Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством
статья по рисованию

Статья  отражает актуальность приобщения детей к художественному творчеству, как средству их всестороннего развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_iskusstva_ustroen_tak.docx13.81 КБ
Файл mir_iskusstva_ustroen_tak.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

                    Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

   Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств.

  Знакомить детей с искусством следует с самого простого - натюрморта. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3 – 4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. Наибольшее внимание детей привлекает жанровая бытовая картина и натюрморт. Это и понятно, они созвучны их опыту, так как со многими предметами, изображениями, например в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту. Были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется их изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет. Н автором уровне ребенок начинает осознавать элементарно - эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое, так и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию. На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. Представлять эти три уровня эстетического развития детей очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы по развитию у детей художественного восприятия. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи детей учат понимать гармонию окружающего мира.  

  Организация педагогической работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством имеет программные задачи. Их можно условно разделить на 4 группы.  1 группа – содержательная: обучать детей понимать,  что изображено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить художник.  2 группа – изобразительно – выразительная: обучать детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые художником.  3 группа – эмоционально- личностная: здесь следует формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению. 4 группа – воспитательная: воспитание нравственно – эстетических качеств, познавательных интересов в процессе обучения детей восприятию искусства.

  Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия – организация изостудии, подбор качественных репродукций, слайдов, художественно – развивающих игр, набор записей музыкальных произведений. Создание атмосферы увлеченности, заинтересованности искусством в стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

  В ознакомлении дошкольников с живописью широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.  Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

  Таким образом, если такая работа будет проводиться системно, с энтузиазмом педагога, у ребенка сформируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения.



Предварительный просмотр:

                    Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

   Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств.

  Знакомить детей с искусством следует с самого простого - натюрморта. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3 – 4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. Наибольшее внимание детей привлекает жанровая бытовая картина и натюрморт. Это и понятно, они созвучны их опыту, так как со многими предметами, изображениями, например в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту. Были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется их изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет. Н автором уровне ребенок начинает осознавать элементарно - эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое, так и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию. На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. Представлять эти три уровня эстетического развития детей очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы по развитию у детей художественного восприятия. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи детей учат понимать гармонию окружающего мира.  

  Организация педагогической работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством имеет программные задачи. Их можно условно разделить на 4 группы.  1 группа – содержательная: обучать детей понимать,  что изображено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить художник.  2 группа – изобразительно – выразительная: обучать детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые художником.  3 группа – эмоционально- личностная: здесь следует формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению. 4 группа – воспитательная: воспитание нравственно – эстетических качеств, познавательных интересов в процессе обучения детей восприятию искусства.

  Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия – организация изостудии, подбор качественных репродукций, слайдов, художественно – развивающих игр, набор записей музыкальных произведений. Создание атмосферы увлеченности, заинтересованности искусством в стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

  В ознакомлении дошкольников с живописью широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.  Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

  Таким образом, если такая работа будет проводиться системно, с энтузиазмом педагога, у ребенка сформируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства

Мир детства -  чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, много понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское об...

Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством

План ознакомления дошкольников и изобразительным искусством...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства....

Консультация на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чу...

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства: графика, живопись

Понятие о произведениях искусства. Виды графики. Средства выразительности графики....

Игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством

Рассматривание репродукций картин требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные...

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведением искусства в разных видах деятельности

laquo;Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский....