Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительного дошкольного возраста "Покорение космоса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

ФРОЛОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Цель: расширить и закрепить знания детей о космосе, его объектах, истории его освоения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №122 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей

Невского района г. Санкт – Петербурга

Конспект занятия

для детей подготовительного дошкольного возраста

на тему: «Покорение космоса»

                                                                                 Составитель:

Воспитатель,

Фролова Любовь Николаевна

                                                                                 

г. Санкт - Петербург

2022 г.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: углубить и закрепить знания детей о космосе, его объектах, истории его освоения

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания об основных объектах космоса (звезды, планеты);
  • Дать понятие «Галактика», познакомить с галактикой «Млечный путь»;
  • Рассмотреть с детьми и закрепить знания о солнечной системе;
  • Познакомить с краткой историей освоения космоса, с людьми, участвовавшими в его освоении;
  • Дать понятия: «невесомость», «космодром», «Байконур»;
  • Закрепить знания о том, что первым космонавтом был Ю. Гагарин и что 12 апреля – день космонавтики.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любознательность, интерес к науке о космосе;
  • Воспитывать гордость за свою страну и ее великих людей.

Активизация словаря:

Космос, планета, Земля, Луна, Марс, Солнце, Нептун, Сатурн, Венера, Плутон, Юпитер, Меркурий, звезда, созвездие, галактика, млечный путь, комета, метеорит, ракета, корабль, спутник, полет, орбита, станция, космонавт, астроном, скафандр, невесомость, телескоп, космодром, «Байконур», первый, космический,  летать, осваивать.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, плакатов по теме «Космос»;
  • Чтение стихотворений о космосе;
  • Разгадывание загадок по теме «Космос»;
  • Знакомство с известными личностями, чья жизнь была посвящена изучению, освоению и покорению космического пространства: Ю.Гагарин, А.Леонов, В.Терешкова, К. Циолковский, С. Королев;
  • Чтение произведения В.П.Баруздина «Звездолетчики»;
  • Дидактические игры: «Мемо. Космос», «Угадай по контуру», «Что лишнее и почему?», «Космическое путешествие», «Подбери признаки»;
  • Задание родителям: посетить с детьми  «Планетарий» и нарисовать рисунок или сделать поделку по теме «Космос»;
  • Оформление выставки творческих работ.

Материал:

  • Слайды по теме «Космос» (звездное небо, планеты, солнце, луна, солнечная система, галактика «Млечный путь», космонавт в скафандре, космический корабль, космодром «Байконур» и т.д.);
  • Слайды с портретами К. Циолковского, С. Ковалева, Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова;
  • Слайды с фотографиями космонавтов и предметов с состоянии невесомости;
  • Проектор для показа слайдов;
  • Магнитная доска;
  • Изображения планет и солнца на магнитах;
  • Плакат - основа для игры «Изобрази солнечную систему» (на него нанесены только орбиты, по которым движутся планеты);

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение «Звездное небо» Аркадия Хайта:

- Вот звёздное небо! Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
- Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
- Как так блуждают? Дороги не знают?
- Нет! Это, кажется, будто блуждают!
 Все они - Солнца большая семья.
 И под влияньем его притяжения
 Вечно творят круговые движения!
 И вместе с ними планета моя -
 Та, что зовётся планетой "Земля",
 Та, на которой живём ты и я!

Воспитатель по сюжету стихотворения показывает слайды.

Воспитатель. Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Вспомните, где это все находится?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно и сегодня наше занятие будет посвящено космосу и истории его покорения. Еще в далекие древние времена, когда люди жили в пещерах, их всегда завораживало ночное небо, на котором светило бесчисленное множество огоньков. А также солнце, которое появлялось утром и сияло весь день, а ночью куда – то пряталось, а ее место занимала сияющая луна, которая постоянно меняла свою форму. Прошло много тысячелетий, прежде чем человек начал разгадывать загадки звездного неба.  Появились астрономы – люди, изучающие объекты звездного неба, наблюдая за ними в телескоп. И никто подумать даже не мог, что когда – нибудь они смогут не только наблюдать за ночным небом с земли, но и полететь туда на космическом корабле. Ребята, давайте представим, что мы с вами хотим стать будущими космонавтами. И прежде, чем нам туда полететь, мы должны многому научиться, многое знать и уметь. Для начала, давайте представим себе космос. Космическое пространство состоит из большого числа галактик. Посмотрите на экран. (Воспитатель показывает слайды, с изображением галактик «Туманность Андромеды», «Млечный путь»). Галактика – это скопление звезд. Наша галактика, в которой мы живем, называется «Млечный путь». Ее так назвали, потому что она похожа на разлитое молоко, в древние времена считали, что это дорога ангелов. На окраине нашей галактики, посмотрите, что мы с вами видим?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, солнечную систему. Она находится на окраине галактики «Млечный путь». Ребята, давайте вспомним, что такое солнечная система и для этого поиграем в игру «Изобрази солнечную систему». Посмотрите на плакат. Здесь чего – то не хватает. Давайте воссоздадим недостающие элементы.  (Дети выстраивают солнечную систему).

Воспитатель. Итак, молодцы! У нас с вами получилась солнечная система, в центре которой находится солнце, а вокруг нее по орбитам вращаются планеты. Наша планета как называется? Какая она по счету от солнца?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, а солнце – это планета? А чем планета отличается от звезды?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, звезды излучают свет, а планеты нет. Солнце излучает свет и тепло и тем самым согревает и освещает нашу планету Земля. Без солнца жизнь на земле не возможна. Кроме солнца в нашей галактике есть еще очень много звезд, но они находятся очень далеко от нашей планеты, поэтому мы их видим маленькими светящимися точками. А на самом деле они маленькие?

Ответы детей.

Воспитатель. На самом деле они очень большие. Есть звезды во много раз больше размеров земли и солнца, есть такого же размера как солнце. Давайте посмотрим на слайд и сравним некоторые из них с нашей планетой. Ребята, а какие еще объекты космического пространства вы знаете? Посмотрите на слайд и назовите среди изображенных предметов космические объекты.

Ответы детей

Воспитатель. Итак, люди потихоньку открывали тайны космоса, но открытия они делали, наблюдая за звездным небом в телескоп. Но они хотели знать больше, например, есть ли жизнь на других планетах, а для этого им нужно было полететь в космос.

Воспитатель. Ребята, давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолеты, ни вертолеты для таких полетов не подходят. Самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно «опираться» на воздух. А в космосе есть воздух?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, нет. Тогда на чем можно полететь?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, на ракете. Разработал теорию ракеты, продумал ее устройство и вывел основную формулу движения замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Воспитатель показывает портрет К.Э.Циолковского

Воспитатель. И он же описал состояние невесомости, в котором находятся все люди, а также любые предметы, находящиеся в космосе. Ребята, вдумайтесь в слово невесомость, как вы его понимаете? Правильно, это отсутствие веса. Посмотрите на экран и послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля: «Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение. Стоим и на полу, и на потолке, и на стене. Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на  части и получаем группу из мелких шариков».

Воспитатель рассказывая, показывает слайды людей и предметов в кабине космического корабля в состоянии невесомости.

Воспитатель. Кажется, что ученый сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости. Но, к сожалению, у него не было возможности сделать летательный аппарат. И только через много – много лет другой ученый – конструктор Сергей Павлович Королев (воспитатель показывает его портрет) смог сконструировать и изготовить первый космический корабль, в котором вокруг Земли сначала летали собачки Белка и Стрелка (воспитатель показывает слайды), а 12 апреля в космос полетел человек. Кто же был первым космонавтом, полетевшим в космос?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, гражданин России. А как назывался корабль, на котором он полетел?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, «Восток». Покажите мне портрет Ю. Гагарина и корабль «Восток» среди этих изображений. (Воспитатель показывает слайд, на котором изображены: Ю.Гагарин, А. Леонов, В. Терешкова и корабли «Восток», «Союз», «Буран»). А чьи портреты здесь еще изображены.

Дети отвечают. Воспитатель по мере необходимости дополняет ответы.

Воспитатель. Молодцы! С тех пор каждый год 12 апреля мы отмечаем День космонавтики и чествуем героев космоса. В честь Ю. Гагарина назван кратер на обратной стороне луны, названы улицы, проспекты, площади, парки его именем в разных городах, в том числе и у нас в городе. А теперь давайте на слайде посмотрим старт космического корабля. Для его взлета понадобится взлетная площадка. Как она называется, вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, космодром. Воспитатель объясняет значение этого слова: оно образовано из слова космос и греч. сл. «дром», что означает «место для бега». А главный космодром, с которого полетел в космос Ю. Гагарин и является таким до сих пор, находится в Байконуре, на территории Казахстана. (Воспитатель показывает слайды).

Воспитатель. Ребята, космонавт летит в космос в специальном костюме. Как он называется? Как вы думаете, зачем он ему необходим?

Ответы детей

Воспитатель. Молодцы! Ребята, а вы знаете, что, для того чтобы жить и работать в космическом корабле надо быть очень образованным и здоровым человеком? Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами? Тогда давайте потренируемся.

Физминутка.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

(Дети медленно поднимаются из положения сидя на корточках, руки при этом подняты вверх и сложены в ладонях. Встав на ноги разводим руки, описывая большой круг)

Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.

(показываем сильные руки, имитируем подтягивание)

И зарядку каждый день будем делать - нам не лень!

(шагаем на месте)

Влево – вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить и сесть опять.

Воспитатель. Молодцы, хорошо потренировались. Возможно в будущем кто – то из вас действительно станет космонавтом или конструктором ракет или ученым, изучающим космос, ведь о космосе можно говорить долго, необъятны его просторы, и многое еще нужно изучить, и тем самым вы прославите свою Родину.

А в завершение нашего занятия, мы с вами поиграем в игру «Нелепицы», и заодно повторим все, что мы сегодня с вами узнали.

Д/и «Нелепицы»

  • Солнце светит ночью, а луна днем
  • Земля согревает солнце
  • Земля вращается вокруг луны
  • Наша галактика называется «Молочная река»
  • Звезды – это лампочки на небе
  • Первым в космос полетел Петя Иванов
  • В космос едут на машине
  • Космический корабль взлетает на аэродроме

Воспитатель. Молодцы ребята, понравилось вам занятие? А мне понравилось, как вы отвечали на вопросы и выполняли задания. Я думаю, из вас получились бы хорошие космонавты. А теперь давайте, посмотрим выставку ваших творческих работ и поделимся впечатлениями друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: Какой бывает вода?"

Занятие построено с упором на эксперементирование. С помощью опытно-эксперементальной деятельности дети сами  увидят и выделят различные свойства воды, а так же самостоятельно сделают выводы....

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группе. «Ознакомление с родным краем «Парк Победы»».

Задачи:• познакомить детей с парком Победы города, героями-земляками;• расширять знания дошкольников о событиях Великой Отечественной войне, активизировать словарный запас понятиями: Отечест...

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Таинственный космос"

Данное занятие поможет обобщить и систематизировать полученные знания о космосе....

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"...