Игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Гуреева Ольга Евгеньевна

Рассматривание репродукций картин требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

а) для подбора образных сравнений полезны упражнения с использованием приемов ТРИЗа: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», (детям предлагают набор предметов, которые помогают вызвать определенное сравнение: платок, скатерть, свечи и т.д.) «Кто сравнит более красиво?»

б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей,  детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «Покажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

Я хочу предложить вашему вниманию несколько игр по ознакомлению с изобразительным искусством

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры по ознакомлению дошкольников с живописью

Рассматривание репродукций картин требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

а) для подбора образных сравнений полезны упражнения с использованием приемов ТРИЗа: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», (детям предлагают набор предметов, которые помогают вызвать определенное сравнение: платок, скатерть, свечи и т.д.) «Кто сравнит более красиво?»

б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей,  детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «Покажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

Я хочу предложить вашему вниманию несколько игр по ознакомлению с изобразительным искусством

Лото «Выбери необходимое»

Цель: сформировать представления детей о жанрах (портрет, натюрморт, пейзаж) и видах живописи (детский портрет, мужской портрет, женский портрет) , развивать логическое мышление, умение классифицировать по одному или нескольким признакам:

Материал: карты с картинками, символизирующие виды и жанры живописи, карточки с репродукциями картин по видам и жанрам.

Ход игры

Играть можно одному и в небольшой группе. Каждый ребёнок получает большую карту из клеток (рис. 1). Небольшие предметные карточки лежат отдельно. Из этих карточек выбираются подходящие к группе. Задача: заполнить все ячейки большой карты.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: сформировать представления детей о жанрах (портрет, натюрморт, пейзаж) и видах живописи (детский портрет, мужской портрет, женский портрет), развивать логическое мышление, умение классифицировать по одному или нескольким признакам:

Материал: карты с картинками, символизирующие виды и жанры живописи, например три изображения относятся к классификационной группе «осенний пейзаж», а четвертая к группе «зимний пейзаж»

Ход игры

Необходимо найти изображение, которое  лишнее в данной группе и объяснить почему

Дидактическая игра «Подбери краски, которые художник использовал в своей картине»

Цель: развивать цветовосприятие, умение подбирать оттенки цветов и называть их.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Ход игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

Усложнение: наиболее точно назвать цвет

Дидактическая игра  «Найди ошибку»

Цель: развивать способность детей анализировать содержание картины, замечать и исправлять ошибки.

Материал: репродукции картины.

Ход игры игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.

Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.

Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А. А. Пластова:

http://www.maam.ru/upload/blogs/53492e0cb6f7522b9759eba2419ce4b9.jpg.jpg

«Перед вами репродукция картины А. А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов, вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины (ошибоч-ное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».

Дидактическая игра  «Подзорная труба»

Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине, используя прием ТРИЗа метода фокальных объектов

Материал: репродукция картины, альбомный лист.

Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.

Следующие игры направлены развитие способности детей эмоционально переживать содержание картины

Дидактическая игра  «Я слушаю»

Цель: развивать способности детей, описывать объекты, изображённые на картине, используя прием вхождения в картину (слуховое восприятие).

Материал: репродукция картины.

Ход игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и предлагает прислушаться внимательнее, какие звуки там можно услышать, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я слышу».

Дидактическая игра  «Я ощущаю запах»

Цель: : развивать способности детей, описывать объекты, изображённые на картине, используя прием вхождения в картину (тактильное восприятие).

Материал: репродукция картины.

Описание игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.

Дидактическая игра  «Кто о чем говорит?»

Цель: развивать способность  детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Материал: репродукция картины.

Описание игры: воспитатель предлагает выбрать объекты и представить, о чём они могли говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чём говорит? »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством

План ознакомления дошкольников и изобразительным искусством...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства....

Консультация на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чу...

Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством

Статья  отражает актуальность приобщения детей к художественному творчеству, как средству их всестороннего развития....

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства: графика, живопись

Понятие о произведениях искусства. Виды графики. Средства выразительности графики....

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведением искусства в разных видах деятельности

laquo;Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский....