Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
презентация к уроку по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бардакова Ирина Николаевна

Эксперимент – научно –исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом. В системе образования под понятие эксперимент объединяют «поиск», «поисковую работу», «опыт», «опытно-экспериментальную работу» - все они подразумевают экспериментальную деятельность.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ Подготовили: Бардакова И.Н ., Дмитриева О.В . МКДОУ детский сад «Сказка» № 172

Слайд 2

« Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е. Тимирязев

Слайд 3

Эксперимент – научно –исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом. В системе образования под понятие эксперимент объединяют «поиск», «поисковую работу», «опыт», «опытно-экспериментальную работу» - все они подразумевают экспериментальную деятельность.

Слайд 4

Цели экспериментирования: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

Слайд 5

В процессе экспериментирования дети учатся: Видеть и выделять проблему; Принимать и ставить цели; Решать проблемы; Анализировать объект и явления; Выделять существенные признаки и связи; Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; Осуществлять эксперимент; Выдвигать гипотезы, предложения; Делать выводы.

Слайд 6

Направления: живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. физические явления (свет, его свойства и признаки). человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Слайд 7

Алгоритм подготовки эксперимента: Выбор объекта исследования; Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы); Определение типа, вида и тематики эксперимента; Выбор цели, задач работы с детьми; Предварительная исследовательская работа (в мини-лаборатории или в центре науки); Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы; Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, фотографии, рисунки и пр.); Прогнозирование результата; Закрепление последовательности действий; Закрепление правил безопасности.

Слайд 8

Методы экспериментирования: Демонстрационный метод проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Слайд 9

Классификация экспериментов: По продолжительности : кратковременные (5-15 минут), длительные (свыше 15 минут); По характеру включения в пед . процесс: систематические и эпизодические; По месту проведения: в группе, на участке и др ; По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые; По способу применения: демонстрационные (проводит воспитатель) и фронтальные; По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие; По характеру познавательной деятельности: иллюстративный (эксперимент подтверждает знакомые факты), поисковый (не знают заранее результата); А также: индивидуальные и групповые, однократные и циклические.

Слайд 10

Структура детского экспериментирования Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Выдвижение гипотезы ; Поиск и предложение возможных вариантов решения; Сбор материала; Обобщение полученных данных.

Слайд 11

Экспериментирование начинают со второй группы раннего возраста (2-3 года) Дети принимают участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, форму, величину.

Слайд 12

В младшем дошкольном возрасте(3-4 года): Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Знакомятся со свойствами различных материалов: бумаги, дерева, пластмассы, ткани и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега.

Слайд 13

Экспериментирование в средней группе: Цель – сформировать умение самостоятельно получать сведения о новом объекте. Дети знакомятся с переходом тел из одного состояния в другое (вода –лёд), исследуются объекты неживой природы: песок, глина, вода, воздух, камни. Проводятся эксперименты по выяснению причин отдельных явлений и т.д.

Слайд 14

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Стимуляция детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выбора оптимального способа их осуществления. Необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу результата опытов, стремление делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Слайд 15

Занимательные опыты и эксперименты

Слайд 16

1. Лимонный вулкан Задачи: выявить, что лимонный сок содержит лимонную кислоту, которая при смешивании с пищевой содой выделяет углекислый газ и цитрат натрия, что заставляет жидкость шипеть и пузыриться. Материалы: пищевая сода, лимонная кислота, жидкость для мытья посуды, гуашь, вода, стаканчики, ложечка, тарелочка. Ход: в стакан с водой добавляем гуашь и жидкость для мытья посуду, в другом стаканчике смешиваем соду и лимонную кислоту, перемешиваем, вливаем в эту смесь жидкость, полученную ранее и наблюдаем за действием. Вывод: действительно, при взаимодействии кислоты и соды появляется большое количество пузырьков-углекислого газа.

Слайд 18

2. Шагающая вода Задача : сформировать у детей интерес к новым познаниям физических явлений. Материалы: 7 прозрачных стаканчиков, вода, бумажные полотенца, гуашь. Ход: наливаем в стаканчики воду. В первый стакан добавляем красный цвет, в третий желтый, в пятый синий, в седьмой красный, бумажные полотенца складываем вдоль так, чтобы получилось 6 трубочек, складываем пополам. Трубочки ставим одним концом в один стакан, а другой – в соседний, результат получается на следующий день. Вывод: бумажные полотенце имеет неплотную структуру, поэтому мы можем наблюдать такое природное явление как капиллярный эффект – подъём воды снизу-вверх вопреки силе тяжести.

Слайд 20

3. Дрессировка спичек Задача: выявить способность кускового сахара впитывать в себя воду; а у мыла способность образовывать пятно, которое отодвигает предметы в стороны. Материалы : спички, миска, вода, сахар – рафинад, жидкое мыло. Ход: налить в миску воду и положить в неё несколько спичек, далее положить в центр миски кусок сахара. Спички притянутся к центру, добавляем в воду каплю жидкого мыла. спички «разбегутся» к краям миски. Вывод: когда мы кладём сахар, он начинает впитывать воду, создавая тем самым движение к центру. А мыло, наоборот, растекается воде и увлекает за собой спички.

Слайд 22

4. Выращивание плесени на продуктах ( хлеб, лимон, сыр, яблоко) Задачи: выявить, что для роста мельчайших живых организмов(грибков) нужны определенные условия. Материалы: продукты, тарелочки, полиэтиленовый пакет, лупа. Ход: дети помещают продукты в различные условия: в пакет в теплое место, в пакет в холодное место, без пакета. наблюдение в течении нескольких дней. Замечают: во влажных теплых условиях появляется плесень, в холодном и сухом- плесень не образуется. Вывод: продукты нужно хранить в холодильнике, можно посушить.

Слайд 24

5 . Опыты со снегом и льдом Задачи: выявить, что снег и лёд меняет свойства в зависимости от температурных условий. Материалы: снег, лёд, таз(большой), горячая вода, холодная вода, тарелочки, лупа. Ход: занести снег в помещение. Из поддающего снега слепили снеговика. Брали снег в руки, наблюдая как он быстро таял на ладошке. Снеговика опрыскивали сначала холодной водой – снег становился плотнее. Потом горячей водой, вследствие чего он растаял. В процессе таяние снега обнаружили загрязнения воды. Сравнили лёд со снегом, укутывали стакан со льдом в шарфик, сравнивая где быстрее происходит таяние льдинок. Вывод: в тепле снег тает, ложась на частицы пыли, грязи, выхлопов из окружающей среды.

Слайд 27

«Групповые уголки экспериментирования в МКДОУ д/с №172 «Сказка»

Слайд 28

У голок экспериментирования в группе раннего возраста

Слайд 29

Уголок экспериментирования в группе младшего дошкольного возраста

Слайд 30

Уголок экспериментирования в среднем дошкольном возрасте

Слайд 31

Уголок экспериментирования в старшей дошкольном возрасте группа «Колобок» .

Слайд 32

Уголок экспериментирования в подготовительной к школе группе «Красная шапочка»

Слайд 33

Уголок экспериментирования в группе «Белоснежка» старшего дошкольного возраста

Слайд 35

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и педагогов. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Слайд 36

Китайская пословица гласит: « Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму ».

Слайд 37

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

Организация экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»

На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....