, полученные в результате работы – это доход.

Доход и расход – это семейный бюджет.

Важно правильно распределить семейный бюджет, т.е. доход и расход.

Воспитатель: В своей семье я распределила семейный бюджет вот так. ЭКРАН

ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»  

Ребята, попробуйте распределить свой семейный бюджет.

У вас на столах лежат карточки  на них необходимые расходы для каждой семьи, и пять монет.

Воспитатель: Костя скажи, сколько у тебя было монет?

1 ребенок: У меня было 5 монет.

Воспитатель: как ты распределил свой семейный бюджет?

1 ребенок: я потратил на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...

Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Воспитатель: Кира скажи, сколько у тебя было монет?

2 ребенок: У меня было 5 монет.

Воспитатель: как ты распределила свой семейный бюджет?

2 ребенок: я потратила на дом…., на еду…., на одежду…., и у меня осталось...

Воспитатель: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Воспитатель: поднимите руку те, кто положил в кошелек 1 монетку, а теперь те, кто 2 монетки. А сколько ты …….. положил на еду, а ты …….. сколько?

Воспитатель: Мы с вами потрудились, а сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Встаньте около столов, если я говорю, о расходе вы топаете, если о доходе хлопаете.

Физминутка.

-покупка хлеба в магазине (расход)

-оплата коммунальных услуг (расход)

-папа получил отпускные (доход)

-оплата за детский сад (расход)

-покупка игрушки (расход)

-бабушка получила пенсию (доход)

-дедушка выиграл в лотерею (доход)

-поездка на курорт (расход)

-сестра получила стипендию (доход)

-поломался телевизор (расход).

Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами уже говорили о том, что деньги бывают металлические и бумажные.

А как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры? (ответы детей)

Это проверить мы можем в нашей мини – лаборатории. Проходите,  встаньте так, чтобы было удобно всем.

- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в таблицу, которая находится на доске.

(Сделать на доске монету и купюру, дети ставят плюсы)

- Посмотрите на оборудование. Вместо настоящей купюры, для эксперимента мы возьмём не настоящую купюру.

1 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее, монета или купюра.

(Ответы детей – МОНЕТА)

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладони монету и купюру. Что легче носить?

Ответ детей - купюру

- Какой вывод сделаем?

ВЫВОД: монета тяжелее, чем купюра. Почему? Потому что купюру легче носить. Купюра, ставим плюсик

2. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом купюру. Что произошло? (купюра помялась, монета не помялась).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей – лучше монета, Она не мнётся и не рвется.

ВЫВОД: Воспитатель: Правильно монета лучше. В таблице под монетой ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

3. Эксперимент:

Воспитатель: Опустите купюру в воду. Что происходит?

Ответы детей (она намокла, потеряла форму)

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Ответы детей (можно легко порвать)

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.

ВЫВОД:  плюс монетке.

Воспитатель: из нашего эксперимента следует: и монеты и купюры имеют свои плюсы и минусы.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы  сделаем?

- людям нужны и монеты и купюры.

Воспитатель: Опыт нам показал, что купюру можно легко порвать.

Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплатиться в магазине?

Ответы детей - НЕТ

ИГРА: «СОБЕРИ  КУПЮРУ» (Разрезные картинки)

У меня есть поврежденные купюры, подойдите сюда, соберите их правильно.

ЭКРАН ГОТОВЫХ КУПЮР

БУРАТИНО весёлый ЭКРАН

Буратино: Да, ребята, я всё понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло, до свидания.


ЭКРАН ВЫКЛЮЧИТЬ.

Заключительная часть.

- ребята, что вы сегодня сделали?

Ответы детей – помогли Буратино

Воспитатель: а что сегодня узнал Буратино?

Ответы детей:

- Буратино узнал, что такое доход и расход

- Буратино узнал сегодня, что такое семейный бюджет

- Буратино сегодня узнал, чем отличается купюра от монеты

Воспитатель: Молодцы, за ваши старания, папа Карло прислал вам медали: «Юный финансист».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группе Тема: «Юные туристы»

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группеТема: «Юные туристы»...

Конспект ОД по финансовой грамотности детей средней группы. Тема: «Юные финансисты»

формирование у детей средней группы первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

ЛЭПБУК своими руками по финансовой грамотности (подготовительная к школе группа).

Лэпбук своимим руками по финансовой грамотности (подготовительная к школе группа)...

Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Азбука юного финансиста»

Формирование основы финансовой грамотности у дошкольников....

Лучший сценарий спортивного развлечения посвященного Дню Защитника Отечества в подготовительной к школе группе тема: «Юные защитники отечества»

Лучший сценарий спортивного развлечения посвященного  Дню Защитника Отечества в подготовительной к школе группе тема: «Юные защитники отечества»...

Конспект квест - игры по безопасности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Юные спасатели»

Конспект квест - игры по безопасностидля детей подготовительной к школе группы Тема: «Юные спасатели» Цель: закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья люд...