Познавательно-исследовательской деятельности деятельность «Волшебные свойства магнитов»
проект (старшая группа)

Севостьянова Елена Александровна

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posnavatelskaya_deyatelnost_s_magntoim._.docx68.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

                                                                                                                            

 

Педагогический проект

Познавательно-исследовательской деятельности деятельность

«Волшебные свойства магнитов»

Для детей 5 – 7 лет

 

 

 

 

                           Подготовила: Севостьянова Е.А.

.

г. Энгельс

Пояснительная записка.

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.

Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знание об окружающем мире в процессе деятельности. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, является детское экспериментирование.

Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н.Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:

   детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

   в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);

   в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные

и совершенные, преобразования;

   детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

   в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов.

 

Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка, под целенаправленным педагогическим воздействием переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности дошкольника, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового, через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества со взрослым. 

К 6 – 7 годам экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности у дошкольника как, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

 Актуальность проекта:

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Проблема:

Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяемый в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному

участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей

 Прогнозируемый результат:

  Создать необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

   Формировать у воспитанников представления в рамках определенной проектом темы «Магнит. Магнетизм».

   В процессе работы над проектом у детей будут развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

 

 Тема проекта: «Волшебные свойства магнитов».

 Направленность: познавательно-исследовательский проект.

 Участники проекта: дети группы 5 – 7 лет, воспитатели, родители.

Продолжительность: краткосрочный проект (10.04.2023 – 18.04.2023)

Цель проекта: развивать познавательную активность, интеллектуально – творческий потенциал личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта:

Обучающие:

Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы.

Организовать предметно-развивающую среду.

Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и 

коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.

Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Развивающие:

Развивать интерес к исследовательскому поиску.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

 

  Методы и приёмы педагогического воздействия,

  направленные на развитие детей.

 

 Словесный (беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы, консультации, рекомендации, задания родителям)

 Наглядный (рассматривание иллюстраций, альбомов, наблюдение)

 Практический (экспериментирование, лепка)

 Игровой (дидактические игры, мотивация, обыгрывание проблемных ситуаций)

Формы реализации проекта:

 Занятия

  Беседы

  Наблюдения

 Эксперимент

 Игровая деятельность

 Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы

 

 

 

Этапы реализации проекта:

 

1 этап – подготовительный.

  • Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.  Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности.
  • Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

  • Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

  • Определить эффективность проведенной работы.
  • Провести анализ полученных результатов.

 

План работы по проекту

 

 

Работа с детьми

Дата проведения

 

Ответственные

1.

Беседа на тему «Магнит и его свойства»

 

10.04.2023

 

Воспитатели

 

2.

 

Беседа на тему «Тайны магнита»

 

11.04.20233

Воспитатели

 

3.

 

Чтение отрывка из сказки (про Элю и Железного Дровосека) А.Волкова «Волшебник изумрудного города»

 

11.04.2023

Воспитатели

 

4.

 

Досуг «День изобретений»

 

12.04.2023

Воспитатели

5.

Дидактические игры

12.04.2023

Воспитатели

6.

Чтение художественной литературы

П. Бажов «Серебряное копытце»

13.04.2023

Воспитатели

7.

Экспериментирование «Волшебный магнит», «Бумажные гонки».

14.04.2023

Воспитатели

8.

Конструирование «Магнитный конструктор».

14.04.2023

Воспитатели

9.

Дидактические игры

17.04.2023

Воспитатели

10.

Итоговое занятие «Приключения Незнайки».

18.04.2023

Воспитатели

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный.

 

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

 

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности 

поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. В таком возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

 

Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.

 

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные результаты действенным путем, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

 

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

 

 

Планирования опытно-экспериментальной деятельности

 

 

1- неделя

Беседы

1.            «Магнит и его свойства».

Цель: учить детей отличать магнит от других камней, исследовать его свойства, развивать мышление память, внимание, воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

2.            «Тайны магнита».

Цель: систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; стимулировать самостоятельность и активность детей; способствовать обогащению словаря.

Дидактические игры

1.            «Магнитная азбука»,

2.             Магнитная сказка «Репка»;

3.            «Геометрическая мозаика» и т.п

Эксперименты

1.            «Волшебный магнит».

Цель: Сформировать представление о свойствах магнита, познакомить с физическим свойством «магнетизмом», формировать умение опытным путем выявлять материалы, которые могут стать магнетическими, развивать способность детей вести целенаправленную деятельность, развивать коммуникативные навыки и самостоятельность, воспитательные.

Словарная работа (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).

2.            «Бумажные гонки».

Цель: Уточнить знания детей о магните, какими свойствами он обладает. Раскрыть понятие полюсов магнита. Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита. Закрепить знания детей о практической значимости магнита в жизни людей.

 

Чтение художественной литературы

1. Чтение отрывка из сказки (про Элю и Железного

Дровосека), А.Волкова «Волшебник изумрудного города»,

2. П. Бажов «Серебряное копытце».

Просмотр мультфильмов

Смешарики «Магнетизм», Фиксики «Магнит», Лунтик и его друзья «Магнит».

Продуктивная деятельность

1.Самостоятельная игровая деятельность - «Конструктор магнитнй».

2.Досуговая деятельность «День изобретений».

Задачи:

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Уточнять понятие «человек-изобретатель».

Обогатить знание о мире открытий и изобретений. 

Отрабатывать умение совместно выполнять задания, действия.

Закреплять умения слушать товарища, вести диалог, договариваться в игре.

Работа с родителями

Совместно с родителями была организованна  тематическая зона «Экспериментирование»: приобретены наборы различных конструкторов,   подготовлен дидактический материал на тему «Магнит в нашей жизни».

Итоговое   занятие

«Приключения Незнайки». 

Цельрасширить знания детей в области познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы.

Совершенствовать умение давать развернутое определение материала.

Закрепить умение работать с магнитом, определять материалы, которые могут примагничиваться.

Закрепить слова «примагничиваться», «магнетический». Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Развивать мелкую моторику рук.

  Закрепить знания о правилах техники безопасности во    время работы с магнитом.

  Воспитывать самостоятельность, желание приходить на

  помощь другим.

  Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не

перебивать.

 

 

2 этап – основной.

Беседы

 

1.«Магнит и его свойства»

Цель: учить детей отличать магнит от других камней, исследовать его свойства, развивать мышление память, внимание, воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования. Мы узнаем свами - что такое Магнит и познакомимся с его свойствами. Ребята, а кто-нибудь знает, что такое магнит? Из чего он сделан? (дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь. Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга

Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины (дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать).

2 часть Практическая (опытно-экспериментальная)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам подойти к столу экспериментирования.

В за нашем   столом вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.

Для начала, я расскажу вам интересную историю о магните..

По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель: Ребята, а вы любите опыты? Да.

Опыт.

Что притягивается к магниту?

 

На столе у каждого лежат скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки деревянные кубики, лист бумаги.

(Дети проводят эксперименты и делают вывод).

 

Вывод: Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки — притягиваются к магниту. А остальные предметы нет.

 

 

Опыт.

Может ли магнит действовать через препятствие?

 

Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепка и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.

(Дети проводят эксперименты и делают вывод).

 

Вывод: Магнит может действовать через препятствие.

 

2.«Тайны магнита».

Цель: систематизировать знания детей о магните и его свойствах.

Задачи: выявить материалы, которые могут стать магнетическими; стимулировать самостоятельность и активность детей; способствовать обогащению словаря.

Словарная работа: магнетизм, полюса, магнетит, искусственный магнит, постоянный магнит, лаборатория, профессор, ученые, глобус, компас, магнитное поле.

 

Ход беседы:

Сказка «Приключения с Магнитом»

Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему. А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил. (можно с мамой-рассказчиком, на ушко)

       Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.

  Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг — то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.

    После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.

 Также Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.

 

         — Но, как мы найдем, где Север? — спросил младший капитан. — Наш компас неисправен и находится в ремонте.

         — Я укажу вам север, — спокойно сказал волшебный камень.

         — Как?

         — Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани или плотной бумаги и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко — о другую. Воткните ее в ткань и положите в воду. Иголка покажет направление Юг-Север.

 Капитаны так и сделали. Иголка указала им правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.

   На берегу острова среди камней и мусора, братья-капитаны нашли мешок с чем-то тяжелым.

В нем оказалось письмо. Только оно было какое-то странное. Все очертания перемешивались и скорее напоминали кучку каких-то мелких частиц.

         — Поднесите меня под листок, — хрипло сказал магнит.

      Мальчики поднесли его под лист и, о, чудо! крошки стали двигаться и вскоре превратились в стрелку. Братья пошли в том направлении, куда она указывала.

Вскоре капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.

         — Как же нам клад-то достать? — думали братья. — Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?

         — Да.

         — Тогда, ты нам и поможешь!

   Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ:

     Вскоре им попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись монеты. И снова Магнит помог достать их со дна.

Довольные друзья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл. (Проводим магнитом под «морем». Бумажный кораблик со скрепками послушно «плывет» за ним по картонному морю). А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.

       Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения. С тех пор Магнит в благодарность, стал верой и правдой служить людям.

Конечно, это не все свойства магнита. Но мы теперь знаем, что магнит притягивает железные предметы, что он действует сквозь воду, через картон и через стекло, и даже на расстоянии.

Что-то говорит мне, что на этом знакомство с магнитом у нас не окончены. Так что ждите продолжение. Кстати, а какие у вас любимые опыты с магнитом?

Желаю вам здоровья и побольше приятных эмоций!

Дидактические игры.

 

«Магнитная азбука» - формировать умение составлять слоги, слова из

букв.

 

«Магнитная сказка « Репка» - развивать  мышление, умение рассказывать сказку память.

 

«Геометрическая мозаика» - формировать умение составлять орнамент из геометрических фигур по образцу и по замыслу, развивать логическое мышление, внимание, память.

 

 

 «Магнитные истории» - развивать логическое мышление, умение

составлять историю – рассказ.

 

Эксперименты.

 

1. «Волшебный магнит»

 Взять стакан с водой.

 Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

 Подставить магнит к стенке стакана, поднять магнит, затем опустить.

 

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401446.jpg

 

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

 

2.  «Бумажные гонки».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?

Дети: Ответ детей.

Воспитатель: Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.

Приступаем к гонкам.

В: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

 

Чтение художественной литературы.

 Чтение отрывка из сказки (про Элю и Железного Дровосека)

А.Волкова «Волшебник изумрудного города».

 П. Бажов «Серебряное копытце».

 

Продуктивная деятельность.

 Самостоятельная игровая деятельность –

«Конструктор магнитный».

 Досуговая деятельность – «День изобретений».

 

Конспект досуга для детей 5 –7 лет

на тему «День изобретений»

Цель: формирование у детей первичных представлений об изобретениях и изобретателях. 

 

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина.

Уточнять понятие «человек-изобретатель».

Обогатить знание о мире открытий и изобретений. 

 

Развивающие:

Развивать умение совместно выполнять задания, действия.

 

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать товарища, вести диалог, договариваться в игре.

 

Виды деятельности: Познавательная, речевая.

 

Словарная работа: «человек-изобретатель», наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность; древность, старина, современность.

 

Предварительная работа: Рассматривание книги «Изобретения человека» Ю.Амченков. Чтение Р.Киплин «Кот, который гулял где ему вздумается». Е.Ефимивский «Как птицы и растения, с тобою там и тут … Живут изобретения, открытия живут». Рассматривание парных картинок «От природы к человеку».

Оборудование и материалы: Портрет И.П. Кулибину, картинки иллюстрированных его изобретений. Дидактическая игра «Изобретения человека». Аудио запись колокольного перезвона.

 

Ход досуга:

 Беседа — рассуждение: 

Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел … (нож.)

 

Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем! Как про него можно сказать, какой он?
Изобретатель — такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный.

 

Изобретатель был очень любознательным: все замечал, много наблюдал. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? (ответы детей)

— Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим человеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или умельцем, мастером своего дела, человеком — «золотые руки».

Обсуждение пословиц и поговорок:
Каков мастер — такова и работа.
Дерево дорого плодами, а человек — делами.
Умелые руки не знают скуки.
Дело мастера боится.

Рассказ:

 Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке.

Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым.

Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений. А вы хотите узнать, что он изобрел?

 

Физминутка: «Что произойдет?»

Подними ладошки выше

И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша.

А под крышей – мы с тобой.(Дети складывают руки над головой)
Подними ладошки выше,
А потом сложи другой.

Кто же вышел? Вышли гуси(Дети сгибают руки в локтях перед собой,

– Вот один, а вот другой, поочередно опуская кисти рук)
Подними ладошки выше

И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

Загадки о изобретениях И.Кулибина
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. 
(велосипед)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. 
(автомашина)

Я весь день жужжу-жужжу,
Ветерком тебя стужу. 
(вентилятор)

Беседа
Очень многому человек учился у природы. Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги.

Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица? (Самолет) 

 

Самолет — это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет)

Дидактическая игра «Изобретения человека»


Воспитатель предлагает детям иллюстрации, им надо объединиться в пары и объяснить свой выбор.
(Птица- самолет, стрекоза- вертолет ,кактус- иголка швейная, рыба- ласты и т.д.)

— А что изобрел человек, глядя вот на одуванчик. Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики)

Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол) Вы слышали когда-нибудь, как звонят колокола?

Слушают в аудиозаписи колокольный перезвон.

А колокольчик-цветок не звенитДаже загадка про это есть: 

 

Колокол колышется, а звона не слышится.

 

И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать, и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

Работа с родителями.

Совместно с родителями была организована тематическая зона «Экспериментирование»: приобретены наборы конструкторов, подготовлен дидактический материал на тему «Магнит в нашей жизни».

 

 

Итоговое занятие «Приключения Незнайки»

 

Конспект

итогового занятия

 по познавательно-исследовательской деятельности

на тему «Приключения Незнайки»

для детей 5 - 7 лет

 

Цель: расширить знания детей в области познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Обучающие:

Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы.

Совершенствовать умение давать развернутое определение материала.

Закрепить умение работать с магнитом, определять материалы, которые могут примагничиваться.

Закрепить слова «примагничиваться», «магнетический». закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы с магнитом;

  • Развивающие:

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Развивать мелкую моторику рук.

  • Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, желание приходить на помощь другим.

Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не перебивать.

  • Методы и приемы:

Беседа, вопросы воспитателя, дидактические игры.

  • Материалы и оборудование:

Технические средства – компьютер, видеозапись, магниты (каждому ребенку, различные металлические предметы (скрепки, гайки, и др., предметы из пластмассы, дерева, бумаги, картон (на каждого ребенка), набор «Металлического конструктора»

  • Словарная работа:

Магнитические и немагнитические предметы, магнитная сила, притяжение, примагничивание.

 

 

ХОД образовательной деятельности:

 

1.Вводная часть:

Дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки.

Собрались мы вместе в круг

Ты мой друг и я – твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Ребята сегодня я получила необычное видеописьмо. Но не стала его смотреть без вас.

(Воспитатель включает проектор, вместе с детьми смотрит видеосюжет про «Незнайку».)

Незнайка. «Привет ребята! Вы узнали меня? Это я Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел помочь им ее отремонтировать. Я пошел в автомастерскую, но так и не смог подобрать нужнее детали. Может у вас это получиться. Я вам высылаю в посылке все инструменты и запчасти. А ваша задача отыскать подходящие детали и отремонтировать машину. Помогите мне пожалуйста».

Воспитатель: Ребята как мы можем помочь незнайке? Давайте вспомним, какой предмет поможет нам найти металлически детали от машины.

Дети: ответы детей.

II.Основная часть:

Воспитатель: Вы говорите, что это магнит. Много секретов в себе он хранит! Ребят давайте вспомним, что такое магнит и как им пользоваться. Где и для чего его применяют?  В каких профессиях он служит помощником?  (Картинки «Магнит и профессии» на фланелеграфе.

Коробку с магнитами и лоток с бросовым материалом поставить на стол.)

Ребята у меня тоже магниты и сейчас я вам раздам по 1 магниту. Попробуйте примагнитить 1 предмет и скажите где и для чего его используют.

Вопросы детям:

Какие именно предметы примагничивает магнит?

Почему только металлические, железные? (Так как магнит - это кусок камня, в котором есть миллион маленьких частичек железа, в этом его способность примагничивать металлические предметы).

Воспитатель: Ребята, но не забываем о просьбе нашего друга Незнайки, давайте отыщем металлические детали от машины, которая сломалась у Винтика и Шпунтика.

Сначала посмотрите на машину, каких деталей не хватает. Внимательно посмотрите на детали из посылки, и при помощи магнита найдите нужные детали. Они должны быть только металлические и только те, которые помогут отремонтировать машину. Задание понятно?

(При помощи магнит а находят детали от железного конструктора машины, и сразу по одной детали прикручивают. Идет ремонт машины. Воспитатель помогает детям прикрутить детали машины).

 

Воспитатель: Вот и отремонтировали мы с вами машину. Теперь Незнайка и его друзья будут очень рады и благодарны Вам за такую помощь.

Ребята, а теперь давайте проверим, правильно  ли мы отремонтировали машину или нет?! Скажите мне где должна ездить машина? Правильно по дороге. Выставить дорогу. Ребята у меня как раз подходящая дорога для таких маленьких машин.

Давайте попробуем приложить магнит под стеклом, но поближе к машине и потихоньку двигать магнитом. Что происходит? Машина двигается вслед за магнитом. Магнит имеет свойство притягивать через предметы, но только в том случае если сила магнит больше предмета, который нужно притянуть.  

Физминутка.

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку

Бензовоз, мусоровоз,

с молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

Эксперимент «Магнит и скрепки».

Воспитатель: Мы не можем закончить свое занятия без нового фокуса с магнитом. Сейчас я его вам покажу. Смотрите, я беру магнит, подношу к нему скрепку, она притянулась. К этой скрепке подношу вторую, и она притянулась. Беру третью…  Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит, цепочка не разваливается, почему?

Дети: (предположения) Потому что их магнит намагнитил.

Воспитатель: Скрепки притягиваются друг к другу потому, что магнит может дарить часть своей магнитной силы железным предметам - «намагничивать». 

А теперь вы попробуйте провести точно такой же эксперимент. Проходите за столы возьмите свои магниты и скрепки. Ребята, а у кого из Вас получилась самая длинная цепочка?

(Дети проводят эксперимент).

III. Заключительная часть:

Ребята нам пора заканчивать наше занятие.

Какое доброе дело мы сегодня сделали.

Кто нас попросил отремонтировать машину? Для кого?

А теперь нужно отправить ее обратно. Что для этого нужно сделать?

Давайте упакуем и отправим посылку по адресу.

 

 

Достигнутые результаты:

   Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

   Воспитанники имеют представления в рамках определенной проектом темы «Магнит. Магнетизм».

   У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

 

 

 

Список литературы:

1.     Волкова Е. В, Микерин С. Л., Играем в ученых, Сибирское

         университетское издательство, 2008 г.

2.     Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для

        дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г.

   3. Дыбина О. В. «Их чего сделаны предметы», М., ТЦ «Сфера». 2005г.

   4. Сикорук Л. Л. «Физика для малышей». М, Просвещение. 1996 г

   5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей

       среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.;

      Детство – Пресс, 2008. -128с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект Интегрированной организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства магнита»

Интегрированной организованной образовательнойдеятельности по экологическому воспитанию(окружающий мир, изучение свойств магнита) «Волшебные свойства магнита»Цель: Формирование  познава...

"Волшебные свойства магнита"Экспериментально-исследовательская деятельность детей в старшей группе

Экспериментально- исследовательская деятельность по систематизация знаний детей о магните и некоторых его свойствах. В рамках педагогического проекта: Формирование экологической культуры детей че...

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»

Познавательно-исследовательский проект  в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о магните через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность....