Метеостанция.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Каткова Светлана Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katkova_pogosyan.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 22 « Пташка »

МЕТЕОПЛОЩАДКА

В ДЕТСКОМ САДУ

C:\Users\Азамат\Desktop\i.jpg

Введение

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активном приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Методическая  разработка « Метеоплощадка в МДОУ »

Каткова  С. С.,  Погосян  В. М., воспитатели  МДОУ «Детский сад № 22 «Пташка»

                                                                 

Пояснительная записка

Актуальность

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно - пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

-эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость. Мы надеемся, что проведенная нами работа даст возможность приобрести свой опыт. Личный опыт постепенно станет для детей движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Новым элементом развивающей среды в нашем МДОУ стала, созданная на территории  МДОУ «метеоплощадка».

Вид проекта:

информационно – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

Вторая младшая группа 3-4 года

Продолжительность проекта:

Декабрь 2021г. - январь 2022г.

Запланированные формы работы по проекту:

1. Беседы

2. Наблюдения в природе

3. Книга народных примет

4. Опыты-эксперименты

5. Чтение художественной литературы

6. Дидактические игры

7. Сюжетно-ролевые игры

8. Слушанье музыки

Содержание проекта:

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.

Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (термометр, дождемер, ветряной рукав, снегомер, шкала измерения силы ветра).

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

- наблюдать за небом и облачностью,

- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

- измерять количество осадков с помощью дождемера,

- определять температуру воздуха с помощью термометра,

Перспективный план работы над проектом

Что такое метеостанция? Познакомить с метеостанцией и её оборудованием. Презентация.

Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными явлениями беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы: знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду;

Откуда дует ветер?

Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Занятие на метеоплощадке

Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра. Занятие на метеоплощадке.

Работа на метеоплощадке. Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке.

Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес.

 Оборудование детской метеостанции:

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Термометр используется для измерения температуры воздуха.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер - служит для измерения количества осадков.

Снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова

Солнечные часы - позволяют детям учиться определять время по солнцу.

Цель: обучать детей элементарному прогнозированию состояния погоды

Задачи:

1. обучать детей снятию показаний приборов;

2. предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой;

3.изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года;

 4.изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с изменениями в окружающей среде.

5.обеспечение условий для проведения детьми исследований.

Предполагаемые результаты:

-развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;

-иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силы ветра, о частях света;

-знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Оборудование метеоплощадки на территории МДОУ.

    Наблюдение за ветром.

 Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скорость. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава, а так же компаса  флажков и султанчиков.

Ветряной рукав - позволяет определить силу ветра. Штиль-листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер-колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер-слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер-листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развивает рукав. Умеренный ветер-ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Сильный ветер-качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Температура воздуха.

Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Наблюдения  за температурой воздуха  состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр расположен на метеодимике. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры ,стоящие около делений , показывают число градусов. Ноль-граница между градусами тепла и холода. Отсчет температуры ведут от ноля градусов. Вверх от ноля отсчитывают градусы тепла, вниз-градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5, а пять градусов холода так: -5.

Наблюдение за осадками

Дождемер –используется для измерения количества выпавших осадков. Наблюдение за снежным  покровом- состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется его признаками: равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный(небольшие сугробы).Без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы). С проталинами. Лежит только местами. Снегомер-применяется для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова. Он изготовлен из трубки  длиной 140 см, толщиной 2 см, имеет шкалу в сантиметрах.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа "Детская метеостанция"

Данная публикация является развитием ранее выполненной мною работы на тему "Ознакомление дошкольников с некоторыми природными явлениями в условиях детского сада" и содержит в себе ход модернизации и с...

Прогнозирование погоды и создание мини-метеостанции в детском саду.

В возрасте 5-6 лет моих детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При набл...

Метеостанция как объект экологической тропы на территории детского сада.

Описание метеостанции,её роль в экологическом воспитании.Мастар класс по изготовлению улечного термометра....

Игровое пособие для развития речевого дыхания "Метеостанция"

Для  формирования воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:§  упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;§  обращать внимание на то, чтобы ребён...

Метеостанция

В этом году на экологической тропе в детском саду появилась метеостанция . Это реализация творческих вдохновений воспитателей и родителей поможет детям лучше понимать природные явления,анализировать ...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

"Метеостанция" -проект по оборудованию метеостанции на площадке ДОО собственными силами

в проекте указаны цель, задачи, возможные варианты изготовления оборудования, словарик юного метеоролога...