Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

«Как происходит извержение вулкана»

Березовская Светлана Сергеевна. МАДОУ ЦРР д/с 30 «Дельфинёнок» г.Химки


Конструкт экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»

Конструкт экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

Группастаршая

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельностьэкспериментирование.

Тема: "Как происходит извержение вулкана".

Образовательная область: Познавательное развитие.

Форма организацииподгрупповая

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания о вулкане, его строении;

2. Обогатить сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

4. Создать условия для развития самостоятельности и инициативности.

5. Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан, и т. д.)

6. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Материалы: конверт с карточками, на которых лимонным соком написано слово "вулкан" на каждого ребенка; пластмассовые стаканчики с водой, смешанной с йодом, соком, с красителями; кисточки, поддоны для грязных кисточек, тарелка-поддон, сода, моющее средство, красный краситель, вода, молоко, лимонная кислота.

Индивидуальная работа:

- активизировать в речи детей слова магма, жерло, кратер, лава, вулкан;

- развивать память, через припоминание и воспроизведение пошаговых действий выполнения эксперимента.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5. возрастная адекватность дошкольного образования.

Описание деятельности:

1. Мотивационно-целевой этап.

Задача:

Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность

Воспитатель: - Ребята, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию «Юные исследователи».

- Хотите узнать тему нашего исследования?

- Давайте откроем конверт и посмотрим что нарисовано на карточках, сегодня это явление природы мы и будем исследовать.

2. Целеполагание.

Задача:

Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения

Ребята, наверное, этот рисунок нарисован невидимыми чернилами, но вы не расстраивайтесь.

Дети не могут разобрать изображение, потому что оно нарисовано лимонным соком

задают вопросы, делают предположение, почему на листочках ни чего не видно.

Воспитатель:- Давайте отгадаем загадку. Если вы правильно отгадаете ее, то узнаете название явления, которое нарисовано на карточках.

Загадка:

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую? слововулкан

Дети отгадывают загадку, высказывают свои варианты ответов

3. Выдвижение гипотез.

Задача:

Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Хотите проверить, вулкан нарисован на карточках или нет?

Воспитатель: Как мы можем это сделать?

Сейчас мы это проверим. Но, прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним, что необходимо сделать сначала.

Воспитатель вместе с детьми закрепляет правила безопасности: 1. Внимательно слушать. 2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, среди них могут встретиться ядовитые.

3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

4. Жидкость с восклицательным знаком, можно брать только взрослому.

5. Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.

6. Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование

4. Планирование деятельности по проверке гипотезы

(обсуждение алгоритма действий).

Задача: Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

Предлагает детям подойти к столу, на котором стоят баночки с разными жидкостями (1 - молоко, 2 - вода, 3 - вода с йодом). Объясняет, что каждому ребенку необходимо смазать карточки разными жидкостями и выяснить, под воздействием какой жидкости проявится слово.

Дети участвуют в планировании деятельности

5. Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.

Задача: Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам, учить действовать в соответствии с алгоритмом. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Проведение эксперимента. После проведенной работы, выясняют, рисунок проявился под воздействием воды с йодом, жидкости под № 3. На рисунке изображен вулкан

Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

6. Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Физ.минутка:

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой. (качают головой)

Мы руки поднимаем, (поднимают руки)

Потом их отпускаем, (опускают)

Смело мы идем вперед, (шагают на месте)

Где вулкан уже нас ждет.

7. Выдвижение гипотез.

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения

Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к вулкану. Послушайте интересную легенду. «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

- Как вы думаете, с чего начинается извержение вулкана?

Извержение вулкана начинается с появления дыма.

- Затем происходит взрыв.

- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю, огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт, далеко от вулкана она застывает, и превращается в камни. Это пемза - кусочек застывшей лавы.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать извержение вулкана сами?

8. Планирование деятельности: Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы

Приступаем к эксперименту. Дети сами договариваются меж собой, кто какой материал будет засыпать в жерло вулкана и несут на рабочий стол. Совместно с воспитателем приступают к опытам.

9. Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.

Повышать интерес к экспериментальной деятельности. Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Берем приготовленный вулкан, заранее сделанный из соленого теста.

В "кратер вулкана, т. е. бутылку в макете;

насыпаем 1 стакан соды;

добавляем 2 ложки красной краски (гуаши);

затем - 10 ложек жидкого мыла.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается

Это взаимодействуют вещества кислота лимонная и сода

Спрашивает у детей, что наблюдаете?

Чем наш вулкан, отличается от настоящего?

Ответы детей:

Наш вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на самом деле и др.

10. Фиксация преобразований объекта.

Задача:

Сравнить полученные результаты.

Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения

А теперь давайте вспомним, как мы получили извержение вулкана, чем мы еще сегодня занимались в нашей лаборатории? Из вас получились хорошие исследователи. Наше исследование подошло к концу, и в заключении я хочу предложить вам, ребята, зарисовать наш извергающийся вулкан.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

11. Выводы.

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

А теперь я хочу вас попросить помочь мне сделать выводы. С помощью, каких веществ мы смогли с вами сделать извержение вулкана?

Вывод: Опыт показывает взаимодействие соды с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

А почему мы с вами сразу не смогли увидеть рисунок на карточках, и с помощью чего мы смогли его проявить?

Вывод: надпись была написана лимонным соком, под воздействием настойки йода, содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому, надпись проступает в виде белых букв или знаков, если надпись зашифровали

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

12. Рефлексия

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.

- Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? - - С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё какие ни, будь опыты?

Дети вступают в общение.

13. Открытость, ориентация на дальнейшее исследование.

Задача: Смотивировать детей на дальнейшие исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_eksperimentalno.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

«Как происходит извержение вулкана»

Березовская Светлана Сергеевна. МАДОУ ЦРР д/с 30 «Дельфинёнок» г.Химки


Конструкт экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»

Конструкт экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

Группастаршая

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельностьэкспериментирование.

Тема: "Как происходит извержение вулкана".

Образовательная область: Познавательное развитие.

Форма организацииподгрупповая

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания о вулкане, его строении;

2. Обогатить сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

4. Создать условия для развития самостоятельности и инициативности.

5. Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан, и т. д.)

6. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Материалы: конверт с карточками, на которых лимонным соком написано слово "вулкан" на каждого ребенка; пластмассовые стаканчики с водой, смешанной с йодом, соком, с красителями; кисточки, поддоны для грязных кисточек, тарелка-поддон, сода, моющее средство, красный краситель, вода, молоко, лимонная кислота.

Индивидуальная работа:

- активизировать в речи детей слова магма, жерло, кратер, лава, вулкан;

- развивать память, через припоминание и воспроизведение пошаговых действий выполнения эксперимента.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5. возрастная адекватность дошкольного образования.

Описание деятельности:

1. Мотивационно-целевой этап.

Задача:

Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность

Воспитатель: - Ребята, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию «Юные исследователи».

- Хотите узнать тему нашего исследования?

- Давайте откроем конверт и посмотрим что нарисовано на карточках, сегодня это явление природы мы и будем исследовать.

2. Целеполагание.

Задача:

Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения

Ребята, наверное, этот рисунок нарисован невидимыми чернилами, но вы не расстраивайтесь.

Дети не могут разобрать изображение, потому что оно нарисовано лимонным соком

задают вопросы, делают предположение, почему на листочках ни чего не видно.

Воспитатель:- Давайте отгадаем загадку. Если вы правильно отгадаете ее, то узнаете название явления, которое нарисовано на карточках.

Загадка:

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую? слововулкан

Дети отгадывают загадку, высказывают свои варианты ответов

3. Выдвижение гипотез.

Задача:

Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Хотите проверить, вулкан нарисован на карточках или нет?

Воспитатель: Как мы можем это сделать?

Сейчас мы это проверим. Но, прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним, что необходимо сделать сначала.

Воспитатель вместе с детьми закрепляет правила безопасности: 1. Внимательно слушать. 2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, среди них могут встретиться ядовитые.

3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

4. Жидкость с восклицательным знаком, можно брать только взрослому.

5. Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.

6. Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование

4. Планирование деятельности по проверке гипотезы

(обсуждение алгоритма действий).

Задача: Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

Предлагает детям подойти к столу, на котором стоят баночки с разными жидкостями (1 - молоко, 2 - вода, 3 - вода с йодом). Объясняет, что каждому ребенку необходимо смазать карточки разными жидкостями и выяснить, под воздействием какой жидкости проявится слово.

Дети участвуют в планировании деятельности

5. Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.

Задача: Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам, учить действовать в соответствии с алгоритмом. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Проведение эксперимента. После проведенной работы, выясняют, рисунок проявился под воздействием воды с йодом, жидкости под № 3. На рисунке изображен вулкан

Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

6. Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Физ.минутка:

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой. (качают головой)

Мы руки поднимаем, (поднимают руки)

Потом их отпускаем, (опускают)

Смело мы идем вперед, (шагают на месте)

Где вулкан уже нас ждет.

7. Выдвижение гипотез.

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения

Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к вулкану. Послушайте интересную легенду. «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

- Как вы думаете, с чего начинается извержение вулкана?

Извержение вулкана начинается с появления дыма.

- Затем происходит взрыв.

- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю, огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт, далеко от вулкана она застывает, и превращается в камни. Это пемза - кусочек застывшей лавы.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать извержение вулкана сами?

8. Планирование деятельности: Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы

Приступаем к эксперименту. Дети сами договариваются меж собой, кто какой материал будет засыпать в жерло вулкана и несут на рабочий стол. Совместно с воспитателем приступают к опытам.

9. Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.

Повышать интерес к экспериментальной деятельности. Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Берем приготовленный вулкан, заранее сделанный из соленого теста.

В "кратер вулкана, т. е. бутылку в макете;

насыпаем 1 стакан соды;

добавляем 2 ложки красной краски (гуаши);

затем - 10 ложек жидкого мыла.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается

Это взаимодействуют вещества кислота лимонная и сода

Спрашивает у детей, что наблюдаете?

Чем наш вулкан, отличается от настоящего?

Ответы детей:

Наш вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на самом деле и др.

10. Фиксация преобразований объекта.

Задача:

Сравнить полученные результаты.

Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения

А теперь давайте вспомним, как мы получили извержение вулкана, чем мы еще сегодня занимались в нашей лаборатории? Из вас получились хорошие исследователи. Наше исследование подошло к концу, и в заключении я хочу предложить вам, ребята, зарисовать наш извергающийся вулкан.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

11. Выводы.

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

А теперь я хочу вас попросить помочь мне сделать выводы. С помощью, каких веществ мы смогли с вами сделать извержение вулкана?

Вывод: Опыт показывает взаимодействие соды с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

А почему мы с вами сразу не смогли увидеть рисунок на карточках, и с помощью чего мы смогли его проявить?

Вывод: надпись была написана лимонным соком, под воздействием настойки йода, содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому, надпись проступает в виде белых букв или знаков, если надпись зашифровали

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

12. Рефлексия

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.

- Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? - - С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё какие ни, будь опыты?

Дети вступают в общение.

13. Открытость, ориентация на дальнейшее исследование.

Задача: Смотивировать детей на дальнейшие исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старшей группы "Как происходит извержение вулкана?"

Данный конспект знакомит детей с природным явлением "вулкан", а также дает детям возможность в процессе опытов познакомиться с извержением вулкана в минилаборатории....

Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»Цель:Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.Зада...

Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"

Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"...

Конспект открытого занятия в младшей группе группе «КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

Конспект открытого занятия в младшей группе группе«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»                            ...

занятие в старшей разновозрастной группе "Как происходит извержение вулкана"

Дети на протяжении всего занятие знакомятся с вулканом, его строением. Попадают в лабораторию и проводят опыты, как настоящие вулканологи....