Познавательно-исследовательский проект «Волшебные свойства снега и льда»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Полиивец Светлана Анатольевна

Формы реализации проекта: наблюдения, опыты, эксперименты, практически-творческая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, игры.

 

Цель. Расширять познавательное представление о свойствах снега и льда.

 

Задачи.

Формировать способности исследовательской деятельности на примерах проведения опытов, познавать экологическое влияние снега и льда на землю.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

 

Актуальность.

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет главную роль практико-исследовательская экспериментальная деятельность. Через такую деятельность дети учатся наблюдать, рассуждать, планировать, обобщать, делать выводы и многое другое. Снег и лёд в городе наблюдать не каждый год удаётся. В этом году зима была снежная и морозная. И детский интерес познания такого явления не заставил себя ждать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«Волшебные свойства снега и льда»

Продолжительность – краткосрочный (с 04.12.2023 – 22.12.2023)

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Калинка», воспитатели.

Формы реализации проекта: наблюдения, опыты, эксперименты, практически-творческая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, игры.

Цель. Расширять познавательное представление о свойствах снега и льда.

Задачи.

Формировать способности исследовательской деятельности на примерах проведения опытов, познавать экологическое влияние снега и льда на землю.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Актуальность.

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет главную роль практико-исследовательская экспериментальная деятельность. Через такую деятельность дети учатся наблюдать, рассуждать, планировать, обобщать, делать выводы и многое другое. Снег и лёд в городе наблюдать не каждый год удаётся. В этом году зима была снежная и морозная. И детский интерес познания такого явления не заставил себя ждать.

Проблема. На прогулке зимой неожиданно пошел снег хлопьями. Дети восхитились такому явлению природы. Стали ловить снежинки, рассматривать их. Кто-то из детей сказал: – «Это волшебство!». Спросили, как появляются снежинки, почему они пушистые, холодные? Приносят они пользу или вред? И мы решили разобраться в этих вопросах и узнать всё о снеге и льде.

Вопросы для изучения.

Что знаем о снеге и льде?

Что хотим узнать?

Холодный

Почему снег липучий?

Снег белый, лёд бесцветный

Точно ли снег белый, а лёд бесцветный?

Снег похож на вату

А какой ещё бывает лёд?

Снег идёт из облаков

Как снег появился в облаках?

Из снега можно слепить снеговика.

На что похож лёд?

Лёд прозрачный, твёрдый, скользкий.

 

Продукт проекта: зарисовки наблюдений, мини альбом «Опыты со снегом и льдом», альбом «Стихи, загадки о зимних явлениях природы», выставки поделок и рисунков на тему проекта.

Этапы проекта:

Практический

1. Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – снегом, льдом и водой.

2. Подбор подвижных и речевых игр.

3. Составление и создание опытов, экспериментов со льдом, снегом.

4. Наблюдения на прогулке.

5. Проведение беседы о свойствах льда и снега.

6. Заучивание стихов про снег, лёд.

Чтение художественной литературы:

И. Суриков «Зима»; Русская народная песня «Как на тоненький ледок…», О. Высоцкая «Снежный кролик»; С.А. Есенин «Белая береза»; В. Берестова «Гололедица»; А. Усачева «Снежинка»; Русские народные сказки: «Два мороза», «Морозко», К.Д. Бальмонт «Снежинка»; А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»; В. Донниковой «На катке»; И. Бунин «Первый снег»; разгадывание загадок.

Словесные игры

«Как на ёлке снег" «Из чего- какой» (горка из снега -снежная), «Скажи наоборот» Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Подвижные игры

«Штурм снежной крепости»; «Снежный торт»; «Два мороза», «Мороз красный нос», «Снеговик шагает по лесу»; «Санный круг»; Народные хороводные игры: «Снежная карусель», «Метелица», «Что нам нравится зимой». Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам».

Игры со снегом и льдом на прогулке: «Постройка снеговиков и крепость»; «Метание снежков»; «Снег, снег кружится»; «Снежный ком»

Наблюдения

За зимними природными явлениями (снег, снегопад, лёд, гололед);

За зимним небом (снеговые тучи, белые пушистые облака);

За сугробами на улице. За образованием сосулек. За оттепелью.

Рассматривание иллюстраций

«Природные явления», «Рассматривание снежинок», «Рассматривание инея»

Опыты и эксперименты со снегом и льдом.

«Прозрачность льда»; «Белый ли снег»; «Свойство снега»; «Таяние и замерзание воды»; «Снег и лёд»; «Лёд твердая вода»

Дидактические игры:

«Когда это бывает»; «Собери в корзину снежки»; «Земля, вода, и воздух»; «Выбери нужное»; «Где снежинки?», «Выполни рисунок», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».

Беседы: «Осторожно, гололед», «Что будет, если одеться не по погоде».

Беседа о свойствах снега; Беседа о правилах поведения на улице зимой; «Лед – опасность»;

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Зима», «Снежинка», «Деревья в инее», «Снеговик», «Дети гуляют зимой на участке»

Аппликация «Пушистые снежинки».

Лепка «Девочка в зимней шубке»

Слушание музыкальных произведений

«Что нам нравиться зимой», муз. Е. Тиличеевой, «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. «Метель» Г. Свиридова».

Консультация для родителей: Папки – передвижки «Зима»

В заключение проекта.

Что узнали?

Что снег бывает липучим и сыпучим – зависит от температуры воздуха.

Снег белый, а лёд прозрачный.

Лёд похож на стекло.

Круговорот воды в природе.

Снег в воде тонет, а лёд плавает.

Снег тает быстрее, чем лёд.

Снег спасает растения от заморозков.

Весной снег и лед тает и земля насыщается влагой.

Заключительный этап. Продукт проекта.

Альбом опытов, экспериментов, наблюдений.

Альбом «Стихи, загадки о зимних явлениях природы»

Снежные поделки на территории участка в детском саду.

Выставки поделок и рисунков на тему проекта.

Список используемой литературы.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (старшая группа).

С.Н. Николаева «Юный эколог»

Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке»

В. А. Дергунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

Н.А Рыжова «Исследования природы в детском саду» 1 часть.

К.Ю. Белая «Образовательные проекты в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Познавательно-исследовательский проект: "Снег и лёд" (исследование удивительных свойств снега и льда).

Неожиданно в группе появились загадочные варежки! Одна варежка была наполнена снегом, а в другой была льдинка!!!...

Познавательно- исследовательский проект "Волшебные свойства снега и льда" краткосрочный

Задачи.Формировать способности исследовательской деятельности на примерах проведения опытов, познавать экологическое влияние снега и льда на землю.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализ...

Познавательно-исследовательской деятельности деятельность «Волшебные свойства магнитов»

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...

Познавательно-исследовательский проект «Волшебные свойства снега и льда»

Формы реализации проекта: наблюдения, опыты, эксперименты, практически-творческая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, игры. Цель. Расширять познавательное представление о свой...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебные свойства снега"

Кратко срочный проект для детей старшего дошкольного возраста....