"Птицы родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Оболкина Маргарита Александровна

Цель: расширение знаний о разнообразии мира пернатых.

Задачи:

  1. развивать  знания о птицах, обитающих в Ленинградской области, их внешнем виде, повадках;
  2. формировать умение выделять характерные особенности данных птиц;
  3. формировать навык систематизации полученной информации путем составления паспорта птицы;
  4. расширять умение выполнять домашнее задание и представлять его группе;
  5. воспитывать познавательный интерес, желание расширять кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_nashego_kraya.docx22.1 КБ
Файл ptitsy_naglyadnost.docx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы на тему             «Птицы родного края»

Цель: расширение знаний о разнообразии мира пернатых.

Задачи:

  1. развивать  знания о птицах, обитающих в Ленинградской области, их внешнем виде, повадках;
  2. формировать умение выделять характерные особенности данных птиц;
  3. формировать навык систематизации полученной информации путем составления паспорта птицы;
  4. расширять умение выполнять домашнее задание и представлять его группе;
  5. воспитывать познавательный интерес, желание расширять кругозор.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке детского сада, выполнение домашнего задания, оформление паспорта птицы.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением птиц Ленинградской области, бланки для паспорта птиц, аудиозаписи птичьих голосов, иллюстрация орнитолога, цветные и простые карандаши, стирательные резинки.

Ход занятия:

1 часть – вступительная:

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся  

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, то, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте ее внимательно. Кто знает ответ – поднимите руку.

- В небесах они летают,

На деревьях восседают

И живут и там, и тут,

А еще они поют.

Как одежду перья носят,

Радость в нашу жизнь привносят.

- Правильно, ребята, сегодня мы поговорим с вами о птицах. Присаживайтесь в круг.

2 часть – основная:

- Вначале ответьте мне на вопрос, можно ли отнести птиц к зверям? Как вы помните, звери, это животные, которые кормят своих детенышей молоком. Другими словами – это млекопитающие. Можно ли отнести птиц к млекопитающим? (ответы детей)

- Правильно, птицы – это отдельное царство животных. Птицы населяют весь земной шар от ледяных пустынь до жарких стран. Кроме этого птицы населяли нашу планету во времена динозавров. Вот как они тогда выглядели. Но проходили времена и птицы постепенно изменялись до привычного для нас внешнего вида.

- Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки  и даже могут их лечить. Такие специалисты называются орнитологами.

- В Ленинградской области обитает много птиц. Мы можем видеть птиц на улицах нашего города, мы слышим переливчатые трели птиц в парках и лесах. С некоторыми  птицами Ленинградской области  мы с вами познакомимся.

- Сегодня мы с вами станем орнитологами и составим паспорт для некоторых птиц нашего края. Первая птица, о которой мы с вами будем разговаривать, это синичка. И заполню я паспорт для синички с помощью Кирилла. Кирюша подготовил для вас небольшой доклад о синице, а я походу его рассказа буду заполнять графы в паспорте синички.

Рассказ Кирилла, заполнение паспорта синицы.

- Спасибо, Кирилл! Ребята, давайте поаплодируем выступлению Кирюши.

- Итак, ребята, мы заполняем следующие графы в паспорте птицы: вид птицы (осёдлая или перелётная), внешний вид (цвет перьев), место обитания (город, водоем, лес), чем питается (насекомые, мелкие животные, зернышки…), строит ли гнездо.

- Сейчас вы разделитесь на команды. Каждой команде будет выдано изображение птицы нашего края и незаполненный паспорт на эту птицу. Вам нужно будет назвать эту птицу и заполнить на нее паспорт. Для того чтобы правильно заполнить паспорт, вы можете воспользоваться подсказкой воспитателя или распечаток с информацией об этих птицах. Договоритесь заранее, кто будет заполнять паспорт птицы или же вы будете заполнять каждую графу по очереди. Каждый участник команды должен принять участие в задании. Постарайтесь громко не разговаривать, чтобы не мешать другим.

Воспитатель разделяет обучающихся на подгруппы по 3-4 человека и раздает паспорт и иллюстрацию птиц Ленинградской области.

- Перед заданием нам нужно будет немного размяться и отдохнуть. Полина подготовила для вас физминутку. Встаньте возле столов, слушайте слова и повторяйте движения за нами.

Физминутка:

Скачет шустрая синица,

Прыжки на месте на двух ногах

Ей на месте не сидится.

Прыжки на месте на левой ноге

Прыг-скок, прыг-скок!

Прыжки на месте на правой ноге

Завертелась, как волчок.

Медленно кружимся на месте

Вот присела на минутку,

Присели

Причесала клювом грудку

Встали, наклоны головы влево и вправо

И с дорожки - на плетень,

Прыжок вперед

Тири-тири,

Прыжки на месте на правой ноге

Тень-тень-тень!

Прыжки на месте на левой ноге

- Спасибо, Полина. Давайте поаплодируем Полине!

- У вас есть вопросы по заполнению паспорта птицы? Теперь начинайте выполнять задание.

Обучающиеся выполняют задание, воспитатель им помогает по мере возникновения затруднений.

- Поднимите руку, кто уже выполнил задание. Давайте начнем проверять.

Воспитатель задает вопросы по каждой птицы по каждому пункту паспорта. После ответов обучающихся, воспитатель заполняет графы паспорта на доске.

- Молодцы, мы справились!

- А теперь давайте поиграем. Выходите и присаживайтесь в круг. Представьте, что мы в птичнике. Птицы, которые живут в нем, будут по очереди петь для вас песенки. Ваша задача послушать и узнать, какая птица поет для вас.

Проведение дидактической игры «Птичье пение». После каждого прослушанного голоса птицы, обучающиеся отвечают, чей голос они услышали. Воспитатель включает по порядку 3-4 голоса птиц.

- Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Загадай птицу». Когда звучит музыка, вы превращаетесь в птичек и спокойно летаете по группе. Когда музыка замолкает, вы останавливаетесь на месте. На кого я укажу, тот ребенок изображает с помощью движений и звуков любую птицу. А мы попытаемся отгадать, какую птицу вы загадали.

Проведение игры малой подвижности «Загадай птицу». Обучающиеся загадывают по очереди 3-4 птицы.

- Молодцы, ребята, мы справились!

3 часть – заключительная:

- А теперь давайте представим, что неожиданно в мире исчезли все птицы. Как вы думаете, что произойдет тогда на нашей планете?

Проведение игры по технологии ТРИЗ «Что будет, если..?».

Ответы обучающихся с наводящими вопросами воспитателя. Вывод.

- О чем мы с вами сегодня говорили, ребята? Что вам больше всего запомнилось? Ответы обучающихся.

- А теперь я предлагаю вам сделать дома следующие задания по выбору.

1 – сделать с родителями кормушку для птиц или

2 – сходить с родителями в парк и понаблюдать за птицами или

3 – подготовить небольшой доклад о редкой птице нашего края.

К определенному дню подготовить небольшое сообщение о том, как вы сделали одно из этих трех заданий. Можно прикрепить рисунки, принести кормушки или фотографии вашей работы.

- У вас есть вопросы? Тогда наше занятие подошло к концу!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по теме:"Птицы родного края"

Расширения и углубление знаний детей о птицах в игровой форме....

Диагностические задания по теме" Птицы родного края"

Выявление у детей старшей группы знаний о птицах родного края, используя диагностические задания....

Викторина по экологическому воспитанию «Птицы родного края»

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,Тема: «Птицы родного края »....

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...

Проект знакомства детей первой младшей группы с птицами родного края «Воробей-воробушек»

Здесь представлена система всестороннего  ознакомления детей с воробьём....