Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной» в средней группе детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Черданцева Наталья Александровна

Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной» в средней группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной» в средней группе детского сада

Задачи:

Образовательные:

-дать детям представление, что такое Родина, родное село;

- познакомить с географической картой, показать, где находится наше село;

- расширять представления детей о природе нашего села;

- учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;

Развивающие:

- развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению природы родного села, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение и любовь к малой родине, эстетические чувства, желание принять посильное участие в охране и защите природы.

Материал: игрушка ёжик, мяч, фотографии.

Предварительная работа: беседы о природе, наблюдения на прогулках, отгадывание загадок о растениях, деревьях, рассматривание картинок с изображением различных деревьев.

Организация детей: проведение занятия в виде экскурсии по участку детского сада и тематическим уголкам группы.

Ход занятия.

1 часть. Вступительная.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. Мы сегодня отправимся в гости. Но куда? Пока останется в тайне. В конце занятия, я думаю, что мы вместе догадаемся, а где же мы с вами были?

Воспитатель: Дети, у каждого жителя нашей огромной планеты есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. А что такое, по-вашему, Родина? (это улица, дом, село)

«Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей

И в саду смородина – это тоже Родина!»

Воспитатель: Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бескрайними степями, высокими горами, полноводными реками и прозрачными озерами. Лично я считаю, что наша страна самая красивая в мире (показ фото) А вы так считаете? (ответы детей) Россия – это наша с вами Родина!

Воспитатель: Дети, скажите, а как называется посёлок, в котором мы живём? (Сёйка) А мы с вами? (жители села Сёйка). Ребята а вы знаете какое промышленное предприятие находится рядом с нашим посёлком? (Рудник «Весёлый», золотодобывающее предприятие).

Живет на Алтае село небольшое,

Всем бедам и горем назло.

Здесь золото люди давно добывают,

Ведь в недрах хранится оно.

Здесь опыт и труд всегда уважают,

И каждому дело найдут.

Веселые люди у нас проживают,

И рудник «Веселым» зовут. 

(Гимн Рудника)

(показ фото)
Воспитатель: Ребята, а можно сказать, что «Сёйка» – это часть нашей большой Родины – России? (да)

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим на карту и увидим в маленькой точечке наш родной посёлок Сёйка, там, где мы с вами живем. В этой маленькой точке мы все с вами уместились.  И не только мы с вами, но и ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братики и сестрички, а также все -все ваши друзья!!! Представляете?

«Мы живем в России:

У нас леса густые,

У нас березы белые,

И космонавты смелые,

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые»

2 часть. Основная.

Воспитатель: Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам. Лес и нас с вами кормит. В лесу мы отдыхаем.  А какие деревья знакомы вам? (ответы детей)

Воспитатель: Сёйка, как и вся Россия славится своими красивыми и большими лесами, где растёт очень много разных деревьев.

Ой, а вам не кажется, нас кто-то зовёт!

«На спине иголки

Длинные и колкие.

А свернётся в клубок

Нет ни головы, ни ног» (ёжик)

Воспитатель: Он что-то шепчет мне на ушко!

Воспитатель: Ребята, ёжик хочет загадать вам загадку:

«За год три платья надевает,

Но в мороз их все снимает

В зелёном одеянии летом,

А в холода покрыто снегом» (Дерево)

Воспитатель: правильно, ребята, это дерево. А давайте вместе вспомним и назовем, из каких же частей состоит дерево? (Корень, ствол, ветки, листья.)

Воспитатель: Ребята, ёжику очень нравится наш детский сад и наша с вами замечательная группа.  Здесь столько деревьев и всегда так весело. Он хотел бы жить в нашем детском саду, но не знает под каким же деревом ему поселиться. Давайте ему поможем. Проведём экскурсию по территории нашего детского сада, малой части нашей Родины, и расскажем ему про каждое дерево, растущее здесь. Может какое-нибудь дерево ему понравится. Он выроет себе норку и поселится там.

Воспитатель: Ну что, дети, мы с вами отправляемся в путешествие по нашей малой Родине – участку нашего с вами детского сада. Вокруг нас природа, значит мы с вами должны быть аккуратны и внимательны. Давайте поприветствуем всё живое:

«Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.»

Воспитатель: итак, начнём нашу экскурсию.

Первая остановка:

«Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные» (Берёзки).

Воспитатель: конечно же, это берёзы. Смотри, ёжик! Берёзка – это наша белоствольная красавица, берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины. Ребята, а вы знаете, как отличить березку от других деревьев? Конечно же — это ее белый ствол с черными прожилками, ее тонкие ветви с мелкими зубчатыми листочками.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с ёжиком рассмотрим берёзу. Какая она, чем отличается от других деревьев? (дети описывают берёзу – кора, ветки, листья, цвет ствола белый с черными прожилками)

Воспитатель: А вот какими словами описывает берёзу поэт А. Прокофьев:

«Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.»

Воспитатель: теперь пойдёмте дальше.

«Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем.» (тополь)

Воспитатель: Тополь, ребята, растет очень быстро, крона большая, хорошо задерживает пыль; когда тополь цветет, бывает много пуха. Тополь самый большой раздатчик кислорода. Ребята, а какой он? (большой, стройный, высокий)

Послушайте и про него стихотворение:

Ветер дует – он не гнется,

Лист его лишь шелохнется,

Серый ствол его и ветви вверх

Это тополь – выше всех!

Вот он какой, наш тополь1

Воспитатель: хорошо, ребята! Пойдёмте дальше. Перед нами ещё дерево.

«С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.» (липа)

Воспитатель: Ребята, это же липа — дерево, с которого пчелы собирают мед. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен липовый мед. Особенно сейчас, осенью, когда становится холодно и сыро. Это очень красивое и ароматное дерево.

Воспитатель: Давным -давно у древних славян липа считалась священным деревом. И ее сравнивали с богиней любви и красоты Ладой. В старину под липами водили хороводы. Которые посвящались липовому цвету. Липовому аромату и липовому меду.

Ну, что, ёжик, может это дерево тебе понравится? Ребята, он говорит, что посмотрит сначала все деревья. Но сейчас он предлагает нам поиграть.

Игра «Дерево - цветок».

Цель игры:

 повторить названия деревьев и цветов; развивать память, внимание, экологическое мышление; воспитывать любовь к природе.

Ход игры:

Дети становятся в круг, водящий кидает мяч игрокам со словами «дерево» или «цветок». Дети в ответ называют название дерева или цветка. Кто ошибся, поворачивается в круг спиной.

Воспитатель: поиграли? Отдохнули? Поразмялись немножко? Тогда дальше в путь! Куда же приведут наши ножки!

Воспитатель: вот перед нами ещё дерево.

Ароматные цветы

Дерево осыпали.

Листики его зеленые,

С виноградом схожие!
Что же это за дерево такое интересное? Хорошо, ребята. Я вам подскажу. Дерево это называется акация. Какими словами можно описать это дерево? Кора у дерева шершавая, грубая, ветки корявые, тёмные. Это дерево теплолюбивое и весной просыпается очень медленно, нерешительно. Наверное, боится, что холода ещё вернутся. Распускаются цветки на акации поздно, в самом конце весны, когда все деревья уже распустились. Зато цветёт акация до половины лета. Цветы на акации красоты волшебной, как пуховые кисточки и аромат от них необыкновенный.

Воспитатель: Воспитатель: ну, а перед нами, ребята, последняя остановка.

«Весною зеленела,

Летом загорела,

Осенью красные бусы одела» (рябина)

Воспитатель: да, ребята, конечно же, это рябина. Эта стройная красавица- украшение лесов, парков и нашего детского сада. Очень любят это дерево птицы, особенно зимой. Почему? (ответы детей) Конечно, зимой оно спасает птиц от голода. Мне лично очень нравится стихотворение В. А. Солоухина. Вот послушайте его:

У каждого дома
Вдоль нашей деревни
Раскинули ветви
Большие деревья.

Их деды сажали
Своими руками
Себе на потеху
И людям на память.

А мой по натуре
Не лирик* ли был?
Что прочных дубов
Никогда не садил?

Под каждым окошком,
У каждого тына
Рябины, рябины,
Рябины, рябины.

В дожди октября
И в дожди ноября
Наш сад полыхает,
Как в мае заря.

Воспитатель: красивое стихотворение, правда, дети. И дерево очень красивое. Особенно сейчас, осенью. Ежик, может здесь, под рябиной дом себе выберешь?

Воспитатель: ой, ребята, а ёжику очень понравилось дерево рябина, ведь так называется наш детский сад». Он решил, что выроет норку здесь, и будет приходить к нам в гости.

Воспитатель: А теперь давайте присядем и немного отдохнём. (дети садятся на веранду)

Воспитатель: Ребята, ёжик спрашивает, знаете ли вы, зачем нужны деревья? (ответы детей) Очень много полезного дают они человеку и животным– (кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю)

Воспитатель: Молодцы ребята! А что необходимо для роста деревьев? (ответы детей)

- А теперь давайте поиграем в игру

«К названному дереву беги».

Цель игры:

 повторить названия деревьев; развивать умении действовать по сигналу, внимание, логическое мышление, быстроту и ловкость движений; воспитывать чувство товарищества, любовь к природе.

Ход игры:

Дети делятся на две команды по названиям деревьев, по команде «раз, два, три…» они бегут к своему дереву. Какая команда быстрее встанет вокруг дерева, взявшись за руки, та и выиграла.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель: Ну, вот и подошла наша интересная экскурсия к концу. Мы показали ёжику все наши деревья и помогли выбрать самое подходящее для него. Пусть он пока посидит под этим деревом и понаблюдает за нами.

Воспитатель:

Обратите внимание, что дерево может жить очень долго — сто, двести, триста лет… Посадил человек маленькое деревце — и оно будет радовать не только его самого, но и его потомков. И вместе с деревом будет жить память о человеке, который его посадил.

У многих народов есть обычай сажать дерево в память о каком-то важном событии. Чаще всего сажали деревья в честь дня рождения ребёнка.

Дерево растёт очень долго и трудно. Молодое деревце такое слабое, что его легко сломать. Надо ему помогать, оберегать его.

Не ломайте деревья!

Они вырастают и вечно служат людям, а ещё — они дарят нам красоту.

  Ребята, мы уже говорили, что всё живое вокруг нас – это наши друзья, это наша Родина, наш любимый родной край, а друзей, родину, надо защищать. Деревья нуждаются в нашей охране и защите. Люди обязаны беречь то, что им даёт щедрая российская природа, наш красивый посёлок Сёйка!!!

Воспитатель: поэтому мы должны соблюдать особое правило«Любить и оберегать природу нашей родины.

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!»

Воспитатель: А теперь вспомним начало нашего занятия. Я не сказала, куда мы отправимся. Я думаю, что все вы догадались, что путешествовали мы с вами по нашей малой Родине, по нашему родному и любимому детскому саду. Ребята, а вам понравилось путешествовать? (Да!!!)

А когда вы вырастите большими, то отправитесь в самое настоящее путешествие по нашей большой и красивой Родине – России. Узнаете много интересного и увидите ее многообразие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Моя семья» (средняя группа) 

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Моя семья» (средняя группа) ...

Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Весна" в средней группе

конспект разработан, учитывая особенности детей с ОНР...

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Моя семья» (средняя группа)

Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье и нравственных нормах...

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Весна» в средней группе

Цель: расширять представления детей о весне, ее признаках.Задачи:Образовательная:1. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне...

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Весна» в средней группе

Цель: расширять представления детей о весне, ее признаках....

Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной, в котором я живу»

Конспект занятия по окружающему миру           «Мой край родной, в котором я живу"Цели :Воспитывать любовь к родному краю, желание охранять природу.Р...