Конспект открытого занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Пермякова Светлана Павловна

Страничка первая. Кое-что о муравьях и пчелах

Цель. Познакомить детей с насеко­мыми (внешний вид, повадки) и дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать   словарь   (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты)2.

Материал. Иллюстрации, изображаю­щие муравьев и пчел; графическая модель, отражающая процесс получе­ния меда; кора и листья, поврежденные насекомыми.

Ход занятия

Воспитатель. Мы с вами уже знаем, что насекомых очень много и живут они всюду: в лесу, в поле, в саду, в озерах... Каких насекомых вы знаете? Как отличить их от других живых существ? (Ответы детей. Показ рисун­ка, на котором четко изображены голова, грудь и брюшко муравья.) Из каких частей состоит тело муравья?

(Правильно, оно делится на голову, грудь и брюшко и состоит из насечек — маленьких частичек.) А сколько ног у муравья? (Шесть.) И у всех насекомых их шесть. (Показывает рисунок, изобра­жающий пчелу, чтобы дети могли убедиться в правильности этого утвер­ждения.) А теперь сравните муравья и пчелу. (Пчела крупнее, у нее полосатое брюшко, ворсинки на лапках, прозрач­ные крылышки.)

Воспитатель загадывает загадку («Не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом») и приступает к беседе по вопросам:

Где живут муравьи?

Из чего они строят муравейники?

Почему с приближением ненастья закрывают все входы в него?

Что находится внутри муравейни­ка?

Чем питаются муравьи?

Почему муравьев называют «санита­рами леса»?

После беседы воспитатель читает рассказ И. Никитского «Муравьи» и задает детям следующие вопросы: как муравьи находят дорогу домой? Как они распределяют между собой обязан­ности? Что произойдет, если в мура­вейник попадет «чужой» мургдей?

Воспитатель читает письмо от де­душки Зная: «Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллио­нов погибших насекомых. Охраняйте муравейники!»

После музыкальной паузы начинает­ся вторая часть занятия.

Воспитатель (показывая любой цве­ток). Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (Ответы де­тей.) Да, у каждого цветка есть нектар и пыльца, которые и служат пищей для многих насекомых, в том числе и для пчелы. Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчелы. А как это происходит? (На видное место выставляется графиче­ская модель сот. Дети ищут ответ на поставленный вопрос, воспитатель до­полняет и уточняет их рассказы.) Итак, пчелы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар ячейки сот, где он и превращается в мед. Зимой этим медом пчелы и питаются.                   

Затем воспитатель показывает листья и кору, поврежденные насекомыми, и задает следующие вопросы: что с ними произошло? Какие насекомые могли это сделать? Можно сказать, что они вредные и потому ненужные?

Воспитатель. Все в природе взаимо­связано, и все живые существа нужны для сохранения в ней равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на Земле может произойти катастрофа. Представьте, что произойдет, если ис­чезнут муравьи.

В конце занятия вместе с детьми воспитатель повторяет, как можно от­личить насекомое от других живых существ, формулирует правило поведе­ния: «Нельзя ловить насекомых, разо­рять муравейники, осиные гнезда и т. д.»

В свободное время целесообразно рассказать детям о шмеле и прочитать отрывки из книги В. Зотова «Лесная мозаика» («Этот жужжащий, ползаю­щий, летающий мир»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranichka_pervaya.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Страничка первая. Кое-что о муравьях и пчелах

Цель. Познакомить детей с насеко¬мыми (внешний вид, повадки) и дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать   словарь   (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты)2.

Материал. Иллюстрации, изображаю¬щие муравьев и пчел; графическая модель, отражающая процесс получе¬ния меда; кора и листья, поврежденные насекомыми.

Ход занятия

Воспитатель. Мы с вами уже знаем, что насекомых очень много и живут они всюду: в лесу, в поле, в саду, в озерах... Каких насекомых вы знаете? Как отличить их от других живых существ? (Ответы детей. Показ рисун¬ка, на котором четко изображены голова, грудь и брюшко муравья.) Из каких частей состоит тело муравья?

(Правильно, оно делится на голову, грудь и брюшко и состоит из насечек — маленьких частичек.) А сколько ног у муравья? (Шесть.) И у всех насекомых их шесть. (Показывает рисунок, изобра¬жающий пчелу, чтобы дети могли убедиться в правильности этого утвер¬ждения.) А теперь сравните муравья и пчелу. (Пчела крупнее, у нее полосатое брюшко, ворсинки на лапках, прозрач¬ные крылышки.)

Воспитатель загадывает загадку («Не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом») и приступает к беседе по вопросам:

Где живут муравьи?

Из чего они строят муравейники?

Почему с приближением ненастья закрывают все входы в него?

Что находится внутри муравейни¬ка?

Чем питаются муравьи?

Почему муравьев называют «санита¬рами леса»?

После беседы воспитатель читает рассказ И. Никитского «Муравьи» и задает детям следующие вопросы: как муравьи находят дорогу домой? Как они распределяют между собой обязан¬ности? Что произойдет, если в мура¬вейник попадет «чужой» мургдей?

Воспитатель читает письмо от де¬душки Зная: «Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллио¬нов погибших насекомых. Охраняйте муравейники!»

После музыкальной паузы начинает¬ся вторая часть занятия.

Воспитатель (показывая любой цве¬ток). Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (Ответы де-тей.) Да, у каждого цветка есть нектар и пыльца, которые и служат пищей для многих насекомых, в том числе и для пчелы. Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчелы. А как это происходит? (На видное место выставляется графиче¬ская модель сот. Дети ищут ответ на поставленный вопрос, воспитатель до¬полняет и уточняет их рассказы.) Итак, пчелы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар ячейки сот, где он и превращается в мед. Зимой этим медом пчелы и питаются.                    

Затем воспитатель показывает листья и кору, поврежденные насекомыми, и задает следующие вопросы: что с ними произошло? Какие насекомые могли это сделать? Можно сказать, что они вредные и потому ненужные?

Воспитатель. Все в природе взаимо¬связано, и все живые существа нужны для сохранения в ней равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на Земле может произойти катастрофа. Представьте, что произойдет, если ис¬чезнут муравьи.

В конце занятия вместе с детьми воспитатель повторяет, как можно от¬личить насекомое от других живых существ, формулирует правило поведе¬ния: «Нельзя ловить насекомых, разо¬рять муравейники, осиные гнезда и т. д.»

В свободное время целесообразно рассказать детям о шмеле и прочитать отрывки из книги В. Зотова «Лесная мозаика» («Этот жужжащий, ползаю¬щий, летающий мир»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии на тему: «Природа и ее охрана» с использованием здоровьесберегающих технологий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»    Конспект открытого занятия по экологии на тему:«Природа и ее охрана»...

Конспект открытого занятия по экологии "Осень золото роняет"

Цель открытого занятия: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведен...

Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных»

Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных» в старшей группе....

Конспект открытого занятия по экологии "Сохраним природу вместе"

Занятие посвящено обощению и закреплению знаний по теме "Охрана природы"...

Конспект открытого занятия по экологии «В гостях у Феи»

конспект занятия помогает уточнить и закрепить знания детей  о явлениях природы,о  жизни и среде обитания животных....

Конспект открытого занятия по экологии в младшей группе "Черепаха"

Предлогаю вашему вниманию конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе- знакомство с водоплавающей черепахой. Занятие первичное, с дидактической игрой....