Краткосрочный проект по познавательному развитию "Перелётные птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Краткосрочный проект по познавательному развитию "Перелётные птицы" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект (старшая группа) на

тему:     «Перелетные птицы»

C:\Users\User\Downloads\0_3b9c4_4aa3fb62_orig.gif

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                               "Центр развития ребенка - детский сад № 2 "Дельфин"

Краткосрочный проект по познавательному развитию

«Перелётные птицы»

Воспитатели: Минакова О.Ю.

Шилова Н.В.

2023 г

 Тема проекта: «Перелетные птицы»

Актуальность: что же заставляет перелётных птиц ежегодно осенью и весной совершать дальние путешествия? Работа над проектом позволит ответить на этот вопрос, углубить и расширить знания детей о перелетных птицах. Послужит воспитанию у детей заботливого и бережного отношения к природе, формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в трудное для них время.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники и родители старшей группы.

Сроки реализации: апрель.

Цель проекта: расширение знаний детей о перелетных птицах, воспитание у детей любви к живой природе.

Задачи:

• систематизировать знания детей о перелетных птицах, о их жизни в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания;

• закрепить представление о внешнем виде, частях тела;

• развивать связную речь, обогащать словарный запас детей посредством игровой деятельности существительными;

• воспитывать ответственное отношение к окружающей природе;

• провести наблюдения с детьми за птицами во время прогулки (кто прилетает раньше всех, кого называют «предвестники весны», кто из птиц прилетел в марте, апреле, мае);

• активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный: определение проблемы, постановка цели, задач. Подбор методической литературы. Сбор информации, литературы и дополнительного материала.

2 этап – основной:

• беседы: «Перелетные птицы», «Перелетные птицы нашего края», «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются», «Кормление птиц – что можно, что нельзя»,

• рассматривание иллюстраций с перелетными птицами, наблюдение во время прогулки,

• чтение стихотворений про птиц, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок;

• прослушивание голосов птиц, просмотр видеороликов о пернатых,

• игры: дидактические: «Угадай по описанию» и «Назови перелетную и зимующую птичку», «Сколько птичек», сюжетно-ролевые: «Птичник», подвижные: «Перелетные птички», «Гуси-гуси»

• наблюдения за птицами на прогулке.

ООД:

1. Коммуникативная деятельность. Развитие речи – «Перелетные птицы», «Опиши птичку».

2. Познавательная деятельность. Познание мира – «Перелетные птицы нашего края»

3. Чтение художественной литературы – Л. В. Соколов «Почему перелетные птицы возвращаются домой», М. А. Несмеянова «Здравствуйте, птицы!».

4. Художественно-эстетическая деятельность. Рисование – «Птицы нашего края».

5. Художественно-эстетическая деятельность. Лепка – «Птичка».

6. Художественно-эстетическая деятельность. Аппликация – «Скворечник».

3 этап – итоговый: выставка творческих работ: рисование «Птицы нашего двора», лепка «Птичка», аппликация – «Скворечник», раскраски, кормление птиц на территории детского сада.

Достигнутый результат: в совместной работе над проектом дети активно участвовали, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности. У участников проекта систематизировались знания о птицах. Дети закрепили знания о перелетных птицах нашего края, их внешнем виде, голосах, особенностях. У ребят сформировались представления об образе жизни птиц.

Проект опирается на научные принципы её построения (в соответствии с ФГОС).

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы,

типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка, создание эмоциональной

вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение

работоспособности.

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого

ситуации успеха.

Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается

путём использования в работе активных методов и форм обучения.

1 этап: Подготовительный.

Чтение рассказов и стихов о птицах. Рассматривание картинок и иллюстраций с

изображениями птиц. Приобщение родителей к совместной деятельности. Дидактические

игры.

2 этап: Основной.

Беседа на тему «Берегите птиц!». Чтение художественной литературы о птицах. «Вечер

загадок». Узнавание птиц по описанию, по повадкам (клюёт, летает, вьёт гнездо).

Познавательное развитие.

Птицы, которые прилетают весной. (Грач, скворец, ласточка, жаворонок.)

Закрепить знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок,

ласточка. (Дети слушают рассказы и стихи о птицах, рассматривают картинки и иллюстрации,

находящиеся в группе на доске.)

Художественно-эстетическое развитие. Конструирование

Домики для птиц (из конструктора, имеющегося в группе).

Учить делать несложные постройки и обыгрывать их. Развивать навыки анализа и сравнения,

сравнивать по виду, месту обитания, особенностями жилища, питания, выведения птенцов.

Речевое развитие.

Заучивание и чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок,

примет о птицах. Отгадывание загадок о птицах. Чтение художественных произведений о

птицах

К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н.Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»;

А.Плещеев «Сельская песенка»; О.Высотская «Журавли»; А.Майков «Ласточка примчалась»;

Н. Сладков «Ласточка».

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Прилет птиц.

Учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц; показать красоту

перелетных птиц и их птенцов.

Художественно-эстетическое развитие. Лепка.

Показать красоту природных объектов: перелетных птиц и их птенцов; создавать

декоративные композиции из фигурок птиц, деревьев, гнезд, «Птичий двор»; развивать

мелкую моторику.

3 этап: Заключительный.

Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы».

Выставка рисунков детей, поделок. Выставка скворечников. Сделали  «Птичий двор» на тери

орий детского сада                            

Вывод .

Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных

птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и

раскрашивали птиц. Принимали участие в изготовлении скворечников, что помогло укрепить

взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой,

стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными

родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые

должны помогать птицам. Дети с гордостью показывают свои скворечники, которые

находятся на участке, всем гостям. Они стали более отзывчивыми и добрыми.

 

 

C:\Users\User\Downloads\0_3b9c4_4aa3fb62_orig.gif

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                               "Центр развития ребенка - детский сад № 2 "Дельфин"

Занятие -викторина по познавательному развитию

«Перелётные птицы»

Воспитатели: Минакова О.Ю.

Шилова Н.В.

2023 г

Цели :

1. Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.

2. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином»«цепочкой»«стайкой».

3. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

4. Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

1. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

2. Чтение рассказов о птицах.

3. Наблюдение на прогулке за птицами.

Ход занятия.

Воспитатель:

-По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?

Дети:

- Голова и тело покрыто перьями.

- У них есть крылья.

- Они умеют летать.

Воспитатель:

-А каких птиц называют перелетными?

Дети:

- Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.

Воспитатель:

-Назовите перелетных птиц?

Дети:

-Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

Воспитатель:.

- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Что за птица –

На яйцо не садится,

По чужим гнёздам шныряет,

Своих деток не знает.

Дети:

-Кукушка.

Воспитатель:

-Молодцы. Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

Дети:

-Жаворонок.

Воспитатель:

-Молодцы.

Воспитатель включает аудиозапись песни соловья.

Воспитатель:

Еще одна загадка:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети:

-Аист.

Воспитатель:

-Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.

-А сейчас проведё м физкультминутку:

Физкултминутка«Перелетные птицы»

Насекомые пропали,

Птицы в лесу заскучали.

Взмахи руками (крыльями).

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать?

Пальцы рук к вискам головы,

покачивание головы вправо – влево.

Вместе собрались,

Стаей назвались.

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Останавливаются, приседают.

Снова взлетели,

Дальше полетели.

Встают, бегут по кругу, машут крыльями.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите.

Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.

Воспитатель:

-А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицыВ слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

• Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются

насекомыми, потому что. /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

• Да можно назвать лесным доктором, потому что. /он достает

жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что. /она не вьет

себе гнезда/.

• Все люди любят слушать соловья, потому что. /он красиво поет,

заливается/. и др.

• Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что. /им нужно

выводить птенцов/.

Воспитатель:

-В заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

 

 

Разработана: воспитателем  Полянская Наталья Владимировна высшей

квалификационной категории                                                                                                        

 

 

 

 

Педагогический краткосрочный проект в  старшей группы

«Перелетные птицы»

Разработал и провёла Н  В  Полянская

Возраст участников проекта : дети 5-6 лет.

Состав проектной группы : воспитатели и воспитанники   ,

 

Вид проекта : информационно – исследовательский, групповой , краткосрочный, творческий,

интегрированный.

Сроки реализации проекта : весна-  лето

Проблема проекта -осознание детьми значения птиц в природе .

Актуальность проекта : птицы окружают нас , принося людям пользу и радость. В

настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.

Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт

с птицами , существами активными, привлекательными, подвижными. И мы, педагоги,

совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления

о птицах , их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром

природы. Основной целью экологического воспитания является формирование осознанно-

правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно

контактируют. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам,

насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту

слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.И

тогда, может быть. в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих

животных, вокруг будут звенеть птичьи трели, реки станут глубокими и прозрачными, а люди

добрее.

Условиями реализации проекта являются : систематизация материала по

теме « Перелетные птицы » , изучение методической литературы, подбор произведений

детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе . В создании

развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что

позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.

Ожидаемые результаты проекта :

1. В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края , их

особенностях и значении в жизни человека и природы.

2. Повысить экологическую грамотность.

3. Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического

содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и

методическая литература, аудио видеозаписи о птицах родного края ).

4. Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к птицам и другим

животным родного края.

1 этап-постановка целей и задач  

Цель проекта :

расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование

бережного и заботливого отношения к ним.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных

условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов,

как приспосабливаются к жизни весной после перелёта; закрепить представления о внешнем

виде и о частях тела перелётных птиц.

Учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации.Формировать умение

правильно держать ножницы и пользоваться ими.Продолжать учить в процессе рисования

передавать характерные особенности внешнего вида птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме "Зимующие птицы" в старшей группе.

Краткосрочный (недельный) проект по теме "Зимующие птицы".Вид проекта информационно-творческий.Предлагаю в виде модели проекта....

Краткосрочный проект "Перелётные и зимующие птицы"

Проект разработан для детей 5-7 лет, включает различные этапы работы во всех образовательных областях....

Краткосрочный проект в средней группе "Птицы - наши друзья"

Цель проекта:Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Паспорт проекта Краткосрочный проект по познавательному развитию «Потешки»

Актуальность проекта: В дошкольном детстве происходит очень важный , уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую...

Краткосрочный проект на тему: "Зимующие птицы"

Данный материал пригодится воспитателям логопедических групп....

Краткосрочный проект "Домашние животные и птицы"

Дети в недостаточной степени имеют  представления об образе жизни, повадках, питании домашних животных и птиц. Общение с животными, если оно происходит бесконстрольно, может принести не только по...