Конспект НОД "Мы идем в музей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Познакомить детей с понятием "музей".Раскрыть содержание термина музей, сформировать представления о типах музея ( художественный, естественно - научный,  исторический, технический, литературный; познакомить детей с музеем Матрешки в Сергеевом - Пасаде; обобщить и закрепить знания детей об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской матрешки. воспитывать у детей эстетический и художественные вкусы.

Приобщить детей к национально культурнм традициям  по средствам ознакомления детей с музеем Матрешки и углубления и расширения знаний о Матрешке символа  русского народного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_idem_v_muzey_konspekt.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия на тему «Мы идем в музей» в подготовительной группе

Цель:

-Познакомить детей с понятием «музей».

- познакомить детей с разными профилями музеев.

- приобщать детей к национально-культурным традициям посредством ознакомления детей с музеем «Матрешки» и   углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Программное содержание:

- раскрыть содержание термина музей;

-сформировать представление о типах музея (художественный, естественно-научный, исторический, технический, литературный);

-Познакомить детей с музеем Матрешки в г. Сергиев- посаде.

.- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской матрешки.

- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.

Словарная работа:

- обогатить словарный запас детей словами музей, муза; существительными, обозначающими детали одежды матрешки;

- активизировать в речи детей существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Предварительная работа:

Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Мы идем в музей»:

-Выставка детских коллекций

-Коллекция матрешек

- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;

- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской, Воронежской;

- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках;

- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины, из которого они выточены;

- загадывание загадок о матрешках;

- чтение стихотворений о матрешках;

- рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания;

- изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.

Оборудование:

-Иллюстрации музеев: Музей Сергиев-пасаде  Матрешки, Третьяковская галерея, музей Дарвина, исторический музей.

- демонстрационный материал: игрушка матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской) и Воронежской, образец плоскостной игрушки - матрешки; магазин сувениров;

Содержание занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, какие вы красивые, нарядные.  Давайте улыбнемся друг другу и начнем разговор.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Ребята у нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем мы о музее, что такое музей, для чего он нужен и что хранится  в музее, а самое интересное: мы узнаем, какие существуют музеи и поговорим об одном из них.  

Ребята, а что такое музей? (Ответы детей).

  Слово музей восходит к глубокой древности. В древней Греции «мусеем» – называли храм или место, посвященное музам – дочерям богини памяти Мнемосины и могущественного верховного бога Зевса. От слова мусейон и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или другие памятники прошедших времен. Греки почитали муз как богинь – покровительниц творчества и наук. Муз было 9, и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определенному виду искусств (атрибуты – символический предмет).

Урания – муза астрономии (наука о небесных светилах), ее атрибуты небесный свод и циркуль (мерило);

Терпсихора – муза танцев, ее атрибуты лира (музыкальный инструмент) и лавровый венок;

Полигимния – муза священных гимнов, ее атрибуты свиток; она задумчива, палец у губ; (гимн – торжественная песнь, восхваление бога, государства или армии)

Каллиопа – муза эпической поэзии, ее атрибуты, навощенные дощечки и палочка

Талия – муза комедии (комедия – произведение с веселым и смешным сюжетом), ее атрибут комическая маска;

Клио – муза истории (история – жизнь людей в разное время, история – наука, рассказывающая о прошлых событиях, история – развитие человека в разное время), ее атрибут свиток и палочка;

Эрато – муза любовных песен, ее атрибут лира

Мельпомена – муза трагедии (трагедия – драматическое произведение, часто завершающееся гибелью главного героя), ее атрибут трагическая маска;

Эвтерпа – муза лирических песнопений (лирика – выражает чувства и настроение поэта), ее атрибут, флейта

И так, мы теперь знаем, что музей это: дом муз.

 Вопросы дошкольникам:

Какие музеи вы знаете?

Что может в них храниться?

Где могут располагаться музеи?

Варианты ответов: одежда, домашняя утварь, музыкальные инструменты, машины, останки животных и растений, технические изобретения, картины, скульптуры, орудия труда.

Во дворце, в квартире, на природе.

Мы уже выяснили, что в музее хранятся различные коллекции.

 Кто их собирает? Кто такие коллекционеры? (собиратели каких–либо предметов имеющих историческую и художественную ценность)

Что коллекционируют ваши родители? А вы?

Теперь представьте, что незадачливый коллекционер решил создать музей. Он накопил множество разных вещей и сложил их в одном большом помещении. Можно ли назвать собрание разных осколков старины музеем?

Правильный ответ: скорее это напоминает свалку или кладбище ненужных вещей.

– Что же такое коллекция?

Коллекция – собрание каких-либо предметов. Коллекционер не только собирает, но и изучает эти предметы. Очень часто коллекционеры передают в дар музею свою коллекцию и тогда предметы коллекции становятся музейными экспонатами. Их показывают зрителям и изучают их уже музейные специалисты.

Давайте посмотрим, какие бывают коллекции, и попробуем ответить на вопрос: Почему вещи попадают в музей?

Показ иллюстраций:

Ответы детей: Красота; Память о важном событии или о великом человеке, об обычаях; Мастерство; Древность; Диковинка, редкость (раритет).

Но коллекции все разные, они требуют определенной обстановки и поэтому люди стали создавать музеи, очень непохожие друг на друга: исторические, в которых хранят памятники истории, художественные, собирающиеся произведения искусства, технические, посвященные изобретениям человека, естественно - научные, хранящие памятники природы (в этих музеях человек изучает природу и ставит опыты), литературные, посвященные писателям, поэтам. (Литература – письменная форма искусств, произведения письменности).

Показ Фотографий: «Исторический музей», «Третьяковская галерея» и т д.

Сегодня друзья, мы с вами поговорим, об очень интересном музее это «Музей - Матрешки».

Город Сергиев Посад, который уже дольше века реально является центром матрешечного промысла, имеет свой музей, в котором славная история русской матрешки как на ладони. И каждый может зримо и полно проследить как историю сергиево - посадской матрешки, так и ее победное шествие по России. И оценить всю  красоту многочисленных российских матрешечных промыслов, а также современной авторской матрешки.

 Дуйте в дудки, бейте в ложки –

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Беседа «История возникновения матрешек».

Воспитатель: Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки) .В одной игрушке пять, восемь, а иногда и больше игрушек меньшего размера.  Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена.

 Шли подружки по дорожке

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

 Делают матрешек из древесины лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин.

Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Ребята, как в России появилась матрешка? (Ответы детей).

Матрешке немногим более ста лет.

 Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ иллюстрации). Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо.

По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы – лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. (Показ иллюстрации). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

Одета матрешка в национальный русский костюм: рубаху – очень длинную кофту, платок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. Однако, в разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.

: Сергиево-Посадская матрешка.

Я – загорская матрешка

Всех на свете краше!

Мне художниками дан -

Яркий русский сарафан.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Матрешки из Сергиева Посада имеют приземистую форму, “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее.

Семеновская матрешка.

Из города Семенова

Я в гости к вам пришла,

Букет цветов садовых

В подарок принесла.

Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек. Матрешки из Семенова имеют большую стройность, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещен вправо. Расписывают семеновских матрешек анилиновыми красками, затем лакируют. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0, 5 метра.

IX. Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и потанцевать с матрешками.

Мы - Матрешки, расписные крошки,

У нас розовые щечки.

Мы – Матрешки, расписные крошки,

У нас чистые ладошки.

Мы – Матрешки, расписные крошки.

У нас модные прически.

Мы – Матрешки, расписные крошки.

У нас пестрые платочки.

Мы – Матрешки, расписные крошки,

У нас красные сапожки.

(Дети выполняют движения по тексту)

Полхов-Майдановская матрешка.

Я – матрешка из Майдана.

Могу стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными:

Спелыми и красными.

Форма Полхов-Майдановской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново - красный, зеленый, черный цвета.

Вот таких красивых  матрешек вы можете увидеть в музее Матрешки.

Давайте  вспомним с вами:

Что такое музей?

Почему он так называется?

Что такое коллекция и кто такой коллекционер?

Какие музеи бывают? В каких музеях вы бывали?

Какой музей находится в Сергиевом - посаде?

Что интересного вы узнали о матрешке?

Молодцы! Все увидели, все запомнили, все рассказали.

Конспект занятия

«Мы идем в музей»

в подготовительной  группе №6.

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Воспитатель  Лукова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей тема"Идем в Музей"

Советы для родителей:  как заинтересовать ребенка походом посещения  Музея ....

Мы идем в музей

Существует мнение, что «ходить по музеям – это скучно». А ведь как это здорово, когда родители берут за руки своих детей и ведут  их в музей, учат понимать прекрасное, вместе пе...

Выставка рисунков "Идем в музей"

Совместная работа детей и родителей...

Консультация для воспитателей "Идем в музей с детьми"

 Одним из направлений нравственно-патриотического воспитания можно назвать музейную педагогику. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей,...

Консультация для родителей « Идем в музей».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53...

Консультация для родителей "Мы идем в музей"

Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить иску...