Методические рекомендации по использованию дидактического материала "Муравей и бабочка"
методическая разработка по окружающему миру

Спиридонова Марина Сергеевна

Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_muravey_babochka.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию дидактического материала в рамках тематической недели.

 «Бабочка»

Рисуем бабочку

Цель: Закреплять умение правильно держать карандаш в руке, выполнять штриховку, не выходя за контур. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость и аккуратность, цветовое восприятие.

Содержание работы: раскраски.

Дидактическое пособие «Цикл развития бабочки».

Цель: Дать натуралистические знания о цикле развития насекомых (бабочки). Развивать мышление, речь, формировать познавательный интерес. Воспитывать любознательность, пытливость ума.

Содержание пособия: иллюстрированные карточки–мемори с изображением этапов развития насекомых, раскраски.

Дидактическое пособие «Выложи камушками».

Цель: Закреплять натуралистические знания о насекомых. Развивать мелкую моторику, сенсорные эталоны цвета и величины. Воспитывать усидчивость, произвольное внимание.

Содержание работы: Дети выкладывают на карточки-картинки цветные камушки, пробки, пуговицы…, сочетая их по цвету и величине с рисунком. Можно играть вдвоем, используя элемент соревнования («кто быстрее?»).

Дидактические пособия «Лабиринт», «Проводилки».

Цель: Развитие моторики и координации движений, воспитание усидчивости и произвольного внимания, подготовка руки ребенка к письму.

Содержание работы пропечатано на карточке-задании.

Дидактическое пособие «Карточки количества».

Цель: Упражнять детей в количественном счете предметов в пределах первого десятка, закреплять знание цифр и умение соотносить их с количеством. Развивать мышление и речь; воспитывать произвольное внимание, усидчивость.

Содержание работы: Детям предлагается сосчитать количество бабочек на карточке и указать соответствующую цифру, положив на нее фишку или прижав прищепкой.

Дидактическое пособие «Продолжи логический ряд».

Цель: Развитие логического мышления, моторики; воспитание усидчивости и произвольного внимания.

Задание детям: Предлагаем внимательно посмотреть на картинку и продолжить ряд, используя карточки. Вместе с ребенком обсудить правильность выбранного решения.

Дидактические пособия «Мемори - бабочки», «Соедини одинаковых».

Цель: Учить видеть и показывать идентичные изображения, развивать внимание и мышление.

Содержание работы: Ребенку предлагается найти одинаковых бабочек на карточке, обозначив их пальчиками или соединив, проведя черту фломастером.

Дидактическое пособие-пазл «Развитие бабочки».

Цель: Закрепить натуралистические знания о цикле развития насекомых (бабочки). Развивать мышление, речь, формировать познавательный интерес. Воспитывать любознательность, усидчивость.

Задание детям: предложить последовательно отобразить этапы развития бабочки, собрав воедино части пазла, рассказать о каждом цикле развития.

Дидактическая игра «Рассмотри картинку».

Цель: Развивать речь, воображение, образное мышление  детей. Воспитывать усидчивость и произвольное внимание.

Задание детям:  Предложить, используя вырезанную бабочку-картинку, полетать по цветочкам, внимательно рассмотреть их, назвать и описать. На карточке с мелким изображением найти цветы-мемори, используя лупу.

Дидактическое пособие «Рисуем по цифрам».

Цель: Закрепить понятие «цифры», знать их последовательность. Развивать моторику, координацию движений, образное мышление, готовить руку ребенка к письму.

Содержание упражнения: С помощью взрослого дети обводят рисунок по цифрам, соблюдая их последовательность, закрашивают контур цветными карандашами.

Дидактическое упражнение «Сложи слово»

Цель: Учить различать графическое начертание букв, упражнять в выкладывании слов по аналогии, называть отдельные буквы. Развивать мышление, мелкую моторику.

Задание детям: «Выложи такое же слово при помощи маленьких карточек. Какие буквы ты знаешь? Покажи их»

Дидактическое упражнение «Сортируй буквы».

Цель: Знакомить с буквой Б, учить различать размер и графическое начертание букв. Классифицировать буквы по принципу заглавных и строчных.

Задание детям: разложить все буквы в два окошка карточки, назвать их. Объяснить детям разное назначение строчных и заглавных букв.

Дидактическое упражнение «Сортируй бабочек по размеру»

Цель: Учить различать и классифицировать бабочек по величине, называя словами «большой», «средний», «маленький». Развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость.

Задание детям: разложить карточки с картинками на три кучки, ориентируясь на величину бабочек. Предложить назвать цвет и величину.

Дидактическая игра «Таблица и кубик».

Цель: закрепить графическое написание цифр, умение соотносить цифры с количеством предметов. Развивать цветовое восприятие: различать цвета и оттенки бабочек. Закрепить количественный счет до 10.  Развивать мелкую моторику и координацию движений. Воспитывать произвольное внимание и усидчивость.

Содержание игры: Для игры необходимо игровое поле с цифрами от 1 до 10, кубик с изображением бабочек разного цвета на его гранях и мелкие пуговицы, соответствующие по цвету бабочкам. Играть могут от 1 до 7 детей. Ведущий бросает кубик, дети выкладывают на игровое панно пуговки того цвета, какого цвета бабочка выпадает на кубике. Время от времени ведущий спрашивает, сколько бабочек какого цвета прилетело. Дети отвечают, ориентируясь на цифры или сосчитывая предметы. Игра считается законченной, когда карточка-панно полностью заполнена.

Дидактическое упражнение «Части тела бабочки»

Цель: Учить различать и правильно называть части тела бабочки, опираясь на рисунок. Узнавать и называть отдельные буквы, знать их графическое начертание. Учить с помощью взрослого читать и писать отдельные слова. Развивать любознательность детей, познавательный интерес.

Содержание упражнения: Взрослый показывает и четко называет отдельные части тела нарисованной бабочки. Дети младшего дошкольного возраста повторяют, те, кто постарше, называют буквы, соотнося их с названиями частей тела. Если ребенок начинает читать, можно предложить ему прочитать слова и показать изображение на картинке, или же вписать названия печатными буквами в схему.

Дидактическое упражнение «Числовые пазлы».

Цель: Закрепить цифры в пределах первого и второго десятка, умение выкладывать их по порядку, получая целостное изображение. Воспитывать целеустремленность и усидчивость.

Задание детям: разложить по порядку карточки с цифрами от 1 до 20. Проверить правильность наличием четкой картинки. «Что получилось? Сколько бабочек? Одинаковые ли они?»

Дидактическая игра «Что лишнее?».

Цель: Развивать логическое мышление, речь. Закреплять сенсорные эталоны цвета, величины, пространственного расположения. Воспитывать усидчивость и произвольное внимание.

Содержание работы: предлагаем ребенку внимательно посмотреть на игровой ряд, выбрать то, что он считает лишним и обосновать свой ответ.  Игра подходит и для работы с малышами, так как в каждом ряду присутствует только один отличительный признак.

Игровое упражнение «Рисуем бабочку вместе».

Цель: Развивать изобразительные навыки старших дошкольников, мелкую моторику.  Учить рисовать бабочку поэтапно, ориентируясь на показ взрослого. Формировать познавательный интерес. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Содержание упражнения: Ребенок поэтапно повторяет рисунок за взрослым и с небольшой помощью взрослого, затем раскрашивает бабочку цветными карандашами. Упражнение можно повторять часто, каждый раз не забывая хвалить ребенка и радоваться вместе с ним успеху.

Методические рекомендации по использованию дидактического материала в рамках тематической недели.

«Муравей»

Дидактическое пособие «Продолжи логический ряд».

Цель: Развитие логического мышления, моторики; воспитание усидчивости и произвольного внимания.

Задание детям: Предлагаем внимательно посмотреть на картинку и продолжить ряд, используя карточки. Вместе с ребенком обсудить правильность выбранного решения. 

Дидактические пособия «Лабиринт», «Проводилки».

Цель: Развитие моторики и координации движений, воспитание усидчивости и произвольного внимания, подготовка руки ребенка к письму.

Содержание работы пропечатано на карточке-задании.

Дидактическое пособие «Выложи камушками».

Цель: Закреплять натуралистические знания о насекомых. Развивать мелкую моторику, сенсорные эталоны цвета и величины. Воспитывать усидчивость, произвольное внимание.

Содержание работы: Дети выкладывают на карточки-картинки цветные камушки, пробки, пуговицы…, сочетая их по цвету и величине с рисунком. Можно играть вдвоем, используя элемент соревнования («кто быстрее?»). 

Дидактическое пособие «Карточки количества».

Цель: Упражнять детей в количественном счете предметов в пределах первого десятка, закреплять знание цифр и умение соотносить их с количеством. Развивать мышление и речь; воспитывать произвольное внимание, усидчивость.

Содержание работы: Детям предлагается сосчитать количество бабочек на карточке и указать соответствующую цифру, положив на нее фишку или прижав прищепкой. 

Дидактические пособия «Карточки – мемори».

Цель: Учить находить и показывать идентичные изображения, развивать внимание и мышление.

Содержание работы: Ребенку предлагается найти двух одинаковых муравьев  на карточках, описать их.

Дидактические пособия «Лабиринт».

Цель: Развитие моторики и координации движений, воспитание усидчивости и произвольного внимания, подготовка руки ребенка к письму.

Содержание работы пропечатано на карточке-задании.

Дидактическое пособие-пазл «Развитие муравья».

Цель: Закрепить натуралистические знания о цикле развития насекомых (муравья). Развивать мышление, речь, формировать познавательный интерес. Воспитывать любознательность, усидчивость.

Задание детям: предложить последовательно отобразить этапы развития муравья, собрав воедино части пазла, рассказать о каждом цикле развития.

Дидактическая игра «Рассмотри картинку».

Цель: Развивать речь, воображение, образное мышление  детей. Воспитывать усидчивость и произвольное внимание.

Задание детям:  Предложить, используя вырезанную картинку муравья, ползать по цветочкам, внимательно рассмотреть их, назвать и описать. На карточке с мелким изображением найти цветы-мемори, используя лупу.

Дидактическое упражнение «Сложи слово»

Цель: Учить различать графическое начертание букв, упражнять в выкладывании слов по аналогии, называть отдельные буквы. Развивать мышление, мелкую моторику.

Задание детям: «Выложи такое же слово при помощи маленьких карточек. Какие буквы ты знаешь? Покажи их»

Дидактическое упражнение «Сортируй буквы».

Цель: Знакомить с буквой М, учить различать размер и графическое начертание букв. Классифицировать буквы по принципу заглавных и строчных.

Задание детям: разложить все буквы в два окошка карточки, назвать их. Объяснить детям разное назначение строчных и заглавных букв.

Дидактическое упражнение «Сортируй по размеру»

Цель: Учить различать и классифицировать муравьев по величине, называя словами «большой», «средний», «маленький». Развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость.

Задание детям: разложить карточки с картинками на три кучки, ориентируясь на величину муравьев. Предложить назвать величину. 

Дидактические упражнение «Соедини одинаковых».

Цель: Учить видеть и показывать идентичные изображения, развивать внимание и мышление.

Содержание работы: Ребенку предлагается найти одинаковых муравьев на карточке, обозначив их пальчиками или соединив, проведя черту фломастером.

Дидактическая игра «Сосчитай»

Цель: Упражнять в счете предметов. Развивать умение соотносить предметы друг с другом, логическое мышление, мелкую моторику и координацию движений. Воспитывать усидчивость и внимание.

Задание детям:

  • Предлагаем детям сосчитать всех муравьев.
  • Выложить столько кружочков, сколько муравьев на картинке.
  • Проверить правильность выполнения, переместив кружки на муравьев.

Раскрасить картинку фломастерами.

 

Дидактическое пособие «Строение муравейника».

Цель: Дать натуралистические знания о жизни муравьев, сложном устройстве их дома – муравейника. Развивать мышление, речь, формировать познавательный интерес. Воспитывать любознательность, пытливость ума.

Содержание работы: Воспитатель рассказывает о жизни муравьев, как высокоорганизованных насекомых, о сложном устройстве их дома – муравейника. Предлагает внимательно рассмотреть иллюстрацию, читает познавательный рассказ, отвечает на вопросы детей. Можно побеседовать по прочитанному, предложить детям показать разные отделы муравейника.

Дидактическое упражнение «Части тела муравья»

Цель: Учить различать и правильно называть части тела муравья, опираясь на рисунок. Узнавать и называть отдельные буквы, знать их графическое начертание. Учить с помощью взрослого читать и писать отдельные слова. Развивать любознательность детей, познавательный интерес.

Содержание упражнения: Взрослый показывает и четко называет отдельные части тела нарисованного муравья. Дети младшего дошкольного возраста повторяют; те, кто постарше, называют буквы, соотнося их с названиями частей тела. Если ребенок начинает читать, можно предложить ему прочитать слова и показать изображение на картинке, или же вписать названия печатными буквами в схему.

 Дидактическое упражнение «Числовые пазлы».

Цель: Закрепить цифры в пределах первого и второго десятка, умение выкладывать их по порядку, получая целостное изображение. Воспитывать целеустремленность и усидчивость.

Задание детям: разложить по порядку карточки с цифрами от 1 до 20. Проверить правильность наличием четкой картинки. «Что получилось? Сколько муравьев? Одинаковые ли они?» Предложить детям рассказать, что они знают о муравьях.

 Дидактическая игра «Что лишнее?».

Цель: Развивать логическое мышление, речь. Закреплять сенсорные эталоны цвета, величины, пространственного расположения. Воспитывать усидчивость и произвольное внимание.

Содержание работы: предлагаем ребенку внимательно посмотреть на игровой ряд, выбрать то, что он считает лишним и обосновать свой ответ.  Игра подходит и для работы с малышами, так как в каждом ряду присутствует только один отличительный признак.

Рисуем муравья.

Цель: Закреплять умение правильно держать карандаш в руке, выполнять штриховку, не выходя за контур. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость и аккуратность, цветовое восприятие.

Содержание работы: раскраски.

Дидактическое пособие «Рисуем по цифрам».

Цель: Закрепить понятие «цифры», знать их последовательность. Развивать моторику, координацию движений, образное мышление, готовить руку ребенка к письму.

Содержание упражнения: С помощью взрослого дети обводят рисунок по цифрам, соблюдая их последовательность, закрашивают контур цветными карандашами.

Игровое упражнение «Рисуем по контуру»

Цель: Развивать изобразительные навыки детей, мелкую моторику и координацию движений. Готовить руку ребенка к письму. Формировать познавательный интерес. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Содержание упражнения: Ребенок с помощью взрослого или самостоятельно обводит контур рисунка, затем раскрашивает муравья цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

     Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Ниже представлен игровой комплекс, который необходимо и...

Методические рекомендации по использованию дидактической игры-пособия «Коврик «Божья коровка»

Приложение к дидактической игре-пособию "Коврик "Божья коровка" в котором представлены варианты игр для разных возрастных групп....

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Сенсорные (тактильные) карточки»

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия«Сенсорные (тактильные) карточки»Авторы:Бородинова Зинаида Григорьевнавоспитатель 1 категорииЛобачева Кристина ЛеонидовнаВос...

Методические рекомендации по использованию дидактической игры-пособия "Где чей?, Где чья?, Где чьи?, Кто чем?" по теме "Дикие животные"

Приложение к дидактической игре-пособию "Где чей?, Где чьи?, Где чья? Кто чем? в котором представлены варианты игр для разных возрастных групп....

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...