занятие в старшей разновозрастной группе "Как происходит извержение вулкана"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Гречишкина Тамара Ивановна

Дети на протяжении всего занятие знакомятся с вулканом, его строением. Попадают в лабораторию и проводят опыты, как настоящие вулканологи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan.docx486.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение

«Каменно-Ключевской детский сад»

Открытый просмотр мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей разновозрастной группе «Радуга»

Тема: «Как происходит извержение вулкана»

Подготовила и провела

Воспитатель:

           Гречишкина Т.И.

                                                           Прокопьевский М.О

2022г.

Конспект открытого занятия в старшей разновозрастной группе на тему:

«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

Автор: Гречишкина Тамара Ивановна

Образовательное учреждение:МАДОУ«Каменно-Ключевской детский сад»

Возрастная группа:старшей разновозрастной группе

Образовательная область: Познаниеразвитие. Социально коммуникативное развитие.

Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская. Коммуникативная.

Форма проведения: совместная деятельность.

Место проведения: групповая комната.

Цель: Формирование знаний детей через совместную игровую экспериментальную деятельность.

Задачи:        

Образовательные:

1.  формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана; 
2. формировать умение правильного обращения с химическими веществами.
3. показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.

Развивающие:        

  1. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; 
  2.  развивать мыслительные процессы: мышление, воображение, внимание, наблюдательность. 
  3. развивать умение работать в группах самостоятельно по схеме.

Воспитательные:

1. воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

2. воспитывать отзывчивость, взаимопомощь

Интегрируемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное  развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, ответы, художественное слово.

Игровые: превращение в исследователей, физминутка «Вулкан».

Практические: игровая деятельность, выполнение экспериментов.

Словарная работа:

обогащать словарь новыми словами: лава, пемза, магма, жерло вулкана. Познакомить с новым словом- вулканологи. магнитн

        

Материалы и оборудование: Глобус, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер,  

Материалы и оборудование: глобус, плакат «Строение вулкана», макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, картина  Карла Брюллова «Последний день Помпеи», тропинка с препятствиями, музыкальное сопровождение.

Оборудование для экспериментирования:

  • макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, пробирки, штативы, фартуки, нарукавники, шапочки,ложки, схема для проведения опытов.
  •  кусочки пемза. 

Предварительная работа.

Изготовление макета горы вулканического происхождения.

Для изготовления и формирования макета горы понадобилось:  поднос, пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин.

Ход занятия:

Входим в группу.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня у меняотличное настроение, я хочу, чтобы оно и вам передалось. А для этого нам необходимо пожелать друг другу доброго утра и улыбнуться. Давайте сделаем это вместе. (дети встают вместе с воспитателем)

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (повернуться к соседу справа и слева)

Доброе утро, родной детский сад!(руки перед собой)

Видеть гостей здесь сегодня я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила посылку (или лучше, чтобы кто-то принес вам посылку, вы при детях открываете) и вот что в ней нашла (в коробке камни пемза, письмо). «Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Почемучкин. Помогите мне найти ответ на вопрос: откуда взялся этот  камень (пемза) и как он появился на нашей планете?»

- Ребята, а мы поможем Почемучкину найти ответ на вопрос?

Дети: Да.

Воспитатель(Показывает пемзу): Ребята, а кто знает, как этот камень называется?(не знают). Может, у кого-нибудь дома есть такой камень? (рассуждения, предположения детей). Ребята, вам интересно узнать, как он называется и откуда взялся этот камень? Тогда, мы постараемся с вами выяснить это.

Воспитатель: О чем пойдет сегодня речь, вы узнаете, если отгадаете загадку?

 «Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Правильно, мы с вами поговорим про вулканы, а также узнаем, как они связаны с камнем, который прислал нам Почемучкин.

.Как вы думаете, что такое вулкан?        

Дети: Вулкан – это гора, с отверстием на вершине.

Воспитатель:Правильно.

Воспитатель: Ребята, а на какое геометрическое тело похож вулкан?

Дети: на конус.

Показать плакат строением вулкана.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, как устроен вулкан.

Как называется вершина горы, из которой извергается вулкан?

Дети: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Как вы думаете, на что похож кратер  вулкана (похож на чашу, дыру, миску и т. д.)

Воспитатель: Ребята, а что находится внутри вулкана? (Камни, пепел).

А как это можно назвать одним словом?

Дети: это магма.

Воспитатель: Что за канал находится в самой толще горы?

Дети: Это жерло.

Воспитатель: Ребята, а как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?

Дети: Лава.

Воспитатель: Кто-нибудь знает, как просыпается вулкан? (Извержение вулкана начинается тогда, когда собирается много магмы. Вначале происходит взрыв, затем магма поднимается по жерлу вулкана и через кратер выходит наружу лава).

Воспитатель: Кто мне скажет, почему внутри вулкана находится магма, а выходит наружу-лава?

Дети: Потому что магма, это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава.

Вывод: Правильно ребята, магма это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни- это  лава.

Воспитатель: Как вы думаете опасно людям жить рядом с такой горой?

(Да, людям страшно жить рядом с горой, может произойти извержение вулкана)

Ничто не в силах удержать вулкан.  Под его пеплом  погибают  города, острова и даже страны. Страшная трагедия  случилась (произошла) в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея, никому спастись не удалось в этом городе. Через много лет археологам, а кто такие археологи? Археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи».

Как вы считаете, приносят вулканы пользу или нет? (приносят: почва плодородная)

Воспитатель: пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы. А также из вулканической пыли изготавливают лекарства, драгоценные камни.

Скажите мне, пожалуйста, какие бывают виды вулканов? (Дети называют). Ребята, сейчас поделимся на три команды по три человека, у каждой команды своя корзиночка, в которой лежат пазлы. Вам нужно собрать их и назвать вид вулкана?

.Расскажите, какие картинки вы собрали.

 -У вас какой вид вулкана? («Действующий»)

 -Это что за вулкан у вас? (Он  выбрасывает из своего жерла горячие газы и пар).

 -А у вас какой вулкан? («Спящий»?)

- Как вы определили, что он спящий? («спящий» вулкан недавно извергался, видна застывшая лава).

- А у вас какой вид вулкана?(«Потухший»).

А как вы определили, что это потухший вулкан? («Потухший» вулкан покрылся мхом, зеленью)

Ребята, недавно я смотрела телевизор и услышала новость, что где-то у нас в стране произошло извержение вулкана. Может кто-нибудь из вас тоже смотрел эти новости? Правильно на Камчатке снова проснулся вулкан Шевелуч. Высота выброса составила 5000метров над уровнем моря.

Камчатка – это дальневостовный край. С высоты Камчатка похожа на гигантскую пустыню. Это край суровой Северной природы. А вы знаете, что на Камчатке находится самый большой вулкан, который называется «Ключевская сопка». На полуострове более 300 вулканов, одни спят, а другие показывают свой нрав.

Воспитатель:Ребята, вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка «Вулкан».


Стихотворение

Движения

Вулканы нашиначали "играть" - 

Из жерла сразу лаву извергать.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний  расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза

Но вот он начал уставать - 

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -


Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят».

Воспитатель: Отдохнули? Ребята, подскажите, как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Дети: Нет.

Воспитатель: Их называют вулканологами.

 Повторим вместе это трудное слово (а теперь повторяют  1,2ребенка). Вулканологи постоянно следят за жизнью вулканов (показать картинку).

Это опасная профессия. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. А зачем вулканологам нужна эта специальная одежда?

Дети: Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко.

Воспитатель: У вулканологов  есть специальные приборы, которые могут точно определить, когда проснется вулкан. И тогда ученые предупреждают людей об опасности, и люди покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана.

Скажите, а вы бы хотели  статьучеными вулканологами?

Тогда, ребята, повторяйте вместе со мной: (кружимся) раз, два, три, четыре, пять, в ученых дружно превращаемся сейчас. Вот мы и превратились в ученых. Ученые проводят свои опыты где? (в лаборатории).

Воспитатель: Вы бы хотели побывать в лаборатории? (Да). У каждого из вас на запястье какой руки находится браслет. Добраться до лаборатории нам помогут волшебные стрелки. Какого цвета у вас браслет, на стрелку такого же цвета встаем и идем.

Вот мы с вами и попали в лабораторию.  Смотрите, в нашей лаборатории есть халат, это халат для профессора, он как раз моего размера. Можно я буду профессором, а вы будете моими помощниками, для вас в нашей лаборатории есть фартуки и нарукавники! Давайте все это наденем. Теперь у нас настоящая лаборатория, в ней есть и профессор, и помощники, и все для опыта тоже есть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, на столах стоят макеты каких вулканов? (Спящих) Вы хотите разбудить наш спящий вулкан? Мы с вами попробуем их разбудить, но прежде, чем провести опыт, вспомним правила поведения в лаборатории:

  1. Вести себя тихо, не трогать ничего без разрешения.
  2. Работать только на своем месте.
  3. Не пробовать на вкус.
  4. Почему? (Потому что мы не знаем, что это такое и можем отравиться.
  5. Соблюдать осторожность.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, которую я для вас приготовила.  Кто мне поможет ее прочитать?

1 -  высыпаем вещество из пробирки № 1  (это пищевая сода).
2 - Затем высыпаем вещество из пробирки №2  (
это лимонная кислота).

3 - Из пробирки №3  добавляем 10 капель красной краски  (пипетка)

Воспитатель:Внимание, приступаем к работе, соблюдая правила безопасного поведения. А я профессор буду наблюдать за правильным выполнением задания.

-Ребята, что из ваших вулканов выходит? (выходит, пузырясь лава.) (Дети наблюдают извержение вулкана)

- Вам интересно, что происходит  с лавой дальше?

Лава кипит, бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками, который называется пемза.Ребята, вы поняли, откуда  появилась пемза? (из вулканической лавы). Мы нашли ответ на вопрос Почемучкина? (Да.) Когда мы вернемся в группу, то напишем с вами ответ Почемучкину?

Вывод:Сегодня мы с вами оживили вулканы в нашей лаборатории.

Мы с вами были учеными-вулканологами.

А теперь снимаем фартуки, ведьнам пора возвращаться в группу (говорим 1, 2, 3, 4, 5 в детский сад возвращаемся опять).

Воспитатель: Дети, вам интересно было сегодня в лаборатории? Если вам понравилось наше путешествие, то нарисуйте на смайлике веселую улыбку. А, если у вас возникли трудности, то тогда рисуем грустную улыбку.  Но рисовать будем одновременно двумя руками, всем понятно, приступайте.  Забирают смайлики домой.

Воспитатель:
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали  аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.Ребята, помните, что Земля без нас будет  жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это  будет всегда.

Ребята, я хочу вам подарить вам эту энциклопедию, чтобы вы изучали природные явления, любили и берегли нашу планету. Пройдемте в группу и рассмотрим ее.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старшей группы "Как происходит извержение вулкана?"

Данный конспект знакомит детей с природным явлением "вулкан", а также дает детям возможность в процессе опытов познакомиться с извержением вулкана в минилаборатории....

Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...

Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности " Как происходит извержение вулкана" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности " Как происходит извержение вулкана" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»Цель:Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.Зада...

Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"

Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"...

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе«Как происходит извержение вулкана»Березовская Светлана Сергеевна. МАДОУ ЦРР д/с 30 «Дельфинёнок» г.Хи...