Методическая разработка Паспорт проекта "Что мы знаем о растениях"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Создать условия для расширения и уточнения знаний детей о растениях, их свойствах, пользе и опасности для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Проект
«Что мы знаем о растениях»
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
Наталья Анишина.
Подготовила и провела:
Воспитатели Росицкая Г.Е.
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно- исследовательский
По тематике: экологический
По количеству участников: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Реализация проекта: сентябрь 2023 г
Участники: дети старшей группы, воспитатель Росицкая Г.Е родители воспитанников группы.
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Что мы знаем о растениях».
Цель проекта: создать условия для расширения и уточнения знаний детей о растениях, их свойствах, пользе и опасности для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Уточнить и расширить знания детей о названиях растений, их ценности для здоровья, правил пользования.
- Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете; с разновидностями ядовитых растений – опасных для здоровья человека, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта.
- Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие:
- Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.
- Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных и опасных растениях.
- Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю, а также бережное отношение к природе.
Объект исследования: растения
Предмет исследования: свойства растений, знания правил безопасного обращения с растениями.
Методы исследования:
• исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• наглядные: рассматривание растений, иллюстраций,
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• практические: рисование, сбор лекарственных трав, оформление альбома и гербария.
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Планируемый результат:
Дети должны знать:
- виды лекарственных растений, способы их сбора и применения;
- виды ядовитых растений и правил безопасного обращения с данными растениями;
- стихотворения о растениях;
- значение лекарственных растений в жизни человека.
Дети должны уметь:
- отличать лекарственные растения от других видов;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;
- элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, развитие физических навыков.
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; подборка детской познавательной и художественной литературы о растениях, раскраски; дидактические игры; альбом «Растительный мир», иллюстрации по теме.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный
2 этап. Основной. Реализация проекта
3 этап. Заключительный. Анализ результатов
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
I этап. Подготовительный
1. Подбор литературы: методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор демонстрационного материала.
4. Определение тематики бесед с детьми:
5. Определение тематики проблемных вопросов:
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
8. Подбор оборудования.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | 1.Рисование «Наш друг - подорожник» 2.Аппликация «Ромашковое поле» 3. Рисование «Чудо – растения» |
Художественно – речевая деятельность | Чтение литературных произведений: - Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», - Н. Павлова «Загадки цветов», - А, Плешакова «Зеленые страницы», - Заучивание загадок и стихов о растениях - Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я - ромашка…», «Я - крапива…» |
Игровая деятельность | Дидактическая игры «Съедобное – Несъедобное», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”. |
Поисково-исследовательская деятельность | 1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение). 2.«На участке ищем полезные растения» 3.«Где лучше посадить растения?» 4. Составление схем «Что лечит растение» |
Работа с родителями
- Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
- Экскурсия с детьми «В аптеку».
- Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
II этап Основной
1. Беседа «Лекарственные растения»
Цель: выявить уровень знания детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений, их пользе для человека.
2. Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
Цель: закрепить знания детей о ядовитых и лекарственных растениях.
3. Дидактическая игра «Определи по запаху».
Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них; уметь рассказывать о его лечебных свойствах; развивать свою связную речь, закреплять полученные знания в процессе упражнения.
4. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5.Дидактическое упражнение «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду, строению, составлять рассказ о нем.
6. Дидактическая игра. «Вершки и корешки»
Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья.
7.Словесно – дидактическая игра: «Вылечи куклу»
Цель: закрепить знания о лечебных свойствах растений, учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.
8. Задание «Что лишнее?»
Цель: уметь отделять лекарственные растения от других растений.
9. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»
Цель: обогащать знания детей о мире лекарственных растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
10. Экскурсия по территории детского сада.
Цель: познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений, способами их сбора.
11. Наблюдение «Строение растения»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
12. Дидактическая игра «Третий лишний».
Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.
13. ТРИЗ Игра «Хорошо-плохо» («Слушается дело Крапивы и Чистотела»)
Цель: создать условия для развития у детей умения находить в одном и том же предмете (растении) полезные и вредные свойства.
Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
III этап Заключительный
1. Оформление гербария «Лекарственные растения» (с помощью родителей)
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Оформление стенда «Полезные и ядовитые растения»
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу; закреплять знания о ядовитых растениях и соблюдать правила безопасного поведения в природе.
3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.
Цель: включение родителей в работу по проекту, в процесс экологического воспитания детей.
4. Фитобар (после опроса и получения разрешения от родителей воспитанников, проведение дегустации лекарственных чаев)
Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Выставка рисунков «Чудо – растения»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
- Дидактическая игра «Фитодоктор»
- Загадки о лекарственных растениях
- Викторина «Знатоки лечебных трав»
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта «Что мы знаем о растениях» детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила безопасного поведения в природе.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащён опыт детей в уходе за растениями, методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия для дошкольников: «Знаем символы страны - этим знанием сильны!»
· Методическая разработка посвящена методике организации работы по декоративно-прикладному творчеству в системе ДОД, включает в себя элементы патриотиче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-259733-1369647202.jpg)
Методическая разработка паспорта проекта "Мой дом - моя семья"
Методическая разработка паспорта проекта "Мой дом - моя семья"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/23/picture-645049-1435090530.jpg)
Авторская методическая разработка. Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды"
Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды" для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-631639-1431273632.jpg)
Методическая разработка паспорта группы.
Методическая разработка паспорта группы. Пример написания, составления. Старшая группа. ГБДОУ № 35 Кировского района....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-395375-1650368294.jpg)
Собственная методическая разработка "Дерево, я тебя знаю!"
Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-1382549-1643637369.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия «За значками ГТО»
Цель: приобщать к массовому спортивному движению «Готов к труду и обороне!»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-1451767-1674368151.jpg)
Методическая разработка. Сценарий интеллектуальной игры «Знаем-отвечаем»
В методической разработке представлен порядок организации и проведения интеллектуальной игры для детей старшего дошкольного возраста, предусматривающей демонстрацию умения работать в команде; об...