Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительного дошкольного возраста "Покорение космоса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: расширить и закрепить знания детей о космосе, его объектах, истории его освоения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №122 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей
Невского района г. Санкт – Петербурга
Конспект занятия
для детей подготовительного дошкольного возраста
на тему: «Покорение космоса»
Составитель:
Воспитатель,
Фролова Любовь Николаевна
г. Санкт - Петербург
2022 г.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель: углубить и закрепить знания детей о космосе, его объектах, истории его освоения
Образовательные задачи:
- Закрепить знания об основных объектах космоса (звезды, планеты);
- Дать понятие «Галактика», познакомить с галактикой «Млечный путь»;
- Рассмотреть с детьми и закрепить знания о солнечной системе;
- Познакомить с краткой историей освоения космоса, с людьми, участвовавшими в его освоении;
- Дать понятия: «невесомость», «космодром», «Байконур»;
- Закрепить знания о том, что первым космонавтом был Ю. Гагарин и что 12 апреля – день космонавтики.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любознательность, интерес к науке о космосе;
- Воспитывать гордость за свою страну и ее великих людей.
Активизация словаря:
Космос, планета, Земля, Луна, Марс, Солнце, Нептун, Сатурн, Венера, Плутон, Юпитер, Меркурий, звезда, созвездие, галактика, млечный путь, комета, метеорит, ракета, корабль, спутник, полет, орбита, станция, космонавт, астроном, скафандр, невесомость, телескоп, космодром, «Байконур», первый, космический, летать, осваивать.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, плакатов по теме «Космос»;
- Чтение стихотворений о космосе;
- Разгадывание загадок по теме «Космос»;
- Знакомство с известными личностями, чья жизнь была посвящена изучению, освоению и покорению космического пространства: Ю.Гагарин, А.Леонов, В.Терешкова, К. Циолковский, С. Королев;
- Чтение произведения В.П.Баруздина «Звездолетчики»;
- Дидактические игры: «Мемо. Космос», «Угадай по контуру», «Что лишнее и почему?», «Космическое путешествие», «Подбери признаки»;
- Задание родителям: посетить с детьми «Планетарий» и нарисовать рисунок или сделать поделку по теме «Космос»;
- Оформление выставки творческих работ.
Материал:
- Слайды по теме «Космос» (звездное небо, планеты, солнце, луна, солнечная система, галактика «Млечный путь», космонавт в скафандре, космический корабль, космодром «Байконур» и т.д.);
- Слайды с портретами К. Циолковского, С. Ковалева, Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова;
- Слайды с фотографиями космонавтов и предметов с состоянии невесомости;
- Проектор для показа слайдов;
- Магнитная доска;
- Изображения планет и солнца на магнитах;
- Плакат - основа для игры «Изобрази солнечную систему» (на него нанесены только орбиты, по которым движутся планеты);
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение «Звездное небо» Аркадия Хайта:
- Вот звёздное небо! Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
- Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
- Как так блуждают? Дороги не знают?
- Нет! Это, кажется, будто блуждают!
Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!
Воспитатель по сюжету стихотворения показывает слайды.
Воспитатель. Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Вспомните, где это все находится?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно и сегодня наше занятие будет посвящено космосу и истории его покорения. Еще в далекие древние времена, когда люди жили в пещерах, их всегда завораживало ночное небо, на котором светило бесчисленное множество огоньков. А также солнце, которое появлялось утром и сияло весь день, а ночью куда – то пряталось, а ее место занимала сияющая луна, которая постоянно меняла свою форму. Прошло много тысячелетий, прежде чем человек начал разгадывать загадки звездного неба. Появились астрономы – люди, изучающие объекты звездного неба, наблюдая за ними в телескоп. И никто подумать даже не мог, что когда – нибудь они смогут не только наблюдать за ночным небом с земли, но и полететь туда на космическом корабле. Ребята, давайте представим, что мы с вами хотим стать будущими космонавтами. И прежде, чем нам туда полететь, мы должны многому научиться, многое знать и уметь. Для начала, давайте представим себе космос. Космическое пространство состоит из большого числа галактик. Посмотрите на экран. (Воспитатель показывает слайды, с изображением галактик «Туманность Андромеды», «Млечный путь»). Галактика – это скопление звезд. Наша галактика, в которой мы живем, называется «Млечный путь». Ее так назвали, потому что она похожа на разлитое молоко, в древние времена считали, что это дорога ангелов. На окраине нашей галактики, посмотрите, что мы с вами видим?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, солнечную систему. Она находится на окраине галактики «Млечный путь». Ребята, давайте вспомним, что такое солнечная система и для этого поиграем в игру «Изобрази солнечную систему». Посмотрите на плакат. Здесь чего – то не хватает. Давайте воссоздадим недостающие элементы. (Дети выстраивают солнечную систему).
Воспитатель. Итак, молодцы! У нас с вами получилась солнечная система, в центре которой находится солнце, а вокруг нее по орбитам вращаются планеты. Наша планета как называется? Какая она по счету от солнца?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а солнце – это планета? А чем планета отличается от звезды?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, звезды излучают свет, а планеты нет. Солнце излучает свет и тепло и тем самым согревает и освещает нашу планету Земля. Без солнца жизнь на земле не возможна. Кроме солнца в нашей галактике есть еще очень много звезд, но они находятся очень далеко от нашей планеты, поэтому мы их видим маленькими светящимися точками. А на самом деле они маленькие?
Ответы детей.
Воспитатель. На самом деле они очень большие. Есть звезды во много раз больше размеров земли и солнца, есть такого же размера как солнце. Давайте посмотрим на слайд и сравним некоторые из них с нашей планетой. Ребята, а какие еще объекты космического пространства вы знаете? Посмотрите на слайд и назовите среди изображенных предметов космические объекты.
Ответы детей
Воспитатель. Итак, люди потихоньку открывали тайны космоса, но открытия они делали, наблюдая за звездным небом в телескоп. Но они хотели знать больше, например, есть ли жизнь на других планетах, а для этого им нужно было полететь в космос.
Воспитатель. Ребята, давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолеты, ни вертолеты для таких полетов не подходят. Самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно «опираться» на воздух. А в космосе есть воздух?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, нет. Тогда на чем можно полететь?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, на ракете. Разработал теорию ракеты, продумал ее устройство и вывел основную формулу движения замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский.
Воспитатель показывает портрет К.Э.Циолковского
Воспитатель. И он же описал состояние невесомости, в котором находятся все люди, а также любые предметы, находящиеся в космосе. Ребята, вдумайтесь в слово невесомость, как вы его понимаете? Правильно, это отсутствие веса. Посмотрите на экран и послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля: «Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение. Стоим и на полу, и на потолке, и на стене. Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».
Воспитатель рассказывая, показывает слайды людей и предметов в кабине космического корабля в состоянии невесомости.
Воспитатель. Кажется, что ученый сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости. Но, к сожалению, у него не было возможности сделать летательный аппарат. И только через много – много лет другой ученый – конструктор Сергей Павлович Королев (воспитатель показывает его портрет) смог сконструировать и изготовить первый космический корабль, в котором вокруг Земли сначала летали собачки Белка и Стрелка (воспитатель показывает слайды), а 12 апреля в космос полетел человек. Кто же был первым космонавтом, полетевшим в космос?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, гражданин России. А как назывался корабль, на котором он полетел?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, «Восток». Покажите мне портрет Ю. Гагарина и корабль «Восток» среди этих изображений. (Воспитатель показывает слайд, на котором изображены: Ю.Гагарин, А. Леонов, В. Терешкова и корабли «Восток», «Союз», «Буран»). А чьи портреты здесь еще изображены.
Дети отвечают. Воспитатель по мере необходимости дополняет ответы.
Воспитатель. Молодцы! С тех пор каждый год 12 апреля мы отмечаем День космонавтики и чествуем героев космоса. В честь Ю. Гагарина назван кратер на обратной стороне луны, названы улицы, проспекты, площади, парки его именем в разных городах, в том числе и у нас в городе. А теперь давайте на слайде посмотрим старт космического корабля. Для его взлета понадобится взлетная площадка. Как она называется, вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, космодром. Воспитатель объясняет значение этого слова: оно образовано из слова космос и греч. сл. «дром», что означает «место для бега». А главный космодром, с которого полетел в космос Ю. Гагарин и является таким до сих пор, находится в Байконуре, на территории Казахстана. (Воспитатель показывает слайды).
Воспитатель. Ребята, космонавт летит в космос в специальном костюме. Как он называется? Как вы думаете, зачем он ему необходим?
Ответы детей
Воспитатель. Молодцы! Ребята, а вы знаете, что, для того чтобы жить и работать в космическом корабле надо быть очень образованным и здоровым человеком? Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами? Тогда давайте потренируемся.
Физминутка.
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
(Дети медленно поднимаются из положения сидя на корточках, руки при этом подняты вверх и сложены в ладонях. Встав на ноги разводим руки, описывая большой круг)
Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.
(показываем сильные руки, имитируем подтягивание)
И зарядку каждый день будем делать - нам не лень!
(шагаем на месте)
Влево – вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить и сесть опять.
Воспитатель. Молодцы, хорошо потренировались. Возможно в будущем кто – то из вас действительно станет космонавтом или конструктором ракет или ученым, изучающим космос, ведь о космосе можно говорить долго, необъятны его просторы, и многое еще нужно изучить, и тем самым вы прославите свою Родину.
А в завершение нашего занятия, мы с вами поиграем в игру «Нелепицы», и заодно повторим все, что мы сегодня с вами узнали.
Д/и «Нелепицы»
- Солнце светит ночью, а луна днем
- Земля согревает солнце
- Земля вращается вокруг луны
- Наша галактика называется «Молочная река»
- Звезды – это лампочки на небе
- Первым в космос полетел Петя Иванов
- В космос едут на машине
- Космический корабль взлетает на аэродроме
Воспитатель. Молодцы ребята, понравилось вам занятие? А мне понравилось, как вы отвечали на вопросы и выполняли задания. Я думаю, из вас получились бы хорошие космонавты. А теперь давайте, посмотрим выставку ваших творческих работ и поделимся впечатлениями друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"
Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц....
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.
1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"
Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: Какой бывает вода?"
Занятие построено с упором на эксперементирование. С помощью опытно-эксперементальной деятельности дети сами увидят и выделят различные свойства воды, а так же самостоятельно сделают выводы....
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группе. «Ознакомление с родным краем «Парк Победы»».
Задачи:• познакомить детей с парком Победы города, героями-земляками;• расширять знания дошкольников о событиях Великой Отечественной войне, активизировать словарный запас понятиями: Отечест...
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Таинственный космос"
Данное занятие поможет обобщить и систематизировать полученные знания о космосе....
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"...